Развитие творческих способностей младших школьников на уроке изобразительного искусства.


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc445983499 \h 3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ PAGEREF _Toc445983500 \h 61.1.Творческие способности младших школьников: понятие, методы и приемы развития PAGEREF _Toc445983501 \h 61.2.Внеклассное занятие как средство развития творческих способностей обучающихся начальных классов PAGEREF _Toc445983502 \h 13ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ PAGEREF _Toc445983503 \h 192.1. Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях PAGEREF _Toc445983504 \h 192.2. Методические рекомендации по проведению внеклассных занятий направленных на формирование и развитие творческих способностей в начальных классах PAGEREF _Toc445983505 \h 242.3. Экспериментальная оценка организации развития творческих способностей на внеклассных занятиях по изодеятельности в начальной школе PAGEREF _Toc445983506 \h 29ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc445983526 \h 36СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc445983537 \h 41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕАктуальность. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач – формирование личности, способной гибко ориентироваться в динамично меняющемся мире, осуществлять быстрый поиск решений, открывать для себя что-то новое, т. е. строить свою деятельность творчески.
Основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки учеников. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, внеклассная работа может реализоваться в том случае, если ученик в процессе внеклассной деятельности будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Сегодня к начальному образованию предъявляются повышенные требования. Младшим школьникам необходимо овладеть не только базовыми навыками письма, чтения, счета, но суметь воспользоваться полученными умениями для решения творческих задач. Творческие способности заложены в каждом из нас, но к сожалению во многих они так и остались неактуализованы. Регулярные творческие занятия на развитие разных аспектов творческого потенциала помогают младшим школьникам повысить уровень собственной креативности. В настоящее время особенно острым становится осознание приоритета творчества как слагаемого профессионального успеха и личного благополучия.
Вышеизложенные противоречия побудили нас выбрать тему исследования: развитие творческих способностей учащихся на внеклассных занятиях.
Объектом исследования выступает внеурочная деятельность в начальной школе.
Предметом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников.
Гипотеза исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если:
- проанализирована психологическая, методическая и историческая литература по данной теме.
- созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, во внеурочной деятельности ученика;
- развивающая работа с детьми строится на диагностической основе.
Целью настоящей работы является исследование, рассмотрение и применение методических приемов в развитии творческих способностей у младших школьников.
На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть творческие способности младших школьников: понятие, методы и приемы развития.
Выявить условия развития творческих способностей обучающихся начальной школы на внеклассных занятиях.
Проанализировать особенности развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях.
Разработать методические рекомендации по проведению внеклассных занятий направленных на развитие творческих способностей в начальных классах.
Методологическую основу исследования составили такие методы как общенаучный диалектический метод познания, наблюдения, метод моделирования, анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования.
База исследования: МБОУ «Еланская СШ №2» ученики 2 «а» класса.
Базой исследования темы развитие творческих способностей у младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др.
Структура данной работы построена в соответствии с целями и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХТворческие способности младших школьников: понятие, методы и приемы развитияРазвитие личности у ребенка начинается с младенчества, однако осознанная социализация и личностная адаптация начинается с 2—3 лет, когда малыш начинает активно познавать мир. В этот период основными авторитетами являются родители. Именно родители закладывают первые основы социализации детей и развивают их творческие способности, а также готовят к общению в дошкольных учреждениях — детских садах и кружках. Следующий период развития личности ребенка — это период от 3 до 7 лет. В это время дошкольник посещает детский сад, общается со своими сверстниками, еще одним авторитетом, влияющим на мировоззрение ребенка помимо родителей, становится воспитатель, поэтому специалисты дошкольных учреждений должны это учитывать и использовать такую методику воспитания детей и развития творческих способностей, чтобы продуктивно и правильно подготовить ребенка к школе. Третий период развития детей — от 7 до 12 лет. В это время закладываются основные личностные характеристики, которые в дальнейшем повлияют на подростковое развитие и преодоление так называемого «трудного возраста». На наш взгляд, это самый важный период развития творческих способностей.
Творчество можно охарактеризовать, как деятельность ребенка, в результате которой создается что-то новое, что характеризует своего создателя с неожиданной стороны, а также позволяет приобрести новые знания и применить раннее приобретенные.Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.
Многие исследователи, например В. Зеньковский, Д.Н. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и некоторые другие, приходят к выводу, что творчество и творческие способности органически присущи детской природе, так как ребенок «неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами».
Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.
Для более активной мыслительной деятельности младших школьников применяется один из различных методов обучения – беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процессе выполнения учащимися заданий применяется индивидуальное собеседование для выяснения степени осмысливания младшим школьником отдельных приемов работы, так и всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии, развивает самостоятельность суждения творческого замысла.
Замысел является основой творчества, высшим уровнем человеческого сознания, преображающего мир; условием стимулирования и формирования творческих способностей у младших школьников, свободой сознательной деятельности.
Для того, чтобы обучающиеся сознательно усваивали знание и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для воплощения замысла в реальность следует при менять различные группы приемов: мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.
К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно увидеть и проанализировать на проводимых творческих выставках работ учащихся. За каждое выполненное изделие ученикам выставляется оценка, значит этой же оценкой можно оценить замысел и творческие способности учащихся.
Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.
Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С этой целью используются приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных знаний, навыков, умений, способностей.
Некоторых из них парализует мысль о том, что «все равно ничего не получится». К приёмам оказания помощи относятся: напоминание, конкретизация, постановка наводящих вопросов.
Приём напоминания применяется, если необходимые знания или способы действия не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.
Конкретизация обеспечивает правильное осознание учащимися задания. Она позволяет использовать примеры, представление о которых уже сформировалось у школьников.
Суть приема наводящих вопросов заключается в том, что в затруднительных для учащихся случаях задаются вопросы, направленные на развитие способностей при проблемной ситуации. Наводящий вопрос выполняет роль «посредника» между известным и неизвестным для учащихся. Использование этого приёма развивает техническое мышление школьников, творческие способности, принятие правильного решения.
С целью активизации в формировании способностей обучающихся младших классов используются приёмы, воздействующие на эмоционально-волевую сферу: убеждение, одобрение, поощрение. Убеждение применяется тогда, когда учащийся не уверен в своих силах, слабо концентрирует в своей деятельности волевые усилия. Наибольшее воздействие оказывает приём одобрения на нерешительных учащихся, которые сомневаются в правильности выполнения задания. При этом учащиеся заражаются эмоционально-волевыми усилиями.
Распространенным средством в формировании способностей учащихся является поощрение. Оно может быть направлено на оценку различных сторон их работы, настойчивости и выполнения задания и т.п. Поощрение может выражаться похвалой и выставлением положительности оценки.
Похвала – выражение учителем удовлетворения не только процессом труда, но и результатами работы ученика.
При использовании этих приёмов лучше выявляются творческие задатки школьников, тренируются, формируются и развиваются способности.
Помимо приемов существуют различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей.
Методы - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно, а иногда и объективно новое.
 Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций;
- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
- формы представления противоречий (явные, скрытые).
Ученые А.Н. Лука, В.Т. Кудрявцев, В. Синельников и другие выделяют самые значимые творческие способности, присущие, в том числе, и младшим школьникам:
- творческое воображение;
- способность видеть целое раньше частного;
- способность применить приобретенные ранее навыки в новых условиях;
- гибкость мышления;
- способность образного видения общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий;
- способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний;
- способность самостоятельного выбора альтернативы;
- способность к генерированию идей.
Творческие способности развиваются только в рамках деятельности детей, поэтому необходимо поощрять участие младших школьников в различных творческих коллективах или любой другой деятельности, связанной с творчеством.
В современных учебных заведениях, в частности в школах, не всегда учитывают индивидуальные способности каждого ученика, а программа обучения рассчитывается на «среднего ученика», поэтому творческие способности некоторых младших школьников просто не развиваются.
Существует множество программ, рассчитанных на развитие детей сзатруднениями в учебе или с отклонениями в умственном развитии, однако
практически нет внедренных программ, рассчитанных и развивающих творчески развитых, одаренных детей, которые обладают высоким уровнем развития творческих способностей.
Все обучение должно строиться на основе учета индивидуальныхспособностей, личностных особенностей каждого ребенка, а также развивать творческое мышление младших школьников, тем самым готовя их к дальнейшему принятию самостоятельных решений в подростковой и взрослой жизни.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов и интересов».
В итоге можно сделать вывод, что развитие творческих способностей
младших школьников — важный аспект педагогической деятельности и воспитания детей этого возраста. Они должны стать активными, самостоятельными, уметь принимать решения, творчески подходить к решению проблем, что необходимо для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Внеклассное занятие как средство развития творческих способностей обучающихся начальных классовН.А. Ветлугина и Т.Г. Козакова утверждали, что творчество и творческие способности должны развиваться свободно, но под разумным, чутким руководством педагогов и родителей. Творческие способности младших школьников должны и могут развиваться только в свободной атмосфере, без принуждения, на принципах интереса и самостоятельности ребенка. При этом для младшего школьного возраста помимо субъективной стороны творческой деятельности, проявляющейся в виде познания свойств и отношений в предметном мире, процессуальной или сюжетно-ролевой игры, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, конструирование, характерна самостоятельная постановка ребенком познавательных и исследовательских задач, формулирование гипотез, самостоятельный поиск их решения.
Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения.
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю известно, как много дает внеклассная работа, и какой огромный потенциал в ней заложен.
Внеклассная работа в школе - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Преемственность между урочной и внеурочной работой не только стимулирует деятельность учащихся за счет повышения готовности участвовать в ней, но и объединяет мотивы учебной и внеучебной деятельности, дает возможность практически применять знания, умения и навыки. Результатом соблюдения преемственности является совершенствование и закрепление полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Основные задачи организации внеклассной работы:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
- расширение рамок общения школьников с социумом;
- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Внеклассная работа расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности и т.д. У учащихся появляются дисциплинированность и ответственность, любознательность по отношению к учебным занятиям, повышается работоспособность на уроках, доброжелательность по отношению к учителям и своим товарищам.
Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов (программа формирования универсальных учебных действий обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и т.д.)
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения обозначены такие формы организации внеклассной деятельности, как: кружки, секции, круглые столы, диспуты, олимпиады, конференции и др.
В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.
Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы, как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде выставки, смотра или фестиваля детского творчества и др.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемами творческого мышления стали заниматься сравнительно недавно в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных, зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных теоритических и экспериментальных направлений.Дж. Гилфорд, Е. Торранс полагали, что творческое мышление является результатом взаимодействия интеллекта и креативности как независимых факторов. Основные особенности творческого мышления – это семантическая гибкость (способность представлять объект под новым углом зрения, расширять функциональное применение на практике); образная адаптивная гибкость (способность видеть скрытые от наблюдения стороны объекта); оригинальность (стремление к интеллектуальной новизне, способность к отдаленным ассоциациям); семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать идеи в необычных ситуациях).
В.Н. Дружинин обратился к изучению творческой активности, проявляющейся в особых ситуациях жизнедеятельности, которая детерминирует с творческой мотивацией.
Исследование творческого мышления с помощью метода проблемной ситуации проводили А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, И.Л. Лернер, М.И. Махмутов. В исследованиях, проведенных под руководством С.Л. Рубинштейна, была обнаружена диалектика творческого познания действительности, которая состояла в «анализе через синтез».
Многообразие определений творческого мышления (продуктивное, эвристическое, самостоятельное, дивергентное, креативное) отражает сложность природы данного психологического процесса.
Стиль мышления во многом зависит от системы образования в целом. В настоящее время в образовательном процессе младшей школы доминирует объяснительно-иллюстративный метод. Суть его сводится к тому, что педагог передает предусмотренную программой готовую «систему знаний», а ученик должен воспринять рассказ, выучить по учебнику соответствующий материал и его пересказать. Таким образом, получается, что учащийся не включен в процесс активного поиска, открытия новых явлений и фактов, т.е. традиционное образование не ставит перед собой цель творческого развития младших школьников.
Для эффективного развития творческих способностей младших школьников необходимо организовать внеклассную форму свободной творческой деятельности и общения. Она должна отличаться от тех, которые нередко организуются в условиях учебной деятельности младших школьников.
Данная форма воспитания – клуб по интересам, клуб, в котором могут взаимодействовать взрослые и дети, клуб, который имеет эмоционально-эстетическую, познавательную, общекультурную, творческую направленность. Именно клубная деятельность включает в себя оптимальное для детского возраста соотношение процессов познания, труда, свободного общения и игры – то на чем держится весь фундамент формирующейся личности. Кроме того, клуб является формой демократизации школьной жизни и увлекательным способом направления общественной активности детей, формой включения их в коллективную деятельность. В творческом мышлении ребенка в условиях клубной деятельности в первую очередь проявляются такие особенности как беглость – способность давать максимальное количество идей, возникающих за единицу времени; гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи; самостоятельность – умение работать самостоятельно, без помощи окружающих.
Таким образом, для целенаправленного развития творческих способностей детей младшего школьного возраста необходима педагогическая система внеклассной клубной деятельности, которая направлена на гуманизацию межличностных, творческих отношений, на демократизацию школьной жизни, в рамках которой будет организован непрерывный совместный процесс творческой деятельности педагогов, обучающихся и родителей; будут учитываться возрастные особенности учащихся начальной школы и будет активизирована деятельность разновозрастного состава детей.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ2.1. Развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятияхС большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:
- расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
- экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
- разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя.
Воспитание в школе — это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах4199890234061000 разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности младших школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности младших школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующаядобровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (Приложение 1) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он может быть использован педагогами для разработки образовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.
Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности.
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.
Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.
2.2. Методические рекомендации по проведению внеклассных занятий направленных на формирование и развитие творческих способностей в начальных классахАнализ учебников для начальной школы (комплект учебников «Школа России») показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.
На творческих занятиях не допустим педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых детей.  Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия.
Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.) Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся
Между тем, для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий учитываются два фактора:
То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. (Приложение 2)
Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1 группа – “ Познание”.
Цель – накопление творческого опыта познания действительности.
Приобретаемые умения:
- изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков – цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;- рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
- моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа – “ Создание”.
Цель –накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.
Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
- получение качественно новый идеи субъекта творческой деятельности;
- ориентирование на идеальной конечный результат развития системы; - переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.
3 группа – “Преобразование”.
Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
- моделировать фантастические ( реальные) изменения внешнего вида систем ( формы, цвета, материала, расположения частей и другие);
- моделировать изменения внутреннего строения систем;
- учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4 группа – “ Использование в новом качестве”.
Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
- рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
- находить фантастическое применение реально существующим системам;
- осуществлять перенос функций в различные области применения;
- получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.
Под рефлексивными действиями понимается
- готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
- умения обретать новый смысл и ценности;
- умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
- умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;
- гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
- художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
- субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровень используемого метода.
Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
- вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
- системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;
- промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.

2.3. Экспериментальная оценка организации развития творческих способностей на внеклассных занятиях по изодеятельности в начальной школеДля оценки результатов с учащимися по выявлению у них уровня креативного мышления необходимо проведение нескольких этапов, таких как констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.
Цель: исследование развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности с помощью нетрадиционных техник рисования и декоративно-прикладного творчества.Задачи:- обобщить опыт по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в практической деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;- создать оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности;- провести исследование по развитию творческих способностей младших школьников с помощью анкетирования и тестирования по методике Паля Торренса.Объект исследования – обучающиеся 2 классаБаза исследования - МБОУ «Еланская СШ №2»Для организации более эффективной работы по развитию творческих способностей учащихся младшего школьного возраста и доказательства необходимости работы в этом направлении необходимо определить уровень сформированности творческих способностей в экспериментальной группе.Для определения уровня развития творческих способностей на начальном этапе учащимся экспериментальной группы были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.Анкета: 
1. Любите ли вы рисовать?2. Нравится ли вам, как вы рисуете?3. Хотели бы вы научиться рисовать лучше?4. Нравится ли вам посещать художественные выставки?5. Нравятся ли вам внеклассные занятия по изодеятельности?Констатирующий экспериментБыло проведено тестирование учащихся экспериментальной группы по определению уровня развития творческих способностей на основе диагностики креативности. Для определения уровня творческих способностей был взят только фактор беглости ответов двух тестов Паля Торренса: «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии», потому что данный фактор характеризует творческие способности человека.
Диагностика креативности по П. ТорренсуКреативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.
Паль ТорренсДиагностика креативности по П. ТорренсуТест 1. «Завершите фигуры» (Приложение 3)
Задание: дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Тест 2. «Повторяющиеся линии» (Приложение 4)Стимульным материалом является 30 пар вертикальных параллельных линий.
Задание: создайте на основе каждой пары линий какой-либо (не повторяющийся) рисунок.Результаты диагностики креативности на начало эксперимента
Максимальное количество баллов по двум тестам – 70.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента.
Уровни креативности по П. Торренсу:
- 30 – плохо;
- 30-34 – ниже нормы;
- 35-39 – несколько ниже нормы;
- 40-60 – норма;
- 61-65 – несколько выше нормы;
- 66-70 – выше нормы;
- 70 – отлично.
Вывод по констатирующему эксперименту:
По данным, полученным в результате констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что большинство (4 человек) 50% имеют уровень креативности «норма», 1 человек 12,5% – несколько выше нормы, 2 человека 25% – несколько ниже нормы, и у 1 учащегося 12,5% уровень креативности ниже нормы. (Приложение 5)
Экспериментальная группа набрала 351 балл из 560 возможных. Средний процент – 55,5 %.
Для удобства сравнения результатов проведенной методике была составлена диаграмма. (Приложение 6)
Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс развития творческих способностей младших школьников и повышения интереса учащихся к рисованию.
Формирующий эксперимент
Цель: развитие интереса и творческих способностей детей на внеклассных занятиях по изодеятельности.
Чтобы достичь цели детям была разработана система внеклассных мероприятий по изодеятельности. (Приложение 7)
Описание формирующего эксперимента:
25 февраля. «Осенний лес». Техника печатание листьями.
Одной из интересных и необычных техник рисования для младших школьников является «печатание листьями». Дети любят гулять по осеннему парку и собирать красивые разноцветные листья деревьев, кустарников, растений, с помощью которых потом можно рисовать удивительные картины природы различных времен года. Эту нетрадиционную технику рисования можно отнести к технике штамповки, но она требует от детей большей аккуратности и координации движений. 
Эта очень необычная техника рисования обязательно заинтересует детей младшего школьного возраста. К тому же эта деятельность развивает мелкую моторику, фантазию и мышление детей. Дети достаточно хорошо владеют этим методом, даже те, кто плохо рисует красками. На сухой лист наносят одну или несколько красок (лучше гуашь), прижимают лист к бумаге рисунка и получается отпечаток, но предварительно нужно обязательно продумать композицию своего рисунка. Недостающие детали дорисовываются кистью или фломастерами. 
3 марта. «Цветочное панно». Метод тычка (пуантилизм)
Другой интересный вариант нетрадиционного рисования, который мы использовали на своих внеклассных занятиях по изодеятельности – «метод тычка» (пуантилизм). Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Опускаем в краску или гуашь и точными движениями делаем тычки на альбомном листе, просто заполняя части рисунка точками нужного цвета. Палочки или кисть будут оставлять чёткий, яркий отпечаток.
Рисовать в этой технике не обязательно именно ватной палочкой и гуашью. Можно рисовать и фломастерами, и ручками, и цветными маркерами. Как показала практика, детям нравится так рисовать, младшие школьники достаточно хорошо владеют данным способом. С помощью этой техники можно рисовать пушистых животных, густой лес, нарядные цветы, украшать предметы одежды. Такие работы детей всегда радуют учащихся и родителей, потому что выполненные в этой технике работы получаются выразительными и красочными.
10 марта. «Снегирь на ветке». ПластилинографияПластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. «Пластилин» - это материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, а «графия» обозначает создание, изображение. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид нетрадиционной изобразительной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Регулярная работа с пластилином позволяет младшим школьникам создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов. На внеклассных занятиях по изодеятельности мы использовали разные виды пластилинографии: прямая, витражная, контурная и модульная пластилинографии.
17 марта. «Весна пришла». Бумагопластика
Бумагопластика — это изготовление объемных предметов из бумаги. Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются на внеклассных занятиях по изодеятельности. При работе с бумагой у детей развивает глазомер, совершенствуется мелкая моторика рук, концентрируется внимания, развиваются творческие способности. На своих занятиях мы чаще использовали такие виды бумагопластики, как объемная аппликация, торцевание, айрис фолдинг, квиллинг, оригами, скрапбукинг, коллаж.
Контрольный эксперимент
Цель: выявить динамику творческого развития у детей после проведения системы разработанных внеклассных занятий; уточнить результаты.
Задачи:
1) повторно провести анкетирование;
2) проанализировать результаты;
3) сопоставить результаты анкетирования констатирующего и контрольного эксперимента;
4) сделать выводы.
После формирующего эксперимента нами было проведено повторное анкетирование (Приложение 8) и тестирование учащихся. Детям были снова предложены вопросы анкеты, и была проведена повторная диагностика уровня креативности по методике П. Торренса. 
Было проведено и повторное тестирование, с целью проследить динамику развития творческих способностей учащихся на основе диагностики уровня креативности по П. Торренсу. (Приложение 9) По результатам контрольного эксперимента была составлена диаграмма. (Приложение 10)
Вывод по контрольному эксперименту:
По данным, полученным в результате работы с экспериментальной группой, можно сделать вывод, что произошли значительные перемены в развитии группы. Большинство (6 человек) 75% имеют уровень креативности «норма», 1 человек 12,5% – несколько выше нормы, 1 человек 12,5% - выше нормы. По количеству баллов группа набрала 419 баллов из 560 возможных. Средний процент – 72,6%. (Приложение 11)
Для удобства сравнения результатов проведенной методики была составлена сравнительная диаграмма результатов диагностики учащихся по констатирующему и контрольному эксперименту. (Приложение 12)
Целенаправленная и системная работа по развитию творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и разнообразных видов декоративно-прикладного творчества обеспечивает положительные результаты. 
Вывод по экспериментальной работе
Данные внеклассные занятия по изодеятельности повышают интерес младших школьников к художественной деятельности, развивают мелкую моторику, усидчивость, творческое воображение и фантазию у детей, способствуют развитию индивидуальных способностей детей.
Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были реализованы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕФедеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентированы на формирование у учащихся умений учиться, познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить творческие решения, а так же на развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств, что подтверждает актуальность рассматриваемой темы.
Развитие творческих способностей младших школьников — важный аспект педагогической деятельности и воспитания детей этого возраста. Они должны стать активными, самостоятельными, уметь принимать решения, творчески подходить к решению проблем, что необходимо для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Целью исследования настоящей работы было исследование, разработка и применение методических приемов в развитии творческих способностей у младших школьников.
Передо мной был поставлен ряд следующих задач:
В процессе исследования были рассмотрены творческие способности младших школьников: понятие, методы и приемы развития:
Творчество - деятельность ребенка, в результате которой создается что-то новое, что характеризует своего создателя с неожиданной стороны, а также позволяет приобрести новые знания и применить раннее приобретенные.Для более активной мыслительной деятельности младших школьников применяется один из различных методов обучения – беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся.
Были выделены различные группы приемов: мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.
К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ практической значимости деятельности и результатов труда.
Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.
Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С этой целью используются приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных знаний, навыков, умений, способностей.
Приём напоминания применяется, если необходимые знания или способы действия не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.
Были выявлены условия развития творческих способностей обучающихся начальной школы на внеклассных занятиях:
Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся.
Проанализировали особенности развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях:
Одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.
Под личностно - деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности.
При таком подходе усиливается организаторская функция педагога, предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.
Все эти меры позволят детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.
Разработали методические рекомендации по проведению внеклассных занятий направленных на развитие творческих способностей в начальных классах:
Целью экспериментальной работы было развитие творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности с помощью нетрадиционных техник рисования и декоративно-прикладного творчества.Задачами экспериментальной работы были:
- обобщить опыт по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в практической деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;- создать оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности;- провести исследование по развитию творческих способностей младших школьников с помощью анкетирования и тестирования по методике Паля Торренса.Объектом исследования были обучающиеся 2 классаБаза – МБОУ «Еланская СШ №2»По данным, полученным в результате констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что большинство (4 человек) 50% имеют уровень креативности «норма», 1 человек 12,5% – несколько выше нормы, 2 человека 25% – несколько ниже нормы, и у 1 учащегося 12,5% уровень креативности ниже нормы.
Экспериментальная группа набрала 351 балл из 560 возможных. Средний процент – 55,5 %.
В следующем этапе эксперимента была разработана система внеклассных мероприятий по формированию патриотического воспитания.
После формирующего эксперимента нами было проведено повторное анкетирование и тестирование учащихся.
По данным, полученным в результате работы с экспериментальной группой, можно сделать вывод, что произошли значительные перемены в развитии группы. Большинство (6 человек) 75% имеют уровень креативности «норма», 1 человек 12,5% – несколько выше нормы, 1 человек 12,5% - выше нормы. По количеству баллов группа набрала 419 баллов из 560 возможных. Средний процент – 72,6%.Целенаправленная и системная работа по развитию творческих способностей младших школьников на внеклассных занятиях по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и разнообразных видов декоративно-прикладного творчества обеспечивает положительные результаты. 
Данные внеклассные занятия по изодеятельности повышают интерес младших школьников к художественной деятельности, развивают мелкую моторику, усидчивость, творческое воображение и фантазию у детей, способствуют развитию индивидуальных способностей детей.
Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы были реализованы.
Проведенное исследование в целом подтвердило целесообразность использования предлагаемых условий развития художественно-творческих способностей у младших школьников на внеклассных занятиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки россии от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
2. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2011 г.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2010 г. — с. 608 .
4. Айкина, Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. — 2011 г. — № 5 (30). — С. 21
5. Бермус, А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.- 2012 г. - № 2.- С. 162.
6. Веретенникова, Л.К., Сотникова Н.Н., Ускова, Г.А. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении. – Ставрополь, 2012. – С. 144
7. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2010. – С.197.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1993. — С. 93
9. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей / М. Гариен: [пер. с англ.]. – М.: АСТ, 2011 г.
10. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М. Академия, 2014 г. — С. 320
11. Грецов, А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2010 г.
12. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) // Методический конструктор: пособие для учителя. (Стандарты второго поколения). Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011 г.
13. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. М.: Академия, 2009 г. — с. 346.
14. Интерактивные методы обучения: Учитель – 2014 г. - №5
15. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2011 г. – С. 136
16. Козловский, О.В. Открой в себе гения. - Донецк, 2015 г. – С. 211.
17. Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. Волгоград, 2011 г.
18. Кудрявцев, В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению / В.Т. Кудрявцев. М.: РИНО, 2012 г.
19. Малахова, И.А. Развитие личности. Ч. 2. Художественно-творческая деятельность. - Мн.: «Белорусская наука», 2013 г. – С. 382.
20. Мукина, А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.- № 31 / том 10 / 2011 г.
21. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. СПб: Питер, 2010 г. — С. 232
22. Резапкина, Т. В. Творческое мышление в условиях образовательного процесса / Т. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2010 г. – № 4.
23. Степанов, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Просвещение, 2011 г. – С. 281
24. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2012 г.
25. Тургель, В.А. Возможности развития общих творческих способностей младших школьников в художественном творчестве // Начальное образование: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф., Герценовские чтения, 2010 г. - Т. 1. СПб., 2010 г.
26. Ушаков, Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта / Д.В. Ушаков // Проблема субъекта в психологической науке / ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. – М.: «Академический проект», 2010 г.– С. 226.
27. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2010 г. – С. 211.
28. Хуторский, А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2010 г. - С.12
29. Чернышева, Е.И., Волокитина, Е.П. К вопросу о профильной подготовке учащихся // Перспективы науки и образования. 2013 г. № 3. С. 221.
30. Чернышева, Е.И., Горяйнова, Н.М. Педагогические условия организации творческой конструкторской деятельности младших школьников. Перспективы науки и образования. 2013 г. № 3. С. 220.
31. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 334 с.
32. Щуркова, Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Педагогика. – 2011 г. - № 4.