Создание психологических комфортных условий пребывания ребенка в школе- интернате


Создание благоприятного психологического комфорта
в условиях школы – интерната.
При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе обучения детей, когда «погода в группе » зависит, прежде всего, от воспитателя и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
В. А. КараковскийЧто такое комфорт?
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (“Толковый словарь русского языка”, С. И. Ожегов).
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, так же психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.
Никакие успехи в воспитании не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит.
То, что тычет, талдычит, жучит…
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
     Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся это:
        Неуверенность в себе,
        Повышенная утомляемость,
        Замедленность темпа работы,
        Повышенная потребность во внимании,
        Повышенная двигательная активность,
        Трудности в переключении с одной деятельности на другую.
У педагогов факторами дискомфорта выступают:
        Физическая и психологическая напряжённость труда,
        Постоянное оценивание со стороны людей,
        Высокий уровень ответственности,
        Тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,
        Разные стили управления педагогическими кадрами.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Благоприятные психологические условия характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создают комфорт и условия для работы, раскрывают потенциальные возможности личности. Неблагоприятные условия препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Источником психологической комфортности является положительное эмоциональное состояние, как ребенка, так и педагога.
Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.
Нельзя допускать у детей комплексов, неуверенности в себе. В группе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение воспитанника. Это:
- психолого-педагогические факторы (личность педагога, возможности ребенка усвоить учебную программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера общения вызывает у воспитанников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, если это авторитарное или диктаторское воспитание.
Благоприятный климат зависит от многих и многих факторов.
Педагогу важно помнить, что психологический климат начинает создаваться вне занятий. Взаимоотношения педагога с воспитанниками – важнейшее условие психологической атмосферы в интернате. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими педагогами, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие педагога воспитанникам и на их отношение к нему.
Как же педагогу создать психологический комфорт? Можно воспользоваться следующими рекомендациями: • используйте в своей работе просьбы, а не требования; • используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие; • используйте компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую либо скрытую конфронтацию; • добейтесь четкой организации работы, а не жесткую дисциплину; • используйте методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка) .
  В диссертации М. Е. Зеленовой «Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе» доказано, что при личностно-ориентированном  типе взаимодействия педагога с учащимися у детей складывается положительное отношение к школе и учению и не  возникают невротические проявления;  Личностно-ориентированный   тип  взаимодействия с учениками характеризуется эмоционально-личностным стилем отношений. В основе таких отношений лежит хорошее знание личности каждого ученика, терпимость к их неудачам в усвоении учебного предмета и поведению. При таком стиле взаимоотношений ребенок верит, что педагог готов ему помочь и если накажет, то справедливо. Педагог постоянно проявляет интерес к ребенку, его возрастным и индивидуальным особенностям, он видит в ребенке развивающуюся личность со всеми ее противоречиями и сложностями семейной обстановки, поступками, взаимоотношениями со сверстниками и учителями.   При учебно-дисциплинарной модели общения  затрудняется контакт между педагогом и учеником, у ребенка могут нарастать негативные личностные симптомокомплексы: недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебное отношение к взрослым, депрессивность.         
Большое значение для создания и поддержания психологического комфорта имеют традиции. Они устанавливают и закрепляют определенный порядок поведения и отношения, который поддерживается, сохраняется и передается (воспроизводится) в рамках одного класса. Через традицию педагог опосредованно влияет на формирование идей, взглядов, вкусов, образа действий. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована).  Этическое благородное поведение или позиция сотрудничества, заключающееся в бескорыстной помощи, открытости и радости за другого. Посредством этой операции в группу привносятся высоконравственные отношения взаимопомощи, взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.   Создать психологический комфорт для ученика может учитель, которому и самому комфортно на уроке. Напомню Вам восточную притчу о  трех камнетесах. «Однажды   путник    набрел в горах  на 3 камнетесов. Они были грязны от пыли и рубахи их мокры от пота. «Что ты делаешь?» - спросил путник у первого камнетеса.  « Я зарабатываю на хлеб насущный для своей семьи, мы еле-еле сводим концы с концами. »   « Что делаешь ты?» - спросил путник у второго камнетеса. Он был таким же уставшим, но в нем не было обреченности. « Я работаю,- отвечал второй камнетес. - Моя работа такая же как у всех, не лучше и не хуже.» А третий камнетес на вопрос путника ответил « Я строю храм.» И путника поразило, насколько одухотворенным было его лицо !»  Работа педагога трудна и не всегда благодарна , но подобно камнетесу, отсекая лишнее , педагог строит будущее, воспитывая ЧЕЛОВЕКА.