ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕХМЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ «КОМПАС-3 D» В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Доклад по теме: ПРИМЕНЕНИЕ программы трехмерного проектирования «КОМПАС-3 D» В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ в ДИСЦИПЛИНЕ «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

преподаватель информатики
ГАОУ МО СПО МСК им. Н.Е. Момомта
Зенченко О.С.
Для подготовки конкурентоспособных специалистов, которые в любой фирме, организации или производстве, могли достойно использовать вычислительную технику, преподаватели должны наглядно демонстрировать и обучать возможностям специального программного обеспечения, в том числе и автоматизированного процесса проектирования.
Создание компьютерной модели является аналогом изготовления макета изделия или первого образца, но со значительно меньшими затратами материалов, труда и средств. На основе трехмерной компьютерной модели конструктивно отрабатываются все элементы и узлы изделия, выявляются недоработки, вносятся изменения. Трехмерные модели деталей используются для проектирования управляющих программ для станков с ЧПУ, выполнения разверток листовых
деталей, вычисления объемно- весовых характеристик деталей, изготовления шаблонов для гибки, сборки и т. д.
На сегодняшний день существует большое число разработок в сфере систем автоматизированного проектирования. Российская компания ЗАО «АСКОН» разработала программу КОМПАС-ГРАФИК и КОМПАС-3D. Система автоматизированного проектирования (САПР) заняла твердые позиции в машиностроении, приборостроении, электротехнике, электронике, сфере информационных технологий, а так же в архитектурно-строительном и технологическом проектировании.
Программные продукты для проектирования, конструирования и
черчения, разработанные компанией «АСКОН», стали стандартом
автоматизации для тысяч промышленных предприятий. Их популярность
объясняется отличными функциональными возможностями:
распространенность САПР,
быстротой освоения,
цена САПР, её сопровождения и модификации,
широта охвата задач проектирования,
удобство работы САПР и её «дружественность»,
наличие широкой библиотечной поддержки стандартных решений,
возможность и простота стыковки с другими САПР.
Важным фактором является и то, что программа КОМПАС бесплатна и доступна любому студенту, что позволяет вводить часы самостоятельной внеаудиторной работы. Если студент не успевает освоить материал в классе или желает его закрепить, он всегда может самостоятельно это сделать в домашних условиях.
В процессе подготовки выпускника технической специальности его
необходимо научить разрабатывать и читать чертежи. Эти задачи осуществляются при изучении дисциплины «Инженерная графика». Традиционное изучение инженерной графики в среднем специальном учебном заведении (до САПР) рассчитано на обучение студентов использованию чертёжных инструментов, основам геометрических построений, различным видам проецирования. Научное содержание преподавания инженерной графики до появления САПР существенно не изменялось. Развитие программных графических средств, включая трёхмерное моделирование, меняет методологию. Сегодня чертёжные инструменты считаются устаревшими, хотя владение традиционными инструментами выполнения чертежей останется необходимым умением.
В нашем колледже студенты технических специальностей изучают
дисциплину «Инженерная графика» на втором курсе, а знакомятся с основами САПР «КОМПАС-3D» на третьем курсе, в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Обучение проводится по трем основным направлениям:
1. Геометрическое черчение,                           
2. Проекционное черчение
3. Построение сборочных единиц.
В разделе «Геометрическое черчение» студенты знакомятся с ГОСТами, изучают простановку размеров основных форматов, типы и размеры линий чертежа.
Далее студенты изучают геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей, с помощью программы КОМПАС-3D. Здесь они учатся строить перпендикулярные и параллельные линии, сопряжение прямых, прямой и окружности, многоугольники и т.д.
Использование САПР «КОМПАС-3D» поднимает на качественно новый уровень учебный процесс. С точки зрения студента в чертеж, выполненный с помощью САПР, проще вносить изменения, исправлять ошибки и неточности в выполненной работе. Студенты имеют хорошую возможность расширить свои представления о чертежно-конструкторской деятельности, повторить и обобщить весь курс черчения, повысить качество графики. С точки зрения преподавателя САПР «КОМПАС-3D» позволяет активизировать работу студентов, расширяется кругозор, при этом повышается образовательный уровень студентов и их самооценка, совершенствуются навыки самостоятельной работы. Основной недостаток 2D-проектирования состоит в том, что чертежи не дают полного визуального представления об изучаемых технических деталях и механизмах, а изучить их в реальных условиях не всегда представляется возможным. Сложность еще появляется тогда, когда нет наглядных пособий (макетов) различных деталей и механизмов. Поэтому в процессе обучения достаточное внимание уделяется построению трехмерных моделей деталей.
В разделе «Проекционное черчение» студенты учатся создавать  3-х мерный объект на основе чертежа и с использованием простейших геометрических фигур. На основе изученного КОМПАС-3D студенты самостоятельно создают чертеж корпусной детали в 3Dформате, с последующим его переводом в 2D. Трехмерный редактор, входящий в систему «КОМПАС-3D», не только мощный инструмент геометрического моделирования и подготовки конструкторских документов, но и уникальное средство для развития образного мышления. КОМПАС-3D дает возможность не только рассмотреть и изучить различные технические детали и механизмы в целом, но и мгновенно сделать необходимые разрезы, а также в разныхпроекциях увидеть детали и механизмы в трехмерном изображении. В процессе учебной деятельности при демонстрации готовых объектов в интерактивном режиме, когда рассматриваются различные проекции с выбором необходимого отображения, формируются элементарные умения преобразовывать форму предметов, изменять их положение и ориентацию в пространстве, развивается пространственное воображение и мышление.
В разделе «Построение сборочных единиц»
На основе полученных умений и навыков работы в САПР «КОМПАС-3D» происходит дальнейшее углубленное изучение возможностей программы, что позволяет осуществить переход к построению сборочных единиц, которое комплексно сочетает в себе все изученные ранее умения: построение плоскостных чертежей, построение трехмерных моделей деталей, работа с библиотеками.
Устойчивые навыки работы с САПР «КОМПАС-3D» являются залогом успешного выполнения студентами выпускной квалификационной работы. В дальнейшем выпускникам нашего колледжа будет легче адаптироваться на рабочем месте, ведь как говорилось выше, многие отечественные предприятия используют в производстве новейшие информационные технологии. А самое главное, основные принципы, применяемые в работе с САПР «Комапс-3D», выпускники нашего колледжа смогут применить в других САПР, с которыми они столкнутся в своей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Боголюбов С.К. Инженерная графика. М.:ДМК Пресс, 2009
Ганин Н.Б. Проектирование в системе КОМПАС-3D. М.:ДМК Пресс, 2010
Герасимов А.А. Самоучитель КОМПАС-V12. СПб.: БХВ-Петербург, 2011
Журнал «Информатика и образование». Обзоры и статьи за 2002-2005 гг.(http://www.infojournal.ru/) 2002 № 1; 2004 №7-8; 2005 № 6-9
Журнал «САПР и графика». Обзоры и статьи за 2003-2009 гг.
(http://www.sapr.ru/)








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



eђ Заголовок 315