Урок русского языка «Виды сказуемых», 8 класс


Утверждаю.
Директор КГУ
"Средняя школа №11 города Зыряновска": Скрипник Л.Б.
«___ » октября 2012 года.
Неделя 1 День 3 среда Урок № 1
Название сессии: Виды сказуемых
Ссылка: Среднесрочное планирование, 8 класс, 1 четверть.
Календарное планирование, 8 класс, 1 четверть.
Общие цели: обобщать сведения о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов; познакомить с разными типами сказуемых;
развивать умение находить сказуемое и определять его вид;рефлексивные навыки школьников;
воспитывать самостоятельность, способность обучаться в сотрудничестве.
Результат обучения: Учащиеся по окончании урока должны уметь находить сказуемые в предложении, определять их вид, указывать способ выражения. Знание способов его выражения позволит школьникам хорошо усвоить тип сказуемого, а в дальнейшем определять виды односоставных предложений.
При групповой работе учащиеся учатся проводить рефлексию, достигают делового взаимодействия и слаженной защиты продукта.
Основные идеи: Сказуемое – главный член предложения. Различают 3 вида сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное и составное именное. Каждый вид сказуемых имеют свою структуру.
Модули: Новые подходы в преподавании.
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Обучение талантливых и одаренных детей
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
Управление и лидерство в обучении
Ресурсы: Раздаточный материал с таблицей «Типы сказуемых» http://www.gramma.ru/ZIP/skaz.pdf?PHPSESSID=8d92e851a3689dd550d2b35580c41925;
Тренировочные упражнения, лист само и взаимооценки, листочки-стикеры для рефлексии.
Кабдолова К.Л., Сабитова З.К., Еилевая Л.Т., «Русский язык 8 класс», - Алматы, «Мектеп», 2011г.
Задания: Введение в урок. Оргмомент. Деление на группы Повторение ранее изученного материала. Мозговой штурм.
Изучение нового материала, Групповая работа. Тренировочные задания
Рефлексия. Информация о домашнем задании.
Последующее задание: Общее задание: Подготовить устный ответ «Виды сказуемых» по собственному плану.
Задание на выбор:
Упражнение 91.
Написать осеннее эссе (10 предложений), выделить сказуемые и определить их вид.
Последующее чтение: Учебник русского языка §12,13,14.
А.Штоль «Таблицы по русскому языку» стр 12.
№ Задание Действие школьников Действие учителя
Введение в урок Пришла осенняя пора,
Прозрачный воздух чист и ясен,
На лужах лед хрустит с утра
И листья кружат в желтом вальсе.
Пойдем, мой друг, поворошим
Ковер опавший разноцветный,
Пусть в такт шагам, твоим, моим
Шуршит разбуженное эхо
Отвечают на вопрос: «С чем вы ассоциируете осень? Что такое осень для вас?» Задает вопрос на установление межличностного контакта.
Деление на группы Рассаживаются в группы:
Рябинки, листочки, грибы, желуди, орехи Учитель раздает при входе картинки для деления на группы.
Задание 1
«Осенний марафон» (по типу «мозгового штурма) Индивидуально-парная-групповая работа: учащиеся вспоминают все, что помнят, знают, слышали о сказуемом.
Обсуждают работу в группах. Наблюдает
Обсуждает
Проверка работы: выступление групп, каждая дополняет другую своей информацией.
Обсуждение и комментирование оценки учителя. оценивает работу групп на листе оценки.
Задание 2
«Приметы осени» Изучение материала с таблицей «Типы сказуемых» (индивидуально)
Парная работа: обсудите самые сложные, на ваш взгляд моменты.
Групповая работа: составьте постер «Как узнать вид сказуемых: пособие для чайников» Слушает обсуждения в группах
Отвечает на вопросы
Проверка работы: учащиеся презентуют свои работы.
Другие группы выставляют оценку друг другу. Следит за выставлением оценки, консультирует при возникновении спорных моментов
Разминка
Учащиеся выполняют физминутку:
Тихо осень в лес пришла,
Ветки тихо потрясла.
Листья в воздухе кружат.
Утки к югу полетят.
За грибами в лес шагаем.
Так чудесно отдыхаем. Выполняет физминутку вместе с учащимися.
Задание 3
«Загадки осени» Работают с тренировочными упражнениями индивидуально. Задания разноуровневыеОбсуждение и проверка в группе Раздает каждому ученику листы с тренировочными упражнениями предлагает их заполнить. Затем в группе предлагает обменяться выполненной работой и оценить друг друга.
наблюдает,
комментирует задание при необходимости, отвечает на вопросы.
Проверка работы: коллективно по 1 представителю из группы Следит за очередностью
Рефлексия
«Листопад» Учащиеся прикрепляют стикеры-листья со своими именами к трем веткам: уверенность, сомнение, тревожность… наблюдает, делает выводы.
Рефлексивный отчет по одному уроку серии последовательных уроков.
Это первый урок из серии последовательных уроков, некоторые из стратегий были для учащихся новыми, поэтому возникли некоторые опасения по поводу успешного проведения урока. Ранее 8Б класс имел опыт групповой работы, ребята имеют представление о групповом взаимодействии, разделении на роли внутри группы. В начале урока деление на группы прошло слаженно и быстро, школьники с интересом включились в урок. На этапе вызова создан благоприятный эмоциональный настрой, под музыку прозвучали стихи, затем ученики отвечают на вопрос, который позволяет установить межличностный контакт. Этот прием направлен сначала на активизацию творческой деятельности. На этапе осмысления проведен «мозговой штурм», задачей которого было обобщить имеющиеся знания о сказуемом, ученики рисовали и защищали постеры. 2 группы неточно воспроизвели теоретический материал, созданная коллизия помогда в группах исправить ошибки без вмешательства учителя. Этот момент был для меня принципиально новым: очень сложно было не вмешиваться в процесс обсуждения. Учащиеся получили новые навыки работы с информацией, прием способствовал развитию коммуникативных навыков, групповая работа направлена на развитие сотрудничества, умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения, умения оценить, применить уже имеющуюся информацию. Достаточно успешно шла работа на этапе реализации и осмысления содержания. Использованы следующие приемы: парное и групповое чтение с остановками, маркировочная таблица (знаю, узнал, хочу узнать подробнее). Школьники систематизировали новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. Изучение материала таблицы «Типы сказуемых» (чтение с пометками) - непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. В парной работе по вопросам происходит не просто осмысление, но и углубление и систематизация учебного материала. При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Важным моментом при оформлении групповой работы было преодолеть барьер учащихся класса при защите работы: в первый раз некоторые дети были не уверены в качестве представленной работы и использовали однотипные формы представления. Учащиеся Виктория Э., Эльдар С., Тлекжан А. вообще отказались презентовать свою работу, сославшись на ее низкое качество. Впоследствии эти ребята очень изменились, стали более активными, стали предлагать свои работы и идеи для обсуждения. При организации диалогового обучения столкнулась с трудностью в том, учащимся недостаточно известны эффективные приемы работы с учебным материалом и, как следствие этому, возникла проблема усвоения основных идей учебного материала и объяснения его другим членам группы. На улучшение качества организации групповой работы положительное влияние оказало консультирование как учителем, так и учащимися. Решить проблему было возможно: использованы и задействованы лидеры групп, уверенные в своих силах, именно эта группа учащихся (Азат Т., Денис М., Альбина З., Дмитий З., Жасулан Ж., Иван Р.) выступила в роли консультантов на уроках и оказывала необходимую помощь. При планировании оценивания на начальном этапе учащимся были заранее предоставлены критерии, по которым в сотрудничестве (ученик-ученик, учитель-ученик, учитель-группа, группа-группа) они оценивали работу на уроке. В парах и в группе ученики учились проводить само и взаимооценку. Использование приемов оценивания и рефлексии позволяет каждому ученику объективно оценить, на сколько баллов он подготовился или справился с заданием, и самое главное, многие учащиеся строят последующую работу с учетом предыдущих недочетов, планируют последующее продвижение. Анализ и самоанализ на этапе рефлексии помогает ученикам освоить новые приемы и способы, анализ же проведенного урока позволил мне, как учителю, поставить новые задачи и выделить приоритеты для последующей работы.
Следует отметить, что самооценка в некоторых группах была необъективной, часто завышенной, но это закономерно, так как процесс развития навыков оценочной деятельности учащихся продолжается. Новым для учащихся в групповой работе было то, что возникла необходимость ставить цели для себя и сравнивать их с полученным в итоге материалом, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения. Не всегда это принимается учащимися, ошибки вызывали негативное отношение к работе, понимание, что ошибка помогает обогатить опыт, пришло не сразу. На первом уроке при организации групповой работы возникли проблемы при соблюдении обязанностей ролей. Учащиеся испытывали следующие затруднения: выполняя общее задание, забывали о времени, наблюдении, записи и фиксировании результатов. Очень часто задание было прочитано не до конца, приходилось напоминать о том, что рефлексия необходима как на начальном, так и на промежуточном и конечном этапе работы.
Именно так была реализована конечная цель первой недели, на которой был проведен урок - при групповой работе учащимся рекомендовано качественно проводить рефлексию на каждом этапе урока для достижения делового взаимодействия и слаженной защиты продукта.
Из урока в урок в работу были вовлечены в той или иной мере все ученики класса, такой подход обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность. Улучшился микроклимат в классном коллективе: повысилась психологическая готовность учащихся к включению на уроке в те или иные формы работы, школьники активнее принимают участие в групповой работе.
Повысилась продуктивность работы в малых группах, учащиеся стараются улучшить результаты своего туда, охотно обучают друг друга. Созданы условия для того, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Ученики стараются соблюдать правила работы, принятые в группе, стараются проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.
До прохождения курсов третьего базового уровня знакомство с технологией критического мышления было поверхностным, хотя некоторые ее стратегии использовались мной на практике («Синквейн», «Чтение с пометками»). Детальное изучение технологии и ее стратегий позволило построить четкую модель применения данной технологии в работе, выявить ее преимущества: технология помогает не просто получать знания, а искать источники информации, где эти знания можно найти. Внедрение технологии на начальном этапе позволило создать условия для свободного развития личности, ориентированные на исследовательскую и творческую активность.
После первого урока поставила перед собой следующие задачи: продолжить работу с учащимися класса по внедрению диалогового обучения. При консультировании индивидуально разъяснять обязанности каждого члена в группе, подготовить памятку по групповой работе. Необходимо поощрять творческие способности учащихся при оформлении постеров. Повышение методического уровня также необходимо четко спланировать: изучить подробнее главу «Диалоговое обучение» и «Саморегуляция»; внедрять приемы технологии критического мышления во внеклассной работе, подготовить раздаточный материал по групповому взаимодействию.
Приложения к уроку:
Задание 2
Виды сказуемых .Вид сказуемого Способ выражения пример
Простое глагольное сказуемое Глагол в форме какого-либо наклонения Танцевала осень вальс-бостон.
Составное глагольное сказуемое Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола Девушка стала рассказывать о поездке в осенний лес.
Составное именноесказуемоеГлагол-связка + именная часть Турист был очарован рябинами у озера.
СКАЗУЕМОЕ
1. Простое глагольное
- глагол * Ласточки летают низко.
- фразеологический оборот * Не заговаривай мне зубы. (= не запутывай)
- будущее составное время * Он не будет на меня сердиться?
2. Составное глагольное
Вспомогательный глагол или слова:
начать, продолжать, кончать, хотеть, мочь; + инфинитив
должен, рад, нужно, надо, готов, намерен * Друзья (были) готовы помочь.
* Мы начинаем понимать.
3. Составное именное
Глагол-связка: быть, казаться, являться, Может быть нулевой в наст.времени.
считаться, называться
+ именная часть: имя существительное * Этот сад – моя гордость.
имя прилагательное * Он огромен.
имя числительное * Любимое ее число – семь.
наречие, категория состояния * Было тихо.
инфинитив * Долго спать – время терять.
Ответьте на вопросы для самопроверки:
Какой член предложения называется сказуемым?
Назовите виды сказуемых.
Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного?
В чём состоит особенность составного глагольного сказуемого?
В чём состоит особенность составного именного сказуемого?
Шелагур( Андрей Полосин)
Осень
Пришла осенняя пора,
Прозрачный воздух чист и ясен,
На лужах лед хрустит с утра
И листья кружат в желтом вальсе
Пойдем, мой друг, поворошим
Ковер опавший разноцветный,
Пусть в такт шагам, твоим, моим
Шуршит разбуженное эхо
Давай, мой друг, взгрустнем слегка
Про теплый и зеленый вечер,
В последний раз в руке рука,
Вдвоем шагнем судьбе навстречу
Мой друг, ты холод пролистнешь
И вновь согреешься весною
Но там меня ты не найдешь
Увы! Расстанемся с тобою:
Все дальше в осень я вступаю
По дням упавшим в никуда
Все чаще просто вспоминаю
И улыбаюсь иногда…
Молю тебя: за мной не надо
Стремиться к осени в чертог
Любовь дана тебе в награду
И ей еще не вышел срок…
Мне в юность дверь давно закрыта
Засовом из ушедших лет
Мой дух шальной, стократно битый
Закончил свой беспечный бег.
Задание 2
Тренировочные упражнения.
1. Выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.
1) К вечеру буря стала стихать.
2) Я вам советую взять зонт.
3) Волшебники могут исполнять любые желания.
4) Вечер обещал быть теплым.
5) Я предложил ему поехать ко мне обедать.
2. Укажите словосочетания, которые в предложении могут быть составным именным сказуемым.
1) Завтра приеду;
2) буду гостем;
3) начал думать;
4) был задумчивым;
5) у нас есть;
6) станет понятно;
7) явилась утром;
8) явилась результатом.


Лист оценки группы «_________________»
№ задание Кто оценивает Оценка работы
«Осенний марафон» Повторение о сказуемом учитель «Приметы осени»
Изучение новой темы Другая группа «Загадки осени»
Тренировочные упражнения. взаимооценка1.ФИ учащегося 2. 3. 4. 5. 6. «Листопад» итог всего урока Самооценка