Урок в 5 классе по теме Площадь. Площадь


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каразирекская средняя общеобразовательная школа »
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
на тему
«Площадь. Формула площади прямоугольника»
Составила и провела учитель математики
первой квалификационной категории
МухаметзяноваЗинфираНаиловна
2014 год
Тема урока:« Площадь.Формула площади прямоугольника»
Цели урока:
1. Закрепление и осмысление усвоенных знаний
2. Расширить представления учащихся об изменении геометрических величин
3. Выработка умений применять знания в другой ситуации
Задачи урока:
1.Образовательная: закрепление умений и навыков нахождения площадей квадрата, прямоугольника, треугольника, научиться вычислять площади разных фигур, закреплять навыки решения задач.
2.Развивающая: развитие речи при введении новых понятий, развитие мышления учащихся.
3.Воспитательная:воспитание умения учиться, дисциплинированности, собранности и требовательности к себе, воспитание навыков сотрудничества; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.
Методы обучения:
-по источнику знаний: словесный, наглядный, практический
-по характеру познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый
Формы организации урока: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование и источники информации: учебник, менеджмет, тетрадь с опорными конспектами, вырезанные модели прямоугольников и треугольников, карточки для устного счёта. Презентация к уроку «Площадь», мульти-медио проектор, интерактивная доска.
Тип урока: урок изучения новой темы
Этапы урока:
I. Организационный этап
II.Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
III. Этап закрепления новых знаний
IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению
V. Этап подведения итогов урока
Ход урока.
Умеем мы думать, решать, рассуждать, что полезно для здоровья, то и будем выбирать!
1.Организационный этап
Распределение учащихся в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнёр А, Б)
Рефлексия настроения.
-Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение смайлика)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением смайликов. Покажите, какое у вас настроение.
-Поздоровайтесь со своим партнером по лицу, и по плечу.
А еще, ребята, изучая материал:
Мы изучим пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить!
II.Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний
1.Устный счет. Ребята, прежде чем перейти к разминке, вспомним слова великого учёного, математика М.В.Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит!» и «Математика – гимнастика ума!».Это и есть первый секрет здоровья: займёмся гимнастикой для ума.
Для того чтобы узнать тему нашего урока, начнём с разминки. Разминка.
Раздаются карточки для устного счёта и на экране. Слайд 2 -11.
-Вычислите. На обратной стороне написаны буквы, получается какое слово?(ПЛОЩАДЬ)
-Значит, сегодня мы вспомним о том, что мы знаем о площади и как вычислять площади различных фигур. Проверим готовность к уроку.
2. СИНГЛ РАУНД РОБИН (Обсуждение вопроса по кругу один раз)
Задаётся вопрос:
-Как найти площадь квадрата, прямоугольника?
- А что могло бы произойти , если бы мы не изучали тему о площади? (Подумаем 3-5 с)
Включается таймер. Обсуждают. Каждый участник говорит 15 с, остальные слушают.
Начинает отвечать ученик №1. –Что сказал твой партнёр?
Ответ: Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколько единичных квадратов содержится в данной фигуре. Единичный квадрат - это квадрат со стороной 1 см. Sквадрата = а2 ; Sпрямоугольника = a· b
3. ТЭЙК ОФ –ТАЧ ДАУН (Встать-сесть)
-Учитель дает простые задания с вычислениями площадей квадрата и прямоугольника на доске (Если выполнено правильно, то встают, если нет сидят).Слайды 12-16.
С помощью этой структуры: «встать – сесть» мы раскрыли ещё один секрет здоровья. «Здоровье в порядке, если делаешь зарядку!»
4. Работа с фигурами
-Какие фигуры называются равными?
Учитель с помощью различных фигур выясняет, как дети усвоили понятия о равенстве фигур (фигуры вырезаны из картона, среди них есть равные,
учащиеся опытным путем, опираясь на правило, пытаются сравнить фигуры). Слайды 17-20.
5.ИНСАЙД АУТСАЙД СЁКЛ. (Внутренний и внешний круги). Ученики становятся в 2 круга по периметру кабинета, ученики во внутреннем круге смотрят наружу лицом к партнёру во внешнем круге.
Ученики Б - сформируйте внешний круг.
Ученики А - найдите своего партнёра по лицу и «дайте пять».
Вопрос: 1.Скольким равняется площадь квадрата со стороной 1? Поворачиваемся налево и делаем 1 шаг вперёд, Поворачиваемся направо и поздороваемся новыми партнёрами («дать пять». ).
2. Скольким равняется площадь квадрата со стороной 2? Поворачиваемся налево и делаем 4 шага вперёд, Поворачиваемся направо и поздороваемся новыми партнёрами («дать пять». ).
Физкультминутка.
А сейчас проверим, все ли знают, как надо питаться правильно. Встаньте из-за парт. Если полезный продукт, руки вверх, если нет, руки в стороны. Часто кушать как попало Вам , ребята , не пристало, Если сам себе не враг , Перекусывай вот так: Свежий хлеб, конфеты, сыр, Чипсы, овощи, поп-корн, Суп, сухарики, и фрукты. Биг- мак, молочные продукты.Значит 3 секрет здоровья: «Правильное питание»
III. Этап закрепления знаний
1. Выполнение упражнений
-Учебник стр.110 № 718
NM
KT
-Прочитайте задачу.
- О чем говорится в данной задаче?
-Что надо знать, чтобы вычислить площадь?
-Что сказано про длину прямоугольника?
-Как ее найти?
-По какой формуле вычислим площадь прямоугольника?
-На какие фигуры делит отрезок КМ прямоугольник?
-Что вы можете сказать про площади треугольников?
-Как найти площадь треугольника?
-Решите задачу.
1). 26+14=40(см) – длина второй стороны прямоугольника
2). 26*40=1040(см2 )- площадь прямоугольника
3). 1040:2=520 (см2 )- площадь треугольника
2. Самостоятельная работа: Слайд 22-24.
1 2 3 4 5
1ВАРИАНТ Написать
формулу
для
вычисления
площади
прямоугольника. Дано: прямоугольник
a = 18 см,
b = 3 смНайти:S Дано: квадрат
a =8 см
Найти:S,P
Дано: прямоугольник
S=48см2 ,
a=12 см
Найти:в Дано:
квадрат
S=49см2
Найти: а
2 ВАРИАНТ Написать
формулу
для
вычисления
площади
квадрата. Дано: прямоугольникa = 17см,
b = 4 смНайти:S Дано: квадратa =6 смНайти:S,P Дано: прямоугольник S=48см2 ,
в=3см Найти:a Дано:
квадратS=81см2 Найти: а
Учащиеся решают задания своего варианта и записывают ответы в таблицу.
Таблица для записи ответов:
Фамилия, имя_____________________________класс______
Оценка учителя
Номер задания 1 2 3 4 5 6 Ответ После самостоятельной работы учащиеся по просьбе учителя меняются тетрадями, и друг друга проверяют. Учитель со всем классом фронтально решает всю самостоятельную работу. Учащиеся выставляют друг другу оценки по следующей схеме:
Всё верно – «5»
1-2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
Более 3 ошибок – «2»
После проверки попросить встать учащихся, которые не сделали ни одной ошибки, после - у кого работа написана работа на «4», и на «3».
Ответы к устной проверочной работе (плакат)
№ 1 2 3 4 5
1вариант S = a b 54 см2 64см2,
32 см4см 7см
2вариант S = a2 68 см2 36см2,
24 см16 см9 см
ФизкультминуткаЗарядка для глаз. Слайд 25,26.• Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Головку не поворачиваем, двигаются только глазки. • Глазками начертите зигзаг, треугольник, квадрат. • Закройте глазки.
Это 4 секрет здоровья: «Береги зрение»Доказывать человеку необходимость знания — это все равно что убеждать его в полезности зрения.А теперь открываем глаза и продолжаем работать.
IV. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж к его выполнению:Стр.112-113, №740, 746.
V. Этап подведения итогов урока Слайд 28-31.
Наш урок подошел к концу. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке? Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата? Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где? Что на уроке было самым сложным, простым?Какие выводы вы сделали на уроке?
Выводы:1.Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколькоединичных квадратов содержится в данной фигуре;
2.Площадь прямоугольника равна произведению
ширины прямоугольника на его длину;
3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны;
4. Площади равных фигур равны;
5.Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
Понравился урок? Что особенно запомнилось? Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье? А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта. Это и есть 5 секрет здоровья. Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!” Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Я всех благодарю за активную работу на уроке.
Оценивание. Рефлексия.
«Лесенка достижений»
Мне было интересно..
Мне было трудно…
Я понял
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен)
Какое у вас настроение? (Показывают смайлики)
Всем спасибо за урок. До свидания.
Использованная литература.
Котельникова Л.В. статья “Практические работы по математике: “Площади фигур”. 5 класс.
Учебник. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика - 5кл.2010 г.
Дидактический материал по математике, 5 кл. Чесноков В. И., Нешков И.К.
Интернет - ресурсы