Конспект урока по истории в 6 классе. Культурное пространство Европы и культура Руси


Пояснительная записка к уроку «Культурное пространство Европы и культура Руси»
На данном уроке обучающиеся знакомятся с важнейшими чертами культуры стран Европы в IX- XII вв; особенностями культуры Руси; оценивают уровень развития письменной культуры Древней Руси, грамотности и образованности населения; охарактеризуют уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси. На уроке учащиеся учатся отбирать информацию, самостоятельно выделять причины событий и их следствия, соотносить имеющиеся знания с новыми, анализировать, обобщать, делать выводы развивать навыки творческого мышления, работать с документами, текстом, статьями. Данный урок можно провести в рамках недели истории в 6 классе. Автором учебника являются Арсентьев Н.М., Данилов А.А.
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью) Напалков Вячеслав Александрович
Село ШагаевоРайон ПочинковскийОбласть Нижегородская
Место работы Филиал МБОУ Никитинской СШ – Шагаевская ОШ
Должность Учитель истории и обществознания
УМК по отечественной истории
Учебник “История России» Н.М Арсентьева, А. А.Данилова для 6 класса
Общая информация
Тема урока Культурное пространство Европы и культура Руси
Тип урока Комбинированный
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) Цель: формирование исторического сознания личности, исторического стиля мышления шестиклассников, через осмысление культурных достижений Древнерусского государства и Европы.
Задачи:
обучающая:
-сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций;
- развивающая:
способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиям
- воспитательная:
воспитывать патриотизм, любовь к родине, уважение к создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство.


Необходимое оборудование Интерактивная доска
Дидактическое обеспечение Таблицы, кроссворд, карточки с заданиями, картины.
Планируемые результаты урока
личностные  -формирование целостного мировоззрения, культурного, языкового, духовное многообразие современного мира;
-формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве в процессе образовательной деятельности
предметные -развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о культурных достижениях Древней Руси , способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;
метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД) -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность
Литература и Интернет-ресурсы
Основная Учебник “История России» Н.М Арсентьева, А. А.Данилова для 6 класса
Дополнительная ЭОР http://fcior.edu.ru/card/2606/rascvet-rusi-pri-yaroslave-mudrom.html
http://fcior.edu.ru/search?q=%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5+%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC&educational_level%5B%5D=4&moduletypes%5B%5D=3

Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации
1.Организационный момент Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока
2.Опрос домашнего задания Применяемые методы:
- критического мышления
- интерактивный
Прием работы:
- групповая работа
Обучающиеся делятся на две группы.
1-я группа работает по раздаточному материалу (с заданиями);
- Заполните пропущенные слова в предложении.
Ввел христианство на Руси----1-- После его смерти на Руси началась первая ---2-- между братьями. Святополк пошел войной против ---3--- .Победу в 1016 г. Одержал ----4---.Он до 1036г. Правил вместе с --5-----.Во время правления Ярослава были построены---6----- составлен первый письменный закон -----7---, который ограничивал --8--.И закрепил неравенство, появилось зависимое население---9--.
2-я группа работает с интерактивными заданиями
Интерактивное задание (работа с картой и историческим документом)
http://fcior.edu.ru/card/2606/rascvet-rusi-pri-yaroslave-mudrom.html
Форма организации:
- работа в группах.
Каждая группа защищает свою работу

3. Актуализация знаний
Метод:
- проблемный
- исследовательский
Прием работы:
- проблемная ситуация
- гипотеза
Учитель создает проблемную ситуацию, тем самым актуализирует важность изучения новой темы: подводит к цели урока
Создание проблемной ситуации. В исторической литературе пишут о том, что в дохристианской Руси не было письменности, а в Новгороде найдены берестяные грамоты с письмами простых горожан. Какую проблему вы увидели?
Как вы думаете, как выглядели города древней Руси?
Гипотеза:
- красивые
- деревянные
- маленькие
Обучающимся предоставляется выдержка из документа.
Анна Ярославна писала отцу в Киев «Куда в какую Тмутаракань батюшка меня отправил, в Париже грязь страшная и нравы ужасные»
Стольный град Киев не уступал по своей красоте ни одному городу Европы, кроме Лондона
Главный вопрос урока:
- Какие достижения культуры Древней Руси доказывают, что она не уступала в своем развитии европейским государствам?
Гипотеза:
- страна городов
- развитие литературы, зодчества
Форма организации:
- фронтальная беседа
Находят противоречие (фронтальная беседа)
Фронтально
высказывают гипотезы
Обучающиеся исследуют выдержку и делают выводы, подтверждая или опровергая свои гипотезы
Фронтально
высказывают гипотезы

3.Изучение нового материала Методы:
- исследовательский
Прием работы:
- гипотеза
- работа с иллюстрациями в учебнике и интернете
Работа в группах
1-я группа исследует материал учебника (Развитие письменности и образования)
2-я группа исследует материал учебника (Развитие Литературы)
3-я группа исследует материал интернета. (Развитие Зодчества)
4-я группа исследует материал учебника. (Развитие иконописи)
Форма организации:
- работа в группах.
Обучающиеся исследуют материал учебника и ресурсы интернета, и делают выводы, подтверждая или опровергая свои гипотезы
Каждая группа защищает свою исследовательскую работу
В тетрадь записываются термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, патриотизм, самобытный, фреска 4.Закрепление пройденного материала Метод:
- интерактивный
Прием работы:
- работа с электронным образовательным ресурсом
Интерактивные задания
http://fcior.edu.ru/search?q=%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B8+%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B5+%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC&educational_level%5B%5D=4&moduletypes%5B%5D=3
Форма организации:
- индивидуальная
5.Рефлексия
Метод:
- рефлексия содержания учебного материала
Прием работы:
- оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…);

-
- Что нового я узнал на уроке?
- Что меня заинтересовало?
- Понравился урок или нет?
- Что бы мне хотелось изменить?
Форма организации:
- индивидуальная рефлексия
6.Домашнее задание Параграф 10. Опережающее задание. Обучающиеся делятся на три группы. Каждая группа подготавливает материал в виде презентации или доклада о повседневной жизни Древнерусского общества. При этом используют материал учебника на странице 93, материалы дополнительной литературы и ресурсы интернета
Жизнь земледельцев
Жизнь горожан
Жизнь князей и бояр