Диагностический инструментарий по формированию УУД для детей со зрительной депривацией


Диагностический инструментарий
по определению уровня сформированности УУД в начальной школе
Диагностический инструментарий Метод оценивания Возраст Оцениваемые УУД Цель диагностики
Личностные УУД
1 класс
1. методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой,Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера);2. методика учетов мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже) 1.Индивидуальная беседа
2. Индивидуальная беседа 6,5 - 7 лет 1. действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;
2. действия нравственно –этического оценивания, учет мотивов и намерений героев 1. Выявление сформированности внутренней позиции
школьника, его мотивации учения.
2. выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации)
2 класс
1. методика «Незавершенная сказка».
2. методика «Мотивационная готовность» (А.Л. Венгер)
1. Индивидуальное обследование.
2. Индивидуальная беседа 8 - 9 лет
1. действия смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие – умение задавать вопросы.
2. действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности. 1. выявление познавательных интересов и инициативы школьника.
2. выявление внутренней позиции школьника.
3 класс
1. методика «Таинственное письмо».
2. методика определения уровня притязаний и потребности в достижениях. 1. Подгрупповое
2.Подгрупповое/индивидуально 9 – 10 лет 1. Действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка.
2. личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности. 1. Диагностика познавательной активности младших школьников.
2. выявление уровня притязаний.
4 класс
1. методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
2. методика «Кто Я?». 1. фронтальный письменный опрос
2. фронтальный письменный опрос 10 – 11 лет 1. личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
2. действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; 1. Выявление адекватности понимания учащимися причин успеха/неуспеха в деятельности.
2. выявление сформированности Я – концепции и самоотношения.
5 класс
1. анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциальных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004).
2. опросник «Учебная мотивация». 1. фронтальное анкетирование
2. групповая форма 11 – 12 лет 1. выделение морального содержания действий и ситуаций.
2. действия, устанавливающие смысл учения и отношение к ней. 1. выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
2. выявление осознаваемых мотивов учебной деятельности.
Регулятивные УУД
1 класс
1. методика «Выкладывание узора из кубиков».
2. методика «Домик». 1. индивидуальный
2.фронтально/индивидуально
6,5 – 7 лет 1. умение принимать и сохранять задачу воспроизведение образца, планировать своё действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату.
2. умение принимать и сохранять задачу, регулятивное действие контроля. 1. выявление развития регулятивных действий.
2. выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
2 класс
1. методика «Найди фигуру» (Л.И.Аршавина).
2. методика «Анаграммы» (А.З.Зак). 1.фронтально/индивидуально.
2.фронтально/индивидуально 8 – 9 лет 1. регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установление аналогий.
2. регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установление аналогий. 1. выявление уровня развития действий планирования.
2. выявление уровня сформированности рефлексии на способ действия.
3 класс
1. методика «Бусы»
2. методика «Аппликация» 1. фронтальный письменный опрос.
2. фронтальный письменный опрос. 9 – 10 лет 1. умение принимать и сохранять задачу, регулятивное действие контроля.
2. умение планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; умение осуществлять пространственный анализ и синтез. 1. выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
2. выявление особенностей процесса планирования при выполнении учащимися практического действия.
4 класс
1. методика «Сокращение алфавита» (Г.А. Цукерман).
2. проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая). 1. индивидуальный опрос.
2.фронтально/индивидуально 10 – 11 лет
1. умение принимать и сохранять задачу. Регулятивное действие контроля.
2. Регулятивные действия контроля 1. выявление предметной организации ребенка, помогающей или мешающей ему принимать учебную задачу.
2. Выявление уровня внимания и самоконтроля.
5 класс
1. тест «Самооценка силы воли» (Н.Н.Обозов).
2. пересказ произведения К.Паустовского «Заячьи лапы».
1. индивидуальная беседа.
2. индивидуальная беседа. 11 – 12 лет 1. проявление волевых усилий для достижения своих целей и решения учебных задач.
2. планирование и контроль действий. 1. определить уровень сформированности волевых усилий как показателя самоорганизации в деятельности, в том числе учебной.
2. выявление сформированности умения планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с планом, самостоятельно определять проблему поиска ответа на поставленный вопрос.
Познавательные УУД
1 класс
1. методика «Определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).
2. методика «Классификация фигур». 1. индивидуальная беседа.
2.фронтально/индивидуально 6,5 – 7 лет 1. знаково – символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
2. регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий. 1. выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
2. выявление уровня сформированности операции классификации.
2 класс
1. методика «Запиши задачу».
2. методика «Раздели фигуры на группы»
1.фронтально/индивидуально.
2.фронтально/индивидуально.
8 - 9 лет 1. регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий.
2. регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза, установления аналогий. 1. выявление умения классификации, обобщения, абстрагирования.
2. выявление уровня сформированности операции классификации.
3 класс
1. методика «Запиши как можно больше чисел».
2. методика «Два числа» 1.фронтально/индивидуально.
2.фронтально/индивидуально. 9 – 10 лет 1. Регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза.
2. регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза. 1. выявление способности детей ориентироваться одновременно на 2 требования.
2. выявление уровня сформированности операции классификации.
4 класс
1. методика «Части речи».
2. диагностика универсального действия общего приема решения задач(по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой). 1.фронтально/индивидуально.
2.индивидуально/групповая. 10 – 11 лет 1. регулятивные действия планирования и контроля, логические действия анализа, синтеза.
2. прием решения задач; логические действия. 1. выявление сформированности операции обобщения и умозаключения.
2. выявление сформированности общего приема решения задач.
5 класс
1. Методика «Нахождение схем к задачам»
(по А.Н. Рябинкиной)
2. методика «Исключение понятий».
1.индивидуально/групповая.
2.фронтально/индивидуально.
11 – 12 лет 1. моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.
2. логические действия анализа, синтеза, установление аналогий. 1. определение умения ученика выделять тип задачи и
способ ее решения.
2. выявит уровень сформированности операции обобщения.
Коммуникативные УУД
1 класс
1. методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман).
2. методика «Левая и правая стороны». 1. наблюдение
2. индивидуальная беседа 6,5 – 7 лет 1. коммуникативные действия.
2. коммуникативные действия.
1. выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
2. выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
2 класс
1. методика «Кто прав?» (Г.А.Цукерман).
1. индивидуальная беседа
8 – 9 лет 1. коммуникативные действия.
1. выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
3 класс
1. Методика «Дорога к дому» 1. наблюдение 9 – 10 лет 1. коммуникативно – речевые действия. 1. Выявление уровня сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
4 класс
1. коммуникация как взаимодействия «Определи ситуацию общения».
2. коммуникация как сотрудничество «Разрезанная открытка»
1. индивидуально/ в парах.
2 .работа в парах 10 – 11 лет 1. Понимание вариативности речевых действий, различных позиций и взглядов на предмет, ситуацию.
2. умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения. 1. выявление понимания речевых действий, аргументация своей позиции.
2. выявление сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе создания осмысленного общего продукта.
5 класс
1. анкета «Контроль состояния речи» (Лущихина И.М., Гайда В.К., Лоскутов В.В, 2002)
2. анкета «Мотивы выбора друга» 1.фронтально/индивидуально.
2.фронтально/индивидуально 11 – 12 лет 1. коммуникативно – речевые действия.
2. коммуникативные действия. 1. выявление умений школьника контролировать и корректировать свое речевое поведение.
2.выявление мотивации дружбы с конкретным человеком.