Конспект — макет исследовательской работы Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей


Исследовательская работа «Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей»
Цели: выяснить происхождение вежливых слов; познакомиться с использованием вежливых слов в других странах; изучить влияние вежливых слов на взаимоотношения людей.
Задачи:
1. исследовать этимологию вежливых слов;2. познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов;
План исследования:
1. Изучение литературы по теме.2. Использование компьютера для получения дополнительной информации.3. Обобщение опыта родителей.4. Наблюдение за речью учащихся.
Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай – не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души.(В. Солоухин)
С раннего детства родители учат нас быть вежливыми. Меня заинтересовал вопрос: что такое вежливость ? Зачем люди используют вежливые слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. Для начала я нашел в словаре происхождение слова «вежливость». Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса «лив». «Вежа» - знаток («ведать» - знать). Буквальное значение слова «вежливый» - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее:
Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Существует забавная история о происхождении хороших манер.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать «золотую середину» – то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу.
Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.
Может быть, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
• слова приветствия;• слова благодарности;• слова просьбы;• слова извинения;• слова похвалы;
Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй»
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.- Китайцы – кланяются друг другу и говорят «Ели вы сегодня?»- Монголы спрашивают, здоров ли ваш скот? Ведь стадо для монгола-кочевника – основа его жизни. Здоровы животные, значит, хватает еды и, соответственно, все благополучно в семье.- В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава.- Индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо».
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили со-беседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
Опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов.
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Так , поздороваться с учителем при встрече забыли 5 человек, что составляет 24% всех учащихся, а с одноклассниками - 8 человек, что составляет 38%.
Психологи выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние . Конечно, если идут они от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою волшебную роль.
Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1 - грубо, 2 - вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.
Я познакомлю вас с несколькими высказываниями Конфуция из китайской книги «Суждения и беседы». Миллионы людей заучивали ее наизусть и всю жизнь по ней сверяли свои слова и поступки. Мы выбрали три высказывания, которые на наш взгляд помогут учащимся нашего класса стать намного вежливее в своих словах и поступках.
• Не хочу , чтобы меня обижали. И сам никого не хочу обижать.• Что себе не хочешь, не делай другим.• Ошибся - не бойся исправиться.
Я уверена, если ребята прислушаются к этим словам, то станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки ,а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
Литература
1. Детская энциклопедия (журнальный вариант) // Ред. В. Поляков. №11. 2005.2. Поддубская Л. Этикет от А до Я. М.,  2003