Статья Развитие творческих способностей обучающихся через внеурочные занятия литературной деятельностью в рамках реализации ФГОС


Развитие творческих способностей обучающихся через внеурочные занятия литературной деятельностью в рамках реализации ФГОС.
Ростовцева Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Занятия по направлениям внеучебной деятельности являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность позволяет осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 5-9 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.
Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом, который предъявляет к организации ВУД школьников следующие требования:
на внеурочную деятельность отводится 6 часов в неделю;
школа и учитель вправе самостоятельно определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы;
часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;
все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей. Для реализации этой цели в «Лицее» с 1 сентября 2013г. функционирует творческое объединение учащихся «Литературная гостиная», основанное и разработанное мной как руководителем объединения при помощи заместителя директора по воспитательной работе «Лицея». В плане объединения присутствуют как теоретические (чтение внеклассной литературы, знакомство с биографиями современных авторов, в том числе местных), так и практико-ориентированные занятия. Выходы на встречи и экскурсии также обязательны ежемесячно. Программа разбита на блоки и объединена одним направлением – выявление литературных способностей членов объединения. Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» для 5 класса разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Литературное чтение – один из основных предметов, который формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам общеобразовательной школы. Специфика внеклассного курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Деятельность объединения предполагает такое содержание, структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
В рабочей программе по литературному чтению представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для чтения в 5 классе средней общеобразовательной школы. Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность). Первоначальное литературное образование – третья линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает школьник. Формирование умений читательской деятельности – линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умения работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Страна детства», «Не верю, что звери не говорят», «Смех - это солнце», «Поэтическая тетрадь», «Литературная сказка», «Сказки зарубежных писателей», «Поэты и писатели родного края».
Изучение литературного чтения в рамках «Литературной гостиной» направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ученика к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Финалом годичной деятельности объединения станет сборник детских работ по обсуждаемым темам. Для 6 класса разрабатывается программа с учетом усвоенных навыков и увеличением количества часов для практической работы.