Доклад Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как фактор готовности к профессиональной мобильности


Исследовательская и проектная деятельность обучающихся как фактор готовности к профессиональной мобильности.
Прохорова В.Ю. ГАПОУ НСО «Новосибирский лицей питания»
Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта.
Согласно требованиям ФГОС СПО в процессе подготовки выпускники должны овладеть такими общими компетенциями, как способность самостоятельно осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач; определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием с целью повышения квалификации. Таким образом, меняется сама парадигма конечной цели профессионального образования: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу-исследователю». Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности невозможно.
Однако, как показывает практика, основными недостатками вчерашних школьников являются: неумение свободно использовать полученные знания в ситуациях, когда необходимо сравнивать, делать выводы, обосновывать ответы, обобщать результаты деятельности, применять их в повседневной жизни.
Чтобы решить возникшую проблему, в своей работе я взяла на вооружение метод исследовательской и проектной деятельности, который, на мой взгляд, позволяет решать проблему формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся как одно из требований образовательных и профессиональных стандартов.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С. Т. Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века. В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение.
Метод проектов - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Целью проектной деятельности является создание условий для формирования исследовательских умений студентов, развития их творческих способностей и логического мышления.
Задачами проектной деятельности являются развитие у студентов:
o исследовательской, коммуникативной компетентности;
o познавательных интересов;
o умения проводить рефлексию;
o умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
o умения самообразования;
o умения публично выступать;
o критического мышления.
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя, который выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.
Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Рассмотрим этапы организации проектной деятельности студентов в нашем лицее.
Первый этап работы над проектом – постановка проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе я помогаю студенту: выявить проблему интересную для него, связанную с его дальнейшей трудовой деятельностью. Например, работая над проектами по составлению рационального меню суточного пищевого рациона, обращаю внимание на то, что интересно конкретному учащемуся (здоровый образ жизни – значит разработать меню для спортсменов; если в будущем планирует работать в ресторане русской кухни – использовать при составлении меню блюда русской кухни и т.д.). Предстоит кропотливая индивидуальная работа со студентом. Из такой беседы появляются первые очертания будущей работы.
Этот этап является наиболее сложным. Трудность заключается в том, что в этот момент обучающийся, практически не мотивирован еще к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия и лишить смысла работу студента как творческую. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо рассказать что, прежде всего, получит сам студент, работая над проектом, где ему это может пригодиться в дальнейшем, мотивировать на успех.
Следующий этап – целеполагание. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у студента возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе они высказывают большое количество идей, зачастую самых трудно реализуемых. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои желания и свои возможности. Поэтому на этом этапе лучше внести ясность в цель работы и определиться с проектным продуктом, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута. Для этого необходимо представить себе как можно больше способов достижения цели проекта и выбрать из них самый оптимальный.
Когда появилось четкое представление об исходной проблеме проекта и ясна ее цель, надо спланировать виды деятельность, которые необходимо выполнить по реализации цели проекта. На этом этапе определяются задачи и способы выполнения проекта, оговариваются сроки работы и оцениваются имеющиеся ресурсы. Планирование деятельности всегда представляет определенную трудность для многих учащихся, поэтому здесь может потребоваться значительная помощь преподавателя. Важно не начать планировать вместо студента, а лишь показать алгоритм планирования. На этом этапе предлагаю воспользоваться представленной таблицей, которая поможет не только вовремя выполнить проект, но и грамотно его описать.
Вопрос Ответ
Почему выбрана эта тема проекта Описание проблемы проекта, (например, актуальность составления меню для спортсменов)
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему Постановка цели проекта, (например, для каких категорий потребителей будет разработано меню)
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта Определить задачи разработки проекта, (например, что конкретно необходимо рассмотреть)
Что необходимо разработать, чтобы цель была достигнута Образ проектного продукта (ожидаемый результат)
Какие шаги необходимо проделать от выявления проблемы проекта до реализации цели проекта Перечисление основных этапов работы (описание проекта), (например, представление основных разделов меню)
Как будут решаться задачи проекта Определение способов работы на каждом этапе, (например, изучение литературы)
Когда будут выполняться задачи проекта Определение сроков работы
На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана. Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Обязательно в процессе работы возникнут какие-то трудности, которые могут привести к снижению интереса к проекту. Поэтому на этом этапе преподавателю необходимо проводить консультации, находить способы решения возникших трудностей, следить, чтобы студент не потерял мотив к работе. У многих студентов так же не всегда сформировано и “чувство времени”. Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу “на потом”. Поэтому необходимо определять контрольные точки – точки проверки работы над проектом. Можно даже проводить оценивание каждого этапа работы. Это стимулирует студентов к равномерному выполнению проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. Презентация – это витрина проекта. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ее ходе опыта.
Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая была проделана. На этом этапе преподавателю очень важно научить студентов выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить.
После презентации автору проекта, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Поэтому преподавателю необходимо с автором проекта проговорить возможные вопросы, выслушать и скорректировать его ответы.
Самое сложное это оценить представленный проект. Перед началом работы над проектом студенты должны быть ознакомлены с тем как их работа будет оценена. Четко сформулированные и хорошо разработанные критерии оценивания мотивируют студентов добиваться хорошо понятных целей обучения, давать самооценку своей учебной деятельности, корректировать ее. Главная цель, которую я ставлю перед собой, разрабатывая критерии оценивания, – показать студентам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам.
Проект оценивается по критериям:
1. Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения, практическая ценность проекта (макс. 5 баллов).
Цель выполнения проекта не сформулирована. 0
Цель определена, но не обозначены пути ее достижения, нет плана работы. 1-2
Цель определена, ясно описана, дан подробный план путей ее достижения, проект выполнен точно и последовательно в соответствии с планом имеет практическую ценность 3-5
2. Полнота использованной информации, разнообразие источников информации (макс. 3 балла).
Библиография отсутствует. 0
Библиография содержит незначительный объем подходящей информации 1-2
Работа содержит достаточно полную информацию из широкого спектра подходящих источников. 3
3. Творческий и аналитический подход к работе, объем разработок, новизна решений (макс. 7 баллов).
Работа не содержит личных размышлений и представляет собой нетворческое обращение к теме проекта 1
Работа содержит размышления описательного характера, не использованы возможности творческого подхода
2-4
Работа отличается глубокими размышлениями и анализом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта, новые решения 5-7
4. Качество оформления отчета о работе над проектом и наглядных пособий (макс. 4 балла).
Отчет отсутствует. 0
Отчет представлен в виде устного сообщения без наглядных пособий 1-3
Отчет представлен в виде презентации или текстового файла. 4
5. Анализ процесса и результата работы (макс. 6 баллов).
Анализ работы отсутствует 0
Анализ работы выполнен формально 1-2
Представлен исчерпывающий обзор хода работы с анализом складывавшихся ситуаций 3-6
6. Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу, уровень самостоятельности (макс. 4 балла).
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 1-2
Работа самостоятельная, демонстрирующая личное заинтересованное отношение автора, собственные разработки и предложения 3-4
После окончания проектной деятельности обязательно нужна обратная связь. В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет мне внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности обучающихся.
Можно предложить следующий шаблон письменного отчета:
Тема проекта - ________________________________________________________
Я выбрал эту тему, потому что - _________________________________________
Цель моего проекта - ___________________________________________________
Сбор информации (где и как искал информацию) - _________________________
В ходе работы столкнулся с такими проблемами - __________________________
Способы решения возникших проблем - __________________________________
Причины невыполнения сроков работы - _________________________________
Что получилось, а где остались вопросы - _________________________________
Если начать работу заново, то - __________________________________________
Работа над проектом дала мне - __________________________________________
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе) - ___________________
Как данная работа может пригодиться в профессиональной деятельности - _____
Все студенческие проекты носят профессиональный характер, поэтому авторы проектов обязательно выступают перед группами с целью привлечения к исследовательской деятельности других студентов.
Система исследовательской и проектной работы в лицее складывалась постепенно и постоянно корректируется. На основе анализа результатов исследовательской работы разрабатываются и корректируются планы воспитательной, образовательной и учебно- производственной работы со студентами.
Применяя исследовательскую и проектную деятельность в процессе подготовки специалистов нашего лицея, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции. Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует профессиональную мобильность выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список литературы
1.Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.
2.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
3.Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
4.Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.