Статья: «Рефлексия в педагогическом процессе — как один из факторов реализации ФГОС»


Статья:
«Рефлексия в педагогическом процессе - как один из факторов реализации ФГОС»

Некрасова Лариса Леонидовна,
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №40» г. Курск
В настоящее время вопрос реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является самым актуальным и обсуждаемым вопросом в образовании. Целями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования должно быть формирование целостной системы универсальных знаний; умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование. Современный этап развития образования огромное внимание уделяет развитию личности, готовой к саморазвитию и самообразованию. Именно поэтому, одним из требований ФГОС является формирование у школьников положительной адекватной и рефлексивной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии - формирование у ребёнка способности к рефлексивному контролю, оценке своей деятельности как источника познавательных интересов, готовности к успешному обучению.
Так что же такое рефлексия?
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов трактует рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. даёт следующее определение: « Рефлексия – это размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ». В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости нравственного чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия помогает обучающимся сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются в ХХ1 веке, чтобы чувствовать себя полноценным человеком:
Самостоятельность. Ученик сам анализирует и осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно их решает.
Конкурентоспособность. Ученик умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути. Её цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. При взаимодействии с обучающимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Физическую (успел – не успел);
Сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
Интеллектуальную (что понял – не понял, какие затруднения испытывал);
Духовную (стал лучше – хуже).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная – её объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, её свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения разного вида задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Функции рефлексии в педагогическом процессе:
Диагностическая
Проектировочная
Организаторская
Коммуникативная
СмыслотворческаяМотивационная
Коррекционная
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются:
- «Смайлики» - карточки с изображением трёх лиц (грустного, весёлого, нейтрального);
- показ большого пальца вверх или вниз;
- «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
- «Радостный гномик» - всё хорошо, «Грустный гномик» - грустно;
- «Букет настроения» - цветовое изображение настроения: в начале урока раздаются бумажные красные и голубые цветы. На доске изображена ваза. В конце урока ученики прикрепляют к вазе красный цветок, если узнали что-то новое, на уроке понравилось,. Если не понравилось, они прикрепляют голубой.
- «Дерево чувств» - Если чувствую себя хорошо, комфортно, вешаю на дерево яблоки красного цвета. Если чувствую себя плохо, вешаю зелёные яблоки.
- музыкальный фрагмент.
Рефлексия деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмысления способов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого ребёнка на разных этапах урока. Для этого используются:
- «Лесенка успеха» : нижняя ступенька: у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька: у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька: у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» : успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался около ёлки.
- «Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
- «Поезд»: На доске расположен поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «весёлое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им показалось интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
- «Поляна»: На доске прикреплена «поляна из цветов», над каждым лепестком этап урока –(работа с текстом, фонетическая зарядка и т.д.). Перед каждым ребёнком – бабочка. Предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…); приём анализа субъективного опыта. Сегодня я узнал… 8. Я почувствовал, что…
Было интересно… 9. Я научился…
Было трудно… 10. Я смог…
Теперь я могу… 11. У меня получилось…
Я выполнял задания… 12. Я попробую…
Я приобрёл… 13. Меня удивило…
Я понял, что… 14. Урок дал мне для жизни…
15.Мне захотелось…
(«Я похвалил бы себя..»; «Особенно мне понравилось..»; «Я мечтаю о..»; и т.д.)
С 1997 года в России стал использоваться ещё один интересный приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн был разработан американской поэтессой Аделаидой Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. Синквейн помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце урока, при подведении итогов, каждый ребёнок оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Он может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:
- первая строка – название темы (одно существительное)
- вторая строка – описание темы в двух словах (два прилагательных);
- третья строка –описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- пятая строка – синоним, который повторяет суть темы.
Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске. В этом выводе каждый обучающийся соединяет и обобщает свои впечатления, знание, воображение.
При подведении итогов урока также эффективно упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно.
Для письменного выполнения предлагается заполнить в таблице три графы. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или, по мнению обучающихся, могут быть полезны для достижения каких-либо целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, по мнению ученика, оказалась ненужной, бесполезной с точки зрения жизненных ситуаций. В графу «И» - интересно – вписываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Эту таблицу предложил Эдвард де Боно, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Таблица позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Также можно предложить ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ:
Своей работой на уроке я… доволен/не доволен
На уроке я работал… активно/пассивно
Урок для меня показался… коротким/длинным
За урок я… не устал/устал
Моё настроение… стало лучше/стало хуже
Материал урока мне кажется… понятен/не понятен
полезен/не полезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется…лёгким/трудным
Интересно/не интересно
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Коллективная учебная деятельность создаёт условия для овладения иноязычным общением. Поэтому, рефлексивная деятельность, как и любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать обучающимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только их результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как в ходе работы общение влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнёрские отношения
- единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников группы
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача оказалась неинтересной, трудной
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого обучающегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить обучающимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, поскольку оценка должна проводиться как личностью самого себя, так и окружающими людьми. Таким образом, рефлексивная деятельность на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ребёнка. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, направленность на саморазвитие.
Использованная литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа : http : // standart.edu.ru;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Режим доступа : http : // standart.edu.ru;
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий» Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю «Толковый словарь русского языка»
Волков Б.С. «Психология младшего школьника. Психология развития». М.: изд. Академический проект, 2008г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (Стандарты второго поколения) М.: изд. «Просвещение», 2012г.
Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности школьника как необходимое условие развития учителя и учащихся». Журнал «Иностранные языки в школе», №1, 2005г.
2015г.