Статья на тему Мотивация как ведущий фактор профессионального самоопределения


Мотивация как ведущий фактор профессионального самоопределения.
Ларькова М.Л.
В психологическом аспекте большое значение для профессионального самоопределения имеет такой фактор как мотивация личности.
В настоящее время существует различное понимание мотивации как психического явления. Некоторыми авторами мотивация определяется как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа); другими как совокупность мотивов (К.К. Платонов). Также мотивация рассматривается как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность; как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов); как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян) [4, с. 65].
Согласно П.М. Якобсону, мотивация - это «реальная, всеми замеченная особенность психической жизни человека, которая вплетена в цепь его актов, приводящих к тому или другому действию» [6, с. 9].
В целом, мотивация рассматривается либо как совокупность факторов или мотивов, т.е. как некая структура, либо как динамичный, развивающийся процесс.
Появляясь при возникновении какой-либо нужды, и выступая, таким образом, «развитием» потребностей человека, мотивация представляет собой первый этап его психической и физической активности. Являясь процессом психической регуляции, она имеет целевую направленность, определяет выбор необходимых для осуществления цели действий, оказывает сильное воздействие на направление деятельности человека, количества той энергии, которая требуется для выполнения этой деятельности и эмоциональную окраску (положительную или отрицательную).
Сложные виды деятельности имеют длительную мотивацию, которая оказывает свое влияние при перерывах в работе. В процесс сложной деятельности включен весь человек, включая его стремления и потребности, которые имеют прямую связь с мотивирующими началами деятельности.
Мотивация не наблюдается непосредственно, но о ее наличии можно судить логически, на основе длительного наблюдения и анализа поведения, заложенного и социальной средой личности, и ее наследственностью; последние оказывают значительное влияние на представления человека, его знания, способности и навыки.
Мотивация поведения человека может быть как сознательной (интересы, убеждения, стремления), так и бессознательной (влечения, установки). В структуре мотивации выделяются четыре компонента: удовольствие от самой деятельности; значимость для личности непосредственного результата деятельности; мотивирующая сила вознаграждения за деятельность; принуждающее давление на личность (Б.И. Додонов) [1, с.136].
Понятие мотивации включает в себя множество побуждений и, прежде всего, мотивы. Мотив – это потребность в конкретном предмете, то, что побуждает человека к деятельности. Удовлетворение одного и того же мотива может быть достигнуто с помощью разных действий; в то же время одно и то же действие может быть вызвано разными мотивами.
Мотив – сложное психологическое образование, выстраиваемое самим субъектом. Основы мотивов закладываются в процессе воспитания и социализации личности, проявляясь в дальнейшем в мотивации того или иного действия. Материалом, для этого служащим, являются такие личностные образования, как интересы, склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых является одной из задач педагогики [10, с. 89].
Как и другие особенности личности, мотивы, – категория переменная, связанная с направленностью личности, определяющая личностный смысл осуществленного выбора и отношение к нему. В мотиве соединено множество внутренних позиций, определяющих поведение личности.
Мотивы зависят от тех задач, в которые включается человек. Мотив, будучи осознанным побуждением к конкретному действию, формируется в процессе оценивания и взвешивания наличных обстоятельств, приводящего к пониманию встающей перед ним цели; из отношения к имеющимся обстоятельствам формируется определенный мотив, воплощаемый в тех или иных действиях. Мотив - как побуждение - это вытекающий из него источник действия. Однако чтобы стать им, он должен сам сформироваться.
Мотивация и мотивы всегда имеют внутреннее обоснование, хотя часто связаны и с внешними факторами.
Внешние мотивы и мотивация обусловлены либо какими-то обстоятельствами, т.е. реально существующими условиями, влияющими на результат деятельности, либо внешними компонентами, оказывающими воздействие на принятие того или иного решения и силу мотива (например, вознаграждение, наказание и пр.). Любая внешняя ситуация значима для мотивации тогда, когда она приобретает значимость для человека. Следовательно, внешним факторам в процессе мотивации необходимо преобразоваться во внутренние.
Мотивы и цели не всегда совпадают. Иногда мотивы деятельности не ограничиваются рамками прямых целей действий. Деятельность человека, как существа социального, имеет кроме конечного продукта, как прямого результата произведенных действий, еще и некоторый общественный эффект: воздействие, производимое на вещи, влияет и на людей. Поэтому в деятельности человека обычно присутствует социальный мотив, заключающийся в стремлении исполнить свои обязанности, свой долг перед обществом, а также раскрыв свои возможности и способности заслужить общественное признание.
Мотивация профессиональной деятельности имеет тесную связь с мотивационными процессами, направленными на сферу труда. Мотивация к труду связана с внешними и внутренними факторами жизнедеятельности человека, его потребностью в физической и психической активности, самовыражении как личности, необходимости самореализации в интересных для него видах деятельности.
Существует множество мотивов человеческой деятельности, вытекающих из разнообразия интересов и потребностей, складывающихся у человека в процессе его социализации. В своих высших проявлениях они предстают как осознанные человеком свои моральные обязательства, имеющиеся у него как члена социума.
В психологии мотивы понимаются как социально-психологическое образование, которое выявляет социальные ориентации и идейные убеждения человека, влияет на его стремления, цели и перспективы [3, с.41]. Многие сложные виды деятельности имеют несколько взаимосвязанных мотивов. Это относится, прежде всего, к мотивам выбора профессии.
Ориентируясь на имеющиеся у него социальные ценности, человек осознанно подходит к выбору профессии. В случае взятия за основу общественного престижа, юноша (девушка) выбирает профессию сообразно существующей в данный момент престижности профессии в обществе или того, насколько, данная профессия может обеспечить его материальное благополучие.
Часть молодых людей при выборе профессии опираются на свои интересы, представляя выбираемый путь в романтическом свете, основанном на литературных источниках или увиденных фильмах. Обычно, при таком выборе, представления о романтике быстро проходят, заставляя человека менять профессию.
Выбор профессии обусловлен многими обстоятельствами; при этом необходимо учитывать степень соответствия выбираемой профессии имеющимся у личности склонностям и способностям.
Присутствующие у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (такие как сила – слабость и т.п.) могут предрасполагать человека к конкретному типу деятельности, например, к работе переменного характера. При осознании этой предрасположенности у человека формируется мотив, подталкивающий его заниматься некоторым видом деятельности, поскольку, по его мнению, эта деятельность по своему характеру соответствует имеющейся у него склонности. Соответствующее сочетание типологических особенностей помогает проявлению способностей в этом осознанно выбранном виде деятельности, повышая эффективность работы и приводя к удовлетворенности выполняемого дела. Таким образом, закрепляется мотив выбора профессии и обеспечивается устойчивый к нему интерес, который повышает активность человека, и «утверждает» его в этой профессии.
Неправильное или неполное понимание сущности профессии, ее требований, приводит к несогласованности склонностей и способностей человека с психологическим содержанием работы. Такая дифференцированность приводит к неудовлетворенности своей деятельностью и ее низкой продуктивности.
Склонность к определенному типу деятельности не означает строгое ограничение профессионального выбора, так как одни и те же склонности и способности могут быть реализованы в различных профессиях.
Выпускники школ при выборе профессии ориентируются на свои взгляды, ценностные ориентации, потребности, становящимися мотивами действий. Определяясь профессионально, старшие школьники принимают во внимание ряд соображений, таких как желание максимально проявить себя в профессии, осуществить потребность в саморазвитии, удовлетворить творческий потенциал в профессиональном труде, утвердить свое стремление быть полезным обществу, «романтичность» профессии, стремление к престижу. Мотивами таких соображений выступают желание получить высшее образование, творческий характер выбираемой деятельности, высокая оплата труда. На мотивацию выбора профессии при этом влияют некоторые факторы: собственное желание и склонности, мнение родителей и родственников, СМИ и др.
Существует несколько типов мотивации учения, которые являются следствием внешних воздействий, получаемых из окружающей человека социальной среды. Формирование отношения на эти воздействия (не всегда до конца осознанного), также отличаются друг от друг, так как связаны с жизненной позицией личности, ее установками, устремлениями и интересами. Все это влияет на мотивацию и на мотивы учения.
П.М. Якобсон выделяет три типа мотивации:
1) «отрицательная» мотивация - вызвана стремлением избежать неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться;
2) мотивация учения, связанная с гражданскими и моральными мотивами учащихся (положительная мотивация). Такая мотивация имеет две формы: а) мотивация широкого характер (мотивы самоопределения связаны с существенными для личности социальными устремлениями); б) узколичные мотивы (мотивы благополучия, престижные мотивы и т.д.);
мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом: в основе лежит любознательность, стремление к знаниям, потребность думать и т.п. [6, с. 226-229].
В процессе учения, после поступления в учебное заведение, происходит развитие интересов и запросов учащегося, меняется специфика мотивов и их сущность.
В начале студенческого возраста большое значение имеет общественный смысл учения, выступающий у студента в форме потребности в серьезной деятельности. Как указывает Л.И. Божович, «он еще не осознает достаточно отчетливо ни целей, ни мотивов своей учебной деятельности, но он испытывает потребность в этой деятельности, так как именно она приводит его к переживанию чувства собственного достоинства» [2, с. 15]. Среди мотивов, побуждающих учебную деятельность студентов, социальные мотивы занимают очень важное место. Они «способны определить положительное отношение студентов к деятельности, даже лишенной для них непосредственного познавательного интереса» [5, с. 128].
Мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднозначны по происхождению и характеру связи с профессией. На этом основании можно выделить:
- «профессиональные» мотивы, выражающие потребность в том, что составляет основное содержание профессии (желание получить профессию),
- познавательные мотивы (приобрести новые знания и получить удовлетворение от самого процесса познания),
- мотивы, отражающие особенности профессии в общественном сознании (мотивы личного престижа, общественной значимости профессии),
- мотивы, направленные на актуализацию ранее сформированных потребностей в практическом применении (мотивы самораскрытия, материальные потребности и т.п.),
- мотивы, раскрывающие особенности самосознания личности при взаимодействии с профессией (убежденность в собственной пригодности и т.п.) и др.
Среди мотивов поступления в вуз также можно назвать такие, как стремление находиться в студенческом коллективе, широкая сфера применения профессии, получение диплома о высшем образовании, возможность работать в крупных городах и научных центрах.
Каждая их вышеперечисленных разновидностей учебной мотивации может занимать в ее общей системе основное или второстепенное место, определяя тот или другой уровень личных достижений в учении и влияя на степень приближения к конечным целям обучения. При изменении роли тех или иных мотивов успешность обучения в большей степени обеспечивают «профессиональные» мотив и познавательные мотивы.
Процесс формирования мотивационно-целевой основы обучения имеет двустороннее движение, т.е. менее значимые уровни мотивации могут оказывать сильное воздействие на организацию ее более значимых уровней. Например, выборочное отношение к учебным дисциплинам может в различные периоды обучения определять главенство каких-то учебных мотивов в их общей структуре, прямо или косвенно – через учебную мотивацию, влиять на складывание общего отношения к конечным целям обучения, т.е. профессиональной направленности.
В последнее время психологи и педагоги все большее внимание уделяют роли положительной учебной мотивации как важного фактора для успешного овладения знаниями и умениями.
А.И. Гебос (1977) сформулировал необходимые условия для появления у студентов положительного мотива к учению:
- осознание ближайших и конечных целей обучения;
- осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
- эмоциональная форма изложения учебного материала;
- показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;
- профессиональная направленность учебной деятельности;
- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
- наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе [4, с. 266].
У студентов формируется то или иное отношение к разным учебным дисциплинам на основе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и лично престижной). Оно зависит от нескольких факторов, таких как:
а) важность предмета для профессиональной подготовки;
б) интерес к конкретной области знаний и к данному предмету как ее части;
в) качество преподавания;
г) степень трудности овладения данным предметом;
д) взаимоотношения с преподавателем данной дисциплины.
Фактор мотивации на успешность обучения оказывает большее влияние, чем фактор интеллекта. Как указывает Е.П. Ильин, связь проявлений успехов в учебе с интеллектом студентов не нашло достаточно надежного подтверждения, в то время как степень мотивации учебной деятельности у «сильных» и «слабых» студентов различается. Для «сильных» студентов существенна потребность в освоении профессии на высоком уровне; они имеют направленность на приобретение прочных профессиональных знаний и практических навыков. «Слабые» студенты, главным образом, мотивированы внешними стимулами: избежать осуждения за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.п. [4, с.268].
Понимание важности роли учебной мотивации для успешной учебы вызвала необходимость формирования принципа мотивационного обеспечения учебного процесса. Значимость этого принципа обусловлена тем, что в процессе обучения в вузе степень влияния мотива учения ослабевает и, как следствие, падает уровень освоения выбранной специальности.
Суть учебной деятельности студента (ее мотивы, цели, действия и т.д.) требует обязательного осознания. Студент должен четко понимать цели и задачи своего обучения, понимать учебный процесс, осознавать, чем он руководствуется и чем должен руководствоваться. Задача преподавателя, помочь студенту осознать, зачем и для чего ему нужна эта деятельность. Эту задачу необходимо органично включать в учебный процесс, решая ее на разных этапах обучения, поскольку мотивы раскрываются для сознания студента объективно с помощью анализа деятельности и ее развития.
Список литературы:
1. Багдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. – М., 2006.
2. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема// Известия АПН РСФСР. – Вып. 36. – М., 1951. – С. 3 – 104.
3. Жуковская. Характеристика мотивов выбора профессии учащимися 9-10 классов// Психология. Вып.1. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации. Ред. Ф.И, Иващенко. – Минск, 1980.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000.
5. Пахальян В.Э. Психологические предпосылки возникновения и развития у учащихся ответственного отношения к учению// Повышение ответственности школьников за качество учебы. – Омск, 1987.
6. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969.