Конспект урока Путь-дорога. Гостеприимство. Паломники. Дорога жизни (Истоки)


Открытый урок по «Истокам»
На тему: «Путь дорога. Гостеприимство. Паломники. Дорога жизни»
2 класс

Тема: «Путь-дорога. Паломники. Гостеприимство. Дорога жизни».
Цели:
социокультурное наполнение категорий «путь-дорога», «паломники», «дорога жизни»;
приобщение ребенка к истокам родной культуры;
развитие целостного восприятия, управленческих и коммуникативных способностей;
патриотическое воспитание учащихся.
Основные понятия: путь к счастью, путь к спасению, дорога жизни, паломники, гостеприимство.
Видеоряд: фотографии из жизни Сергия Радонежского, рисунок возможного паломника, карточки пути (путь к счастью, путь к правде, фронтовая дорога, путь к спасению, уединению).
Аудиоряд: грамзапись песни «Поверь в мечту», музыка Ю.Антонова, слова И.Кохановского.
Ход урока.
1.Присоединение.
Я рада видеть вас, ребята. Вы улыбаетесь, значит, готовы продолжить свой путь по дорогам знаний.
Путь… дорога… Знакомые слова. А разве наша жизнь не похожа на путь-дорогу? Начинаем ее в детстве, а заканчиваем в старости.
Мы – путники на дороге жизни. И сегодня на уроке мы попробуем разобраться куда нам пойти и какой путь для себя выбрать.
2. Ресурсный круг.
А сейчас, ребята, давайте с вами попробуем представить образы, звуки и ощущения, которые мы можем увидеть, услышать и почувствовать во время нашего путешествия. (Дети встают в круг и проговаривают: я вижу… я слышу… я чувствую…)
Образы (я вижу) Звуки (я слышу) Ощущение (я чувствую)
Остановка Голоса Ожидание
Автобус Шум мотора Радость
Путник Шум ветра Усталость
Памятник герою Взрывы снарядов Гордость
Ребята, вы очень хорошо представили и ощутили путь, по которому пошагаем дальше.
3.Чтение и анализ текста.
Ну, а о новых путях-дорожках узнаем, прочитав текст на ст.46. в начале прочитаю его вам я, а вы постарайтесь внимательно слушать и после чтения текста ответьте мне на вопрос – что же это за закон гостеприимства?
Чтение учащимися и словарная работа.
От чего уводила людей путь-дорога?
Куда эта дорожка приводила избранных?
Для чего свой путь совершали паломники?
Ребята, а как вы думаете, кто такие паломники?
А куда ходят приклониться паломники у нас в Сергиевом - Посаде? Почему?
Ребята, вы уже много знаете о Преподобном Сергии Радонежском.
Куда же его привела путь-дорога? Ответ найдите в тексте.
Много лет назад Преподобный Сергий (а в миру его звали Варфоломей) после смерти родителей предложил брату Стефану уйти в дремучий лес, пустынь, и жить там отшельниками.
Много верст исходили братья по буреломам, по волчьим оврагам, пока не увидели большой холм в виде маковки. «Здесь это место, - почувствовал всем сердцем Варфоломей. – Здесь и построим обитель.»Помолившись, братья в два топора принялись рубить высокие ели, стиснув зубы таскать тяжелые смоляные бревна и складывать низенькую келью, а после и маленькую церковку всю уместившуюся под березой. Церковь нарекли во имя Святой Троицы.
Но даже в дремучем лес не смог укрыться Сергий. Во все стороны разлетелись слухи о молодом, смиренном и кротком отшельнике и к нему стали приходить странники, у которых была цель – вымолить у Бога здоровье себе и другим людям. В пути паломники становились мудрее и многие из них умоляли его позволить им поселиться рядом. Когда их стало 12, они огородили свою обитель забором и срубили себе каждый кельи. Глядя на эти строения, никто не мог догадаться, что все это станет началом знаменитого на всю Россию монастыря.
4. Активное занятие, работа в паре.
Путь-дорога помогает узнать человека?
Каким должен быть человек в пути?
У вас на партах есть карточки со словами, обозначающими черты характера человека. Работая в паре вы должны подумать, какого спутника хотелось бы встретить вам на своем пути. Ненужные слова вам нужно зачеркнуть.
доброта сила
щедростьлень
трусостьзлость
общительностьотзывчивость
смелостьлюбознательность
5. Физминутка.
А мы продолжаем наше путешествие
Мы туристы, мы в дороге.
Веселей шагайте, ноги!
Легче выдох, глубже вдох,
Путь не близок, путь далек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.
У речного плеса взяли в руки весла.
Пусть скрипят уключины,
Мы грести научены.
Тихо к берегу пристанем
И на цыпочках привстанем.
Вверх потянемся слегка,
Станут выше облака.
Мы в дремучий лес зашли,
Ветви гнутся до земли.
Ниже, ниже поклонись.
На поляне отдохнем...
А теперь домой пойдем.
6. Беседа с элементами практической деятельности.
(Показ слайда памятника погибшим в деревне Закубежье)
Ребята, посмотрите на это место. Оно вам знакомо?
Где находится этот памятник?
Что может обозначать этот памятник?
Действительно это так в наше время обозначены фронтовые дороги, по которым шагали ваши деды и прадеды. Многие из них не вернулись, так и остались возле этих дорог, по этому люди воздвигают памятники Защитникам нашей Родины. Остановись здесь и помяни их в тишине.
(Показ слайдов леса, луга, поля)
Посмотрите, ребята, как красивы леса, просторны луга, извилиста наша речка. Вглядитесь, как много потрудились руки и душа человека. Колосец и пшеница, возделывается земля, пасутся стада, белеют храмы… Это просторы твоего Отечества.
Послушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского «Выбор» и потом мне скажите, о чем можно задуматься, слушая утверждения автора стихотворения.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу…
Каждый выбирает по себе.
Слово для любви и для молитвы…
Каждый выбирает для себя,
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Ребята посмотрите в разных местах класса у нас стоят таблички «Путь к счастью», «Путь к правде», «Фронтовая дорога», «Путь к спасению и уединению». Закройте глаза и вы должны сейчас мысленно представить и почувствовать, какой путь вы выберите и под звуки песни разойтись к выбранным дорогам.
Почему вы пошли по этому жизненному пути?
С каким настроением вы отправитесь по своей дороге?
Да, ребята, мы – путники на дороге жизни. Она тоже не бывает прямой и гладкой. Нередко на ней встречаются перекрестки – приходится выбирать между добром и злом, правдой и кривдой.
Но каждый из вас уже сделал по своей дороге первые шаги – пусть же она будет счастливой, пусть твой путь будет истинным. Мне очень хочется, чтобы вы вспомнили стихотворение «Доброго пути!»
Поле большое,Хорошо на свете,
Зеленый лесок,Солнышко, свети,
Сколько на светеПожелай нам, ветер,
Путей и дорог?Доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути,
Самого, самого доброго пути!
Слова этого стихотворения как бы пожелание, чтобы путь ваш был легким, счастливым. «Доброе слово сказать – посошок в руку дать».
И уходя сейчас с урока, захватите с собой посошок со словами напутствиями («В добрый путь!», «Ангела Хранителя!», «Счастливого пути!», «С Богом!», «Хорошей дороги!»)
Спасибо вам, ребята, за пройденный урок жизни на «Истоках».
7. Домашнее задание.
Ст. 48 ответить на вопросы