Конспект НОД по «Познавательное развитие. Природа и ребенок». на тему «Знакомство с основными свойствами воды» для детей подготовительной группы


Московская область
Раменский муниципальный район
Посёлок им. Тельмана
Частное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа-пансион
«Ломоносовская»
Конспект НОД по
«Познавательное развитие. Природа и ребенок».
на тему «Знакомство с основными свойствами воды»
для детей подготовительной группы
Автор: Г. Н. Тихонова,
педагог дошкольного образования
Предварительная работа: рассматривание глобуса и карты мира; проведение беседы «Если б не было воды»; заучивание стихотворений о роднике, реке, море.
Программное содержание:
Цель НОД: Формирование у детей представления об основных свойствах воды и о значении воды в природе и жизни человека.
Задачи НОД:
- Образовательные:
1) познакомить детей с основными свойствами воды:  прозрачность, бесцветность, текучесть,  отсутствие формы, вкуса и запаха, способность растворять и быть в газообразном состоянии;
2) развивать у воспитанников умения и навыки познавательно-исследовательской деятельности: наблюдать, анализировать ситуацию, выделять существенное,   обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности;
3) учить детей находить ответы на вопросы при помощи практических действий - опытов;
4) развивать умения и навыки проведения лабораторных опытов:  работать с прозрачной стеклянной посудой, с растворами (водой), соблюдать необходимые меры безопасности;
5) обогатить лексический запас воспитанников существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
6) формировать у детей познавательный интерес к воде и понимание её значимости для жизни на Земле;
- Развивающие:
1) развивать речь, мышление, произвольное внимание, любознательность;
2) развивать умение делать выводы, умозаключения;
3) развивать коммуникативные навыки, организуя общение детей и взрослого; интерес к совместной деятельности;
- Воспитательные:
1) воспитывать личностные качества ребенка: познавательную активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к воде;
2) формировать научное мировоззрение воспитанников о способах познания окружающего мира и о глубокой связи между человеком и природой;
3) совершенствовать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения;
4) воспитывать интерес к практической деятельности.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание»: развитие познавательно-исследовательской деятельности через постановку вопросов, нахождению ответов на них; проведение наблюдения и экспериментирования с водой; разрешение проблемных вопросов;
- «Коммуникация»: развитие свободного общения со взрослым и детьми (беседа, ситуативный разговор, разгадывание загадок);
- «Социализация»: развитие чувства общности в группе и навыков сотрудничества; формирование умения представлять окружающим свою деятельность; развитие бережного отношения к воде; дидактическая игра «Мама Тучка»;
- «Чтение художественной литературы» - разучивание потешек о воде;
- «Музыка»: развитие музыкальной деятельности (выполнение ритмических движений под музыку, слушание звуков воды);
- «Физическое развитие»:  физкультминутка; дидактическая игра «Мама Тучка»;
- «Труд»: совместные действия с водой;
- «Безопасность»: беседа с детьми о правилах поведения в лаборатории и обращения со стеклом.
 Методы работы: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, демонстрация, показ, частично-поисковый, упражнение, самостоятельная работа воспитанников, лабораторная работа, поощрение, предъявление требований.
Форма организации детей: фронтальная.
Оборудование и материалы: ПК, проекционное оборудование, презентация, аудиозапись звуков воды, вода, молоко, сахар, электрочайник.
Раздаточный материал: стаканы с питьевой водой, мелкие игрушки, предметы круглой и квадратной формы (по количеству детей).
Ход НОД:
I этап: Организация детей на занятие.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку К. Авдеенко:
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,Чтобы не было беды — жить нельзя нам без…
Дети: Воды!
Воспитатель: Молодцы! Правильно – «жить нельзя нам без воды».
Сегодня мы будем говорить о воде: об её основных свойствах и о том, что без воды не может жить долго ни человек, ни природа. Вода – это основа жизни на Земле.
II этап: Проведение артикуляционной гимнастики.
Воспитатель: Мы сегодня будем говорить, рассуждать, доказывать. Поэтому нам надо размять наш язык. Давайте проведём артикуляционную гимнастику:
Упражнения: «Часики», «Окошко».
Повторить сначала вместе, а затем по одному строчку из потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико».
Воспитатель: Молодцы, ребята!
III этап: Актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний.
Воспитатель: Ребята, где в природе мы можем увидеть каплю воды?
Дети: Каплю воды можно увидеть в кране, в реке, в море.
Воспитатель: Хорошо! А где еще мы можем увидеть капельку воды, вы узнаете, когда мы поиграем в игру «Мама Тучка».
Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте все, что я скажу:
- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю (дети опускаются на корточки, затем поднимаются и прыгают). Попрыгали, попрыгали… (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой («ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Где же ещё встречается капелька воды?
Дети: В дожде, в ручейке, океане, на листике растения…
IV этап: Сообщение нового материала воспитателем, восприятие, осознание и исследование его детьми.
Воспитатель: Вы правильно указали, где встречается капелька воды. А теперь нам с вами предстоит выяснить, какими свойствами обладает вода. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию и станем исследователями.
На экране вывеска «Лаборатория».
Запомните правила поведения в лаборатории:
- Не шумите – этим вы мешаете другим.
- Аккуратно обращайтесь с лабораторной посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
- Слушайте воспитателя.
- Внимательно следите за результатами опыта.
- Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Дети: проходят к рабочим столам. На столах стаканы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой.
Опыт № 1.
16154402061210Опыт № 1. Определение прозрачности воды.
00Опыт № 1. Определение прозрачности воды.

Воспитатель: Опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка?
Дети: Нет, игрушка не видна.
Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки?
Дети: Игрушки видны хорошо.
Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что одно из свойств воды – прозрачность (Слайд № 1).

Опыт № 2.
Воспитатель: Есть ли у воды вкус? Возьмите стаканы с питьевой водой. Попробуйте воду.
16154401962150Опыт № 2. Определение вкуса воды.
00Опыт № 2. Определение вкуса воды.

Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что ещё одним свойством воды является отсутствие у неё вкуса (Слайд № 2).

Опыт № 3.
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Дети: Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: формулирует вывод вместе с детьми о том, что ещё одним свойством воды является отсутствие у неё запаха (Слайд № 3).

Опыт № 4.
13201652651125Опыт № 4: Вода-растворитель.
00Опыт № 4: Вода-растворитель.

Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Где в жизни мы можем наблюдать, как растворяется сахар в воде?
Дети: Мы можем видеть, как сахар растворяется в воде, за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким.
Слайд № 4: фотография стакана чая.
Воспитатель: вместе с детьми делает вывод о том, что еще одним свойством воды является то, что в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель (Слайд № 5).
2663190317500283464037782500305371552832000292544519621500314452030416500332994018669000301625061912500
Опыт № 5.
Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Дети: проделывают указанные воспитателем действия.
Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко?
Дети: Потому что она жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, то её называют жидкостью.
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубики имеют форму - куба. Шарики имеют форму – шара.
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды?
Дети: не могут дать ответа.
Воспитатель: Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Какую форму принимает вода, когда мы наливаем её в баночку?
Дети: Вода приняла форму баночки.
Воспитатель: А что с ней происходит, когда мы её перельём из баночки в чашку, а потом из неё - в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?».
Итак, начали: «Вода - это хорошо. Почему?».
Дети:
- Вода нужна для питья, умывания.
- Водой можно закаляться.
- С водой можно играть.
- Из воды можно готовить еду.
- Водой моют пол, посуду, игрушки, стирают одежду.
- Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.
- В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода – это плохо. Почему?».
Дети:
- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
- Горячей водой можно обжечься.
- Если с водой неаккуратно обращаться и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть.
Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда вода может булькать, кипеть и шипеть?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: Где мы можем так сильно нагреть воду, что она закипает?
Дети: На плите в кастрюле, в электрочайнике.
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух-трех человек).
Дети: Это - электрочайник.
Воспитатель: Давайте с его помощью попробуем нагреть воду так, чтобы она закипела.
Дети: рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлено всё для опыта.
Опыт № 6.
Воспитатель: проводит опыт по превращению воды в пар.
Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какой температуры кипящая вода?
Дети: Очень горячая. Кипяток.
Воспитатель: Можно ей обжечься?
Дети: Да, она очень горячая, ей можно обжечься.
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень горячая, а где теплая.
Дети: Очень горячая: в чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке.
Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине. В батареях.
Воспитатель: Ребята, о каком свойстве воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться, может быть теплой и горячей.
Воспитатель: Правильно!
Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником?
Дети: Над чайником поднимается пар.
Воспитатель: Правильно, это - пар. Откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете, откуда пар взялся?
Дети: Он из чайника. Вода нагрелась, и появился пар.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале?
Дети: Оно запотело, и появились капельки.
Воспитатель: предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода.
Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагрета».
    V этап: Повторение и закрепление имеющихся знаний детьми под руководством воспитателя.
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Свойства воды. Да - Нет».

ИГРА: дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает воспитателю мяч.
Варианты вопросов: Вода имеет вкус? Вода бесцветная? Вода прозрачная? Вода твёрдая? Вода может быть горячей? Вода имеет форму куба? Вода - это жидкость? У воды есть форма? Вода может нагреваться? Вода растворяет соль?
    VI этап: Обобщение и систематизация имеющихся знаний детьми под руководством воспитателя. Подведение итогов НОД.
Воспитатель: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети:
- Вода это жидкость.
- Вода не имеет собственной формы.
- Вода может нагреваться, быть горячей, даже кипятком.
- Вода прозрачная.
- Вода не имеет вкуса и запаха.
На экране Слайд № 6 со свойствами воды.

2420620-19050027635206800850027635204997450025819102489200030105354013200030105351651000026727157429500
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»:
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Как мы с вами можем беречь воду?
Дети: Когда моем руки, не открывать сильно кран; выключать кран, чтобы вода не капала; не бросать в реки и озёра мусор; …
Воспитатель: Что будет, если на Земле исчезнет вода?
Дети: Мы можем погибнуть от жажды, нам нечего будет пить, мы не сможем готовить еду, умываться, стирать. Погибнут растения и животные.
Воспитатель: Правильно! Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. Молодцы!
Дома вам всем нужно выполнить творческую работу: нарисовать воду: где мы ее встречаем и её свойства.
Список использованных источников:
Авдеенко К. Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы: загадка. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kidportal.ru/zagadki/pro-vodu/, свободный (дата обращения: 13.05.2014).
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – С. 18-33.
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика-пресс, Тверь: Фамилия, 1996. – С. 119-168.
Дождь в лесу Электронный ресурс // Звуки природы. – Электрон. зв. дан. - М., Зеленоград, 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-DA). – Загл. с вкладыша контейнера.
Жукова Р. А. Экология. Занимательные материалы. – Волгоград: Корифей, 2005. – С. 15-34; 94.
Никитина А. В. 33 лексические темы: пальчиковые игры, упражнения, загадки. – СПб.: Каро, 2008. – С. 102-103.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Ращикулина Е. Н., Степанова Н. А. Развитие естественно-научных понятий у старших дошкольников и младших школьников: учебно–методическое пособие. – Магнитогорск, 2004. – С. 16-34.
Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. – М.: Сфера, 2010. - С. 5-16; 57-71.