Доклад Использование современных педагогических технологий в формировании социальной компетентности учащихся в школе VIII вида.


Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат
п. Целинные Земли»
Курилина Ирина Александровна, педагог дополнительного образования
Использование современных педагогических технологий в формировании социальной компетентности учащихся.
В статье рассматриваются вопросы обучения основам компьютерной грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый ребенок имеет равные права в получении образования, а ребенок, имеющий отклонения в развитии нуждается в этом больше, чем нормально развивающиеся его сверстники. Одна из главных целей школ для детей с ограниченными возможностями это максимальная адаптация в социуме, поэтому внедрение новых информационных технологий в образование существенно расширяют дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, способствуют всестороннему развитию ребенка как творческой личности, а главное способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ к современному информационному миру.Каждый ребенок имеет равные права в получении образования, а ребенок, имеющий отклонения в развитии нуждается в этом больше, чем нормально развивающиеся его сверстники. Одна из главных целей школ для детей с ограниченными возможностями – максимальная адаптация в социуме, поэтому внедрение новых информационных технологий в образование существенно расширяет дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, способствуют всестороннему развитию ребенка как творческой личности, а главное способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ к современному информационному миру.
В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.
На данном этапе развития нашего государства происходит постепенное вхождение России в европейское образовательное пространство, что побуждает видеть на первом плане не только традиционную задачу повышения качества образования, но, и, в первую очередь требует особых педагогических усилий от коррекционной школы в решения проблемы адаптации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в окружающем социуме. Внедрение новых информационных технологий в образование органически сочетаются с традиционными средствами обучения и воспитания, существенно расширяют дидактические возможности процесса обучения детей с различными нарушениями и отклонениями в развитии, способствуют всестороннему развитию ребенка как творческой личности, а главное способствуют социальной адаптации ребенка с ОВЗ к современному информационному миру.
Существует минимум специально разработанных коррекционных методик, направленных на освоение компьютерной грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью. Поэтому в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта, приходится синтезировать и адаптировать различные методики, предназначенные для обучения нормальных детей.
В специальном (коррекционном) образовании компьютерные технологии все чаще применяются как наиболее адаптируемое к индивидуальным особенностям детей средство обучения (А.В. Аграновский, И.В. Больших, B.C.Вальчук, Н.ТТ. Вальчук, E.JI. Гончарова, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, JI.P. Лизунова и др.).В нашей школе курс «Основы компьютерной грамотности для обучающихся 5-9 классов введён с 2006 г. Для создания программы курса «Основы компьютерной грамотности» для школьников с ограниченными возможностями здоровья была взята за основу Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 5 класса основной общеобразовательной школы Л. Л. Босовой, а также четыре информационных продукта: PAINT, WORD, POWERPOINT, Лого-Миры.
Основные элементы данных продуктов были адаптированы под данную категорию учащихся. Введение обучающихся в каждую из этих программ происходит дозировано, с последующим закреплением и повторением ранее пройденного материала.
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка. В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы») и требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности.
Цель курса:
Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Общие задачи:
Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.
Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Специальные задачи:
Активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);
Учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
Обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
Развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.
Особенностью занятий, обеспечивающих индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, имеющим нарушение интеллекта, является работа в группах, где учащихся не более 6-8человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 15-20минут урока отводится на теорию, 20-25 минут – на практическую работу, обучающие и развивающие игры. В целом, длительность занятия составляет 40 минут для каждой группы. Это позволяет сохранить интерес к занятиям в течение всего учебного года.
Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей развития каждого учащегося с ОВЗ. Содержание каждого занятия подготавливает детей к усвоению содержания следующего. В содержание тестов, игровых программ включается материал по русскому языку, математике, истории, биологии, географии, профессионально-трудовому обучению и другим предметам.
Программа «Основы компьютерной грамотности» составлена с учётом технических возможностей учреждения. Компьютерный класс оснащен 14 компьютерами (Asus на базе процессора IntelPentiumI V с цветными VGA мониторами, 1 интерактивная доска , 1 МФУ, проектор CANON). В обучении активно используются Internet-продукты.
На занятиях у обучающихся, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии, формируется умение управлять разнообразными ситуациями с помощью клавиатуры или мыши, планировать, увидеть результат на мониторе. Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Благодаря тому, что компьютер позволяет изменять условия задачи, дети незаметно для себя упражняются в поиске путей верного решения. Это оказывает большое влияние на развитие рефлексии, способности к самостоятельному построению своей деятельности, а, следовательно, к саморазвитию и обучению.
Через игровые, развивающие и обучающие компьютерные программы осуществляется последовательный переход от элементарных форм к более сложным, от наглядно-действенной формы мышления к наглядно-образной, постепенно подходя к развитию логического мышления. Многие игры и программы формируют умение корректировать первичные ошибочные действия, постепенно приближая ребенка к четко обозначенной цели, с учетом конкретных условий, имея возможность исправить ошибку.
Доступность, наглядность, новизна, возможность быть активным участником и в короткий срок получить положительные результаты, формируют у обучающихся мотивационную интеллектуальную и операционную готовность использовать для своей деятельности компьютер. Для решения поставленных задач обучающиеся нередко используют Internet.
Систематический контроль, анализ, отслеживание формирования умений и навыков с дальнейшей корректировкой подачи учебного материала позволяют добиваться достаточно высокой результативности обучения.
Во всех классах повысился рейтинг предмета, что подтверждается результатами школьного анкетирования:
2013 г. - 7 класс - 65% 8 класс - 79% 9 класс - 81 %
2014 г. - 7 класс - 72% 8 класс - 80% 9 класс - 83%
За период с 2009-2010 по 2013-2014, 2014-2015 учебный год 100 % детей, посещающих занятия «Основы компьютерной грамотности», освоили программы «WORD», «POWERPOINT», графический редактор «РАINT», основы работы с «INTERNET EXPLORER».
Информационные технологии оказывают существенное влияние на различные стороны психического развития ребенка с ОВЗ. Компьютер может помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, а именно - социально адаптироваться. А рациональное сочетание слова, наглядности и действия при работе за компьютером помогает усвоить программный материал по общеобразовательным предметам.
Компьютер способствует активному включению речи. Обогащается детский словарь. Обучающиеся овладевают новой терминологией, что влияет на рост самооценки, выступает как эффективный способ самоутверждения. Возникает чувство эмоционального комфорта, чувство более полноценной жизни, что важно, для нормального развития личности, при условии соблюдения физиолого-гигиенических норм и ограничений.
Таким образом, новые технологии помогают изменять образовательную среду в школе для детей с нарушениями интеллекта в пользу целенаправленного формирования социально полезной личности, способной к самостоятельной жизнедеятельности.
Список использованных источников
Босова JI.JI. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. –/с.159/.
Брыскина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальной школе /Информатика и образование./ 2001. /№2 с.86-92/.
Брыскина О.Ф. Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе //Информатика.- 2002. /№ 14/.
Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - М.: «Открытый мир», 1996./с.64/.
Валединский В. Информатика. Алгоритмы. Рабочая тетрадь 2 классов. НПО «Школа» - М.: «Открытый мир», 1998. /с.48/
6. Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - М.: «Открытый мир», 1998./с.78/
7. Горячев А. В. "Информатика в играх и задачах" 1-4 классы, М.: Баласс, 2003.
8. Доктор Бит. Информатика для начинающих. 1-2 ступени. Для учащихся начальных классов, М.: Стрекоза,. 2009 г./с.72./
9. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студ. высш. Учебных заведений/ И.М. Ибрагимов, Под ред. А.Н. Ковшова. - М.: «Академия», 2005.
10. Кёршан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. М.: Мир,/с.254/.
11. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы - Дефектология. 1994./№ 5./
12. Информатика: основы компьютерной грамоты. Начальный курс\ Под редакцией Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2001. – /с.11-160/.
13. Яковлева Е.И. Лого Миры 3.0. Специальные советы М., Институт Информационных технологий. 2005 /с.3-54/.
Цветкова М.С. Путешествие робота Вопросика в страну Информатики: Курс информатики для младших школьников // Информатика в младших классах. 1999. /№ 3. с. 3–64//№ 4. с. 3–58/.
Учебно-методический комплект «Живая Математика» (Задания и проекты) Институт Информационных технологий. 2006
Учебно-методический комплект Перво Лого 2.0, Лого Миры 3.0
Бука-СОФТ «Компьютер для малышей» 1 - 5 части.