Конспект интегрированного НОД для детей старшей группы  (на основе интеграции НОД по развитию пространственно-временных представлений, по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим миром) на тему «Русская красавица рябина»

Конспект интегрированного НОД для детей старшей группы  (на основе интеграции НОД по развитию пространственно-временных представлений, по изобразительной деятельности и ознакомлению с окружающим миром) на тему «Русская красавица рябина»
Программное содержание: закрепить знание примет осени, формировать пространственно-временные представления; учить рассматривать пейзажные картины, формировать умение  воспринимать, чувствовать ее настроение, подбирать эпитеты для описания состояния природы; дать представление о работе художника; продолжать учить изображать дерево, передавая его характерное состояние, особенности внешнего вида; учить передавать свои впечатления в танцевальных импровизациях; способствовать развитию познавательного интереса; прививать любовь к родной природе.
Материал:
Набор иллюстраций и картин с изображением осенних явлений в природе (Л. П. Гольцева «Натюрморт с рябиной», В.М. Колосовский «Рябина», Левитан И.И. «Золотая осень Слободка», И.Э. Грабарь «Рябинка» С.И. Юрьев «Натюрморт с рябиной», Левитан И.И. «Золотая осень Слободка»), образец рисунка, магнитофон, бусы из ягод рябины, альбомные листы бумаги, краски, кисти, палитры.
Предварительная работа:
Рассматривание осенних деревьев на прогулке, чтение природоведческой литературы, заучивание стихотворений об осени.
Ход занятия:
-          Дети, представьте, что вы сейчас находитесь в осеннем лесу. Какими цветами раскрасила волшебница Осень все вокруг?  (Дети рассматривают иллюстрации и картины с изображением осенних явлений в лесу, отвечают на вопросы).
- Дети, вот так осень вдохновляет поэтов (читает стихотворение).
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью кистью проводила
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень: - не жалейте лета
Посмотрите, роща золотом одета.
- А теперь посмотрите, как осень вдохновляет на творчество художников. Расскажите, что вы видите на этих иллюстрациях?
- чем осенние деревья отличаются от летних?
- какие явления происходят в природе осенью?

Л. П. Гольцева. Натюрморт с рябиной. В.М. Колосовский. Рябина.

Левитан И.И. «Золотая осень Слободка»
- Молодцы, вы хорошие наблюдатели. Какой же период осени изображен на картинах? (Золотая осень).
- Дети, природа великолепный учитель. Художники учатся у природы изображению ее красоты теми красками, которые видят.
- Рассмотрите, какое дерево изображено здесь? (Показывает на рябину).

И.Э. Грабарь «Рябинка» С.И. Юрьев «Натюрморт с рябиной»
- Конечно, это наша русская красавица рябина. Около нашего детского сада тоже растут рябины.
Рассмотрите ее изображение на картине, вспомните, какую рябину вы
наблюдали на участке?
- что еще кроме рябины изображено на картине?
- что нарисовано на переднем плане?
- что нарисовано позади рябины?
- что нарисовано слева/справа?
- на что похожи ягоды рябины?
Про рябинушку сложены стихи и песни, давайте вспомним некоторые. (Дети рассказывают стихотворения, рус.нар.песенка «Ты рябинушка», А.К.Толстой «Осень.  Обсыпается весь наш бедный сад.».
Ребята, сегодня я вам предлагаю изобразить рябину в осеннем убранстве. Рассмотрите, каким цветом разукрасила осень листву рябины? Какие по форме листочки?
Я сейчас покажу, как рисуется ствол дерева - рябины и его характерные особенности, отличия от других деревьев, вы догадались, что отличает рябину от других деревьев? (Это ягоды).
Правильно, это ягодки. Я покажу вам новый способ изображения ягод. Ягодки расположены гроздью (Показывает прием тыка или торцевания другой стороной кисточки).
А теперь маленькие художники, творите. Образ рябины можно дополнить по желанию другими деталями, создавая сюжет. Помните, рябина на вашем рисунке – главный персонаж.
Индивидуальная работа:
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение – звукозапись «Времена года».
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Завершение работы раскладывают на столах по кругу.
Анализ детских работ:
- Дети посмотрите, какой красивый хоровод получился у наших рябинок. Какая рябинка вам больше понравилась, почему?
- Все молодцы, поработали как настоящие художники. А теперь я предлагаю вам самим поводить хоровод «Рябинушка». (Дети исполняют хоровод «Рябинушка»)