Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников













Нургалиева А.Ж.



Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников
(методические рекомендации для воспитателей классов предшкольной подготовки и воспитателей старших групп дошкольного образования детских садов).



















УДК 373(072)
ББК 74.10
М 15









Нургалиева А.Ж.




М 15 Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.2011.-80с.,илл.

ISBN978-601-06-1630-1



УДК 373 (072)
ББК











ISBN 978-601-06-1630-1 © Нургалиева А.Ж.









СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение 4
2.Цель 6
3.Методы 6
4.Формы организации занятий 7
5.Принципы 8
6.Теоретическое обоснование необходимости
использования приемов кинезиологии 9
7.Теоретическое обоснование использования уроков
по развитию психических процессов 10
8.Комплексы кинезиологических упражнений 11
9.Содержание занятий по развитию психических
процессов 26
10. Приложения 37
Приложение 1. Перспективно- тематическое
планирование 39
Приложение 2. Разработка упражнений для
развития познавательных психических процессов 47
11 Краткий словарь терминов 79
12 Список литературы 80
























1. ВВЕДЕНИЕ.

Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский

Поступление в школу вызывает переворот привычного уклада в жизни ребенка, перестраивается режим ребенка, его деятельность, меняется социальный статус. Наблюдения показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу своих индивидуальных и психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям. Некоторые частично (или полностью) не справляются с режимом работы и учебной программой. Из этих детей, как правило, формируются слабоуспевающие ученики и отстающие. К ребенку, пришедшему в первый класс, предъявляются высокие требования, он должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Учебная деятельность предъявляет также ряд требований к сформированности мыслительных операций (обобщения, дифференциация предметов и явлений), а успешность обучения зависит в основном от сформированности конвергентного мышления. Оно проявляется и развивается в задачах, имеющих единственный, правильный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий задания. Конвергентному мышлению уделяют большое внимание традиционные образовательные программы. Но такой вид мышления, по мнению Ж.Пиаже может подавлять мышление интуитивное, ассоциативное, которое наиболее естественно для ребенка и необходимо в творческой деятельности.
Также очень важным требованием к личности младшего школьника является способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки, зрительно – двигательная координация.
Самый благодатный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление и внимание. В это же время родители и педагоги заменяют психическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д.
Преждевременное обучение ребенка не допустимо, т.к. в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспеваемости в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Исследованиям ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова -Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим вниманием на развитие речи является, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Важным моментом является развитие в этом возрасте у детей, мотивации достижения успехов. Осознание ребенком своих способностей и возможностей, развитие того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи, является очень важным условием для укрепления мотива достижения успехов, а не мотива избегания неудач.
«Ты плохой, потому что плохо учишься», - говорят ребенку. Оценка за предмет, становится оценкой личности ребенка. В младшем школьном возрасте дети оценивают детей с позиции школьной успеваемости. А для ребенка очень важно при изменении социального статуса не стать отверженным, хуже остальных, для успешной адаптации в школьной жизни, в деятельности, которая становится ведущей на протяжении десятка лет. Поэтому нашей задачей мы считаем создание развивающих мероприятий, направленных на развитие потенциала личности ребенка (развитие интеллекта и творческих способностей). Данное пособие базируется на основе развивающих воображение, восприятие, память, внимание и мышление ,заданий и использование специальных кинезиологических упражнений. Развивая определенные участки мозга, отвечающие за протекание психических процессов, при помощи кинезиологических упражнений, мы предлагаем закреплять их далее определенными упражнениям, способствующим развитию познавательных функций. Что, в конечном счете будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. А выявление и развитие способностей ребенка содействует формированию высокой самооценки, адекватной «Я - концепции», является важным фактором, способствующим социализации личности в социуме.








2. ЦЕЛЬ

Целью разработки является:
психолого- педагогическое сопровождение естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов и функций, интеллектуальных и творческих способностей;
развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки, способствующих развитию речи и повышению эффективности обучения навыкам письма;
развитие межполушарного взаимодействия головного мозга;
развитие межполушарной специализации;
синхронизация работы полушарий;
развитие способностей;
развитие памяти, внимания, восприятия;
развитие мышления и воображения.






3. МЕТОДЫ


Выбирая пути, по которым мы можем идти к нашим целям, мы предлагаем воспользоваться следующими предложениями:

-«самому быть творческим». Общаясь с ребенком, самому демонстрировать образцы творческого поведения и деятельности:

-«предметно – пространственная среда». Очень важно создать обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка;

-«заражать детей своей любовью к творчеству». Мало создать обстановку творчества, надо увлечь этим ребенка, сделать творчество его внутренней потребностью;

-«быть гибким, уметь следовать ситуации». Всем известно: « умный человек меняет своё мнение, глупый никогда». Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива;

-«воспитать в себе привычку говорить как можно чаще «да!».
Воспитание и «ограничение» тесно связаны в обыденном сознании. Но давайте вдумаемся. Всегда ли оправданы те запреты, которые мы ставим ребенку;

-«демократичный стиль общения». Коллегиальный, демократичный стиль общения, который необходим для развития творческих способностей;

-«бороться с всякими проявлениями конформизма». Подражательность – основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, именно поэтому очень велика опасность закреплений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям;

-«всячески поддерживать самостоятельность ребенка». Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные черты творческого поведения;

-«предлагайте ребенку такой материал, где сами чувствуете себя одаренным». У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя «как рыба в воде». Важно чтобы ребенок видел, чувствовал вашу настоящую, искреннюю увлеченность.

-«не бойтесь неожиданных вопросов». Дети большие специалисты по части задавания вопросов, в том числе и глупых, раздражающих взрослых. Творческий ребенок задает еще более неожиданные вопросы. Детский вопрос – свидетельство интереса.






4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.


Одним из обязательных условий для получения хорошего эффекта является систематичность. Мы предлагаем занятия двух типов:

Кинезиологические занятия
Продолжительность занятий может составлять от 5 до 15 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Желательно реализовать кинезиологический цикл:
-комплекс упражнений для развития межполушарных связей;
-комплекс упражнений для развития правого полушария ;
-комплекс упражнений для развития левого полушария .
Предлагаемые нами комплексы упражнений сочетают в себе все циклы.
К следующему упражнению переходим, только после усвоения предыдущего. После усвоения упражнений их можно выполнять непосредственно в случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества. Также предлагаются пальчиковые упражнения, которые можно использовать на занятиях по развитию речи.


Занятия по развитию психических процессов.
Продолжительность каждого занятия варьируется в интервале 10-20 минут. Проводить следует не реже одного раза в неделю. В группе можно реализовывать как индивидуальное, так и взаимное обучение. Все занятия можно увязывать с изучаемыми темами. Занятия проводятся в игровой форме, учитывая эмоциональный настрой детей во время игры, можно говорить о более качественном закреплении полученных знаний.






5. ПРИНЦИПЫ.

1.От простого к сложному.
При выполнении специальных кинезиологических комплексов важным является точное выполнение движений и приемов. Психолог вначале сам обязан освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма. А затем обучить педагогов, работающих в классах предшкольной подготовки и воспитателей старших групп дошкольных учреждений.

2.Добровольность и доверительность отношений.
Занятия должны проводиться в доброжелательной обстановке, так как наиболее эффективной является эмоционально приятная деятельность.

3.Принцип долговременности.
Эффективность достигается при выполнения упражнений как немедленно, так и кумулятивно. Результативность занятий зависит от систематической и упорной работы. С каждым днем занятия могут усложняться, объем занятий увеличивается. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.

4.Принцип планомерности.
Методы и способы избираются в соответствии с программой и применяются в определенные сроки.

5.Принцип научности.
Использовать научный подход, известные методики.


6. Принцип оптимистического подхода.
Выявление положительных качеств личности и дальнейшая опора на них для эффективного воспитательного воздействия.

7. Принцип педагогического такта.
Формы и методы изучения личности учащихся, выбор средств достижения целей программы проявляется с уважением к личности.






6. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ КИНЕЗИОЛОГИИ.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи искажает познавательную деятельность детей.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. А не наоборот.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики, предлагаемые в разработке, позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Дифференциальное школьное обучение с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка - один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируют половину умственных возможностей человека, не учитывают особенностей латеризации полушарий. Кинезиологические упражнения направлены на развитие как левого, так и правого полушария, а самое главное направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Развитие межполушарного взаимодействия позволит:
во-первых, более эффективно усваивать знания, т.к. улучшается запоминание, повышается устойчивость внимания, облегчается процесс письма;
во-вторых, синхронизировать работу полушарий, что позволяет в зависимости от условий задания применять как логический, так и творческий тип мышления, что, в конечном счете, позволяет добиваться успехов в учебной деятельности.
Использование кинезиологических занятий повышает продуктивность протекания психических процессов. Улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю. Повышение работоспособности, активизация интеллектуальных и познавательных процессов устраняет искажения в познавательной деятельности детей.





7. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Занятия, предлагаемые в разработке, направлены на развитие психических процессов. Это важнейшие стороны личности ребенка. Уровень сформированности этих процессов оказывает влияние на познавательные способности ребенка. А от них напрямую зависит развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Упражнения развивают восприятие, воображение, память, внимание, а также мышление. Обучение детей технике и технологии продуктивных мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска в настоящее время является необходимой частью подготовки ребенка к школе. Такой подход обеспечивает полноценное развитие как творческого, так и интеллектуального мышления. У детей необходимо развивать оба вида мышления и помогать им, находить удовлетворение в интеграции обоих параметров мозговой деятельности.
Каждый ученик внутри чувствует себя талантом, радуется своим открытиям, удивляется от вновь узнанного. А когда в ходе обучения узнает, что он от природы обречен на талантливую, творческую работу, то коренным образом меняет свое отношение к себе самому. Это означает: знания создают условия для веры в себя и возникает уверенность в своих силах на будущие. А если так, то созревает и план реализации потенциальных возможностей. Это уже не мало, тут знание и вера в себя становятся одной из форм мотивации жизнедеятельности. Знания о наличии в каждом человеке своего таланта, успешности в чем– либо – главное средство борьбы с комплексами неполноценности.
Мыслительная деятельность и деятельность воображения – это проявление человеческой личности. Мышление человека неразрывно связано с характером, волей, чувством. Органическая связь мышления с личностью человека находит своё выражение в интеллекте. Интеллект, это то, что позволяет разумно действовать, рационально мыслить и хорошо адаптироваться к окружающей среде.






8.КОМПЛЕКС КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

8.1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия, развития правого и левого полушария головного мозга.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Данные комплексы позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Комплекс № 1

1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и т.д. Проба выполняется в прямом
(от указательного к мизинцу), и в обратном (от мизинца к указательному пальцу).. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.





















2.Кулак – ребро – ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении или при затруднениях в выполнении помогать можно себе командами («кулак – ребро - ладонь»).



























3.Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6 -8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.



4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5.Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа. А правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6.Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.



7.Горизонтальная восьмерка. 1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
3-6 –я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда - обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».
7,8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.


Комплекс №2

1.Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой и рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
5. Симметричные рисунки. Нарисуете в воздухе обеими руками одновременно, зеркально- симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)
6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.
7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь правую сторону спинки стула, а левой за – за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 –10 сек. Выполните то же самое в другую сторону.
8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат –схему зрительно –двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). на ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по котором должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево –вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет:№1,2 –коричневый, №3 – красный, №4 – голубой. №5 – зеленый. Упражнения выполняют только стоя.
















Комплекс №3.

1.Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
2.Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
3.Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
4.Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.








5.Постучите каждым пальцем по столу под счет «один, один – два, один – два – три и т.д.»
6.Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте тоже левой рукой.
7.Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой руки.
8.Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
9.Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте их рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.


Комплекс № 4
1.Сядьте на пол «по -турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, - выдох.

2.Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. в конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
3.Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
4.Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
5.Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
6.Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
7.Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.
8.Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие»
движения вперед – назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
9.Сделайте круговые движения плечами вперед –назад и пожимая ими.
10.Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

Комплекс № 5
1.Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.
2.Дерево. Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
3.Внутри – снаружи. Лежа на спине. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, дыхание других и т.д.). Перенесите внимание на свое тело и прислушайтесь к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела и т.д.). переключите внимание на внешние шумы и внутренние ощущения несколько раз.
4. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
5. Сделайте движения челюстью в разных направлениях.
6. Самомассаж ушных раковин: зажмите мочку уха большим и указательным пальцами, разминайте раковину снизу вверх и обратно. Потяните ушные раковины вниз, в сторону и вверх.
7. Попробуйте перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, затем между пальцами.
8.Упражнения в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте круговые движения, анологичные велосипеду.
9. Стоя на четвереньках, имитируйте потягивание кошки: на вдохе прогибайте спину, поднимая голову вверх; на выдохе выгибайте спину, опуская голову.
10. Прыгайте по команде ведущего вперед, назад, вправо, влево определенное количество раз
Комплекс № 6
1. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.
2. Полет. Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.
3.Бегая по комнате, размахивайте руками и громко кричите. По команде остановитесь и расслабьтесь. Можно выполнять, сидя или лежа на полу, размахивая руками и ногами.
4. Лежа на спине. На расстоянии вытянутой руки перед глазами хаотично двигайте какой – нибудь яркий предмет. Следите за предметом, не двигая головой.
5.Отработайте такие движения языка, как щелканье, цоканье, посвистывание. Затем выполните последовательно: два щелканья, два освистывания, два цоканья и т.д.
6. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
7. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
8.Встаньте на четвереньки и ползите, не задевая расставленные предметы на полу. Руки ставьте крест – накрест. С движениями рук совмещайте движения языка: сначала язык двигается за рукой, затем в противоположную сторону.
9.Сидя на полу, вытяните ноги перед собой. Совершайте движения пальцами обеих ног, медленно сгибая и выпрямляя их сначала вместе, затем поочередно. Добавьте синхронные движения кистями рук.
10. Клад. В комнате прячется игрушка или что- нибудь интересное. Найдите её, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.» .

Комплекс № 7
1.Дышите только через одну ноздрю (сначала левую, затем правую).
2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
3.Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые руки и голову. Держите позу максимально долго. Затем выполните это упражнение, лежа на животе.
4.Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – однонаправленные.
5.Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимания и разжимания языка, свертывание в трубочку.
6.Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
7.Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.). Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе).
8. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.
9. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.
10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
8.2.Пальчиковые упражнения, используемые на занятиях
по развитию речи.

Пароход
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.

Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.


Большой палец правой и левой руки
вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Стул
Ножки, спинка и сиденье-
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется
кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.


Стол.
У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опускается
ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно
полу. По счету менять положение рук.


Грабли.
Листья падают в саду,
Я их граблями
смету.

Ладони рук развернуты к себе, пальчики переплетены между
собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.



Цепочка.
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.



Большой и указательный пальцы левой руки в кольце.
Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков
Правой руки: большой – указательный, большой - средний и т.д.
В упражнении учавствуют все пальчики.





Скворечник.
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.


Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы
Прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.




Шарик.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел-
Стал он тонкий и худой.


Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками.
В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают
форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное
положение.



Собака.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.


Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается
вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно
опускается и поднимается.




Кошка.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.


Средний и безымянный пальцы упираются
в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх.






Мышка.
Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный
палец и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному
пальцам.







Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы выставлены
вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед.




Зайка и барабан.
Зайка взял свой барабан
И ударил трам – трам - трам.
И ударил трам – трам – трам.


Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний пальцы
подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем
поочередно стучать по большому пальцу.



Коза.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами
· .


Внутренняя сторона ладони опущена вниз.
Указательный палец и мизинец
выставлены вперед и двигаются в разные стороны. Средний и безымянный
пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.





Осы.
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.


Выставить средний палец, зажать его
между указательным и безымянным,
Вращать ими в разные стороны.



Краб.
Краб ползет ко дну,
Выставив клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены
и опущены вниз. Большие пальцы
к себе. Передвигать на кончиках
ладони в одну сторону, затем в другую.









Крокодил.
Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.


Ладонь выставлена вперед параллельно полу. Большой палец под ладонью.
Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.




Моя семья.
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.


Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого,
а со слов« А вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.


9.Содержание занятий по развитию психических процессов.

Все занятия по развитию психических процессов мы разделили на блоки.
Так как предполагается, что эти занятия будут проводиться 1 раз в неделю. Мы постарались, чтобы упражнения были связаны с тематическим планом.

1 блок. Восприятие.
2 блок. Внимание.
3 блок. Память.
4 блок. Воображение.
5 блок. Мышление.

1 блок. Восприятие.
Главным исходным источником информации являются ощущения. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Ощущения входят в структуру более сложного психического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Человек обычно воспринимает то, что понимает.
Задания подобраны так, чтобы формировать и развивать все виды восприятия:

1.Восприятие предметов

Посмотри на рисунок. Что ты видишь?


2. Восприятие речи (развивает также способность действовать в уме, сопоставлять и удерживать образы)
Поставь точку в верхней клеточке в левом углу. Не отрывая карандаш от бумаги, ты будешь чертить линию, расстояние я буду указывать в клеточках. Влево ода клетка, вниз одна, вправо одна, одна вверх. Что получилось?





3. Восприятие движения
Посмотри на картинку, что- там происходит?









4.Восприятие пространства
Посмотри внимательно на картинку. Что расположено справа от дома ? Что слева от собачки? В левом верхнем углу?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

На картинке ты видишь зверька в клетке, как ты думаешь удобно ему там сидеть или нет? Кому больше места котенку или щенку.



5.Восприятие людей и отношений
Внимательно посмотри на картинку, как ты думаешь, кто здесь изображен, чем они занимаются, а какие это люди, добрые или злые, веселые или грустные?













2 блок. Внимание.
Психическая жизнь человека представляла бы собой неупорядоченный, хаотичный поток ощущений, чувств, мыслей, переживаний, если бы в ней не существовало упорядочивающей структуры, которая направляет этот поток по определенному руслу. Такой упорядочивающей структурой в психике человека является внимание. Внимание сопровождает процессы восприятия, памяти, мышления и т.д. это отдельная сторона всех психических процессов. Внимание проявляется во всей нашей психической жизни и является условием успеха в любом виде деятельности, в том числе и учебном.
Задания направлены на развитие и формирование внимания – непроизвольного, произвольного, постпроизвольного. Совершенствуются все характеристики – избирательность, объем, устойчивость, распределение, переключаемость.

1. Выявление несоответствия.
Посмотри на картинки, все ли тут правильно или нет?











2.Сравни и найди отличия .Чем отличаются девочки друг от друга? Чем отличаются животные друг от друга?
1.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 2
3.Угадай, что здесь есть. Составь рассказ.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

4. Помоги найти что скрыла клякса.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


5.Сделай по образцу.
Посмотри, в каждом квадратике нарисована звездочка, а в треугольнике точка. В пустых фигурках, поставь такие же знаки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3 блок. Память.
Способность постоянно накапливать информацию и воспроизводить её в необходимых обстоятельствах является важнейшей особенностью психики. Память лежит в основе способностей человека, является условием его научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
Главный ориентир в этом блоке направлен на развитие произвольной, непроизвольной памяти, различных её видов (словесно - логической, образной, эмоциональной) и форм (кратковременной и долговременной).

1.Зрительной.
Посмотрите на картинку 30 секунд, затем нарисуйте, что вы видели.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
4 блок. Воображение.
В ходе мыслительной деятельности проверяются различные гипотезы. В процессе решения проблемной ситуации, происходит её переструктурирование, в результате чего находится новый вариант этой ситуации. Зачастую это решение приходит внезапно для сознания. Человек сам не знает, откуда пришло к нему это решение. И тогда человек говорит, что здесь сработала интуиция. Догадка, интуиция, ведущие к открытию нового невозможны без воображения. Воображение, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфический человеческих характер деятельности. Первое и важнейшее назначение воображения то, что оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхищать то, что ещё не существует. Именно с этим связана способность человека делать открытия, находить новые пути и способы решения возникающих задач.Процесс создания образов на основе прошлого опыта. Предвосхищать событие создавать то, чего еще нет.


1. Составьте части, кто получился? Что он делает? Какую пользу приносит?

2.Расскажите, что было дальше?


На что это похоже? 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

5 блок. Мышление.
Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, которые обеспечивают психику конкретными образами действительности. Эти образы удерживаются в памяти. Но жизнь человека не может опираться только на результат чувственного познания. Для того чтобы продуктивно действовать в реальном мире, необходимо более глубоко проникать в тайны природы, преобразовывать окружающий мир. А это возможно только с помощью мышления. Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость мышления возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизнедеятельности перед человеком появляются новые обстоятельства, новая цель. И хотя человек в результате мыслительной деятельности может открывать и т о, что уже было открыто до него, но ему не было известно. Это открытие субъективно нового.
1. Конвергентное мышление.
Упражнения подобраны так, что их выполнение способствует развитию конвергентного мышления, которое проявляется и развивается в задачах имеющих один ответ, и может быть выведен из самих условий.

1 тип задач словесно - логические.
1.Маша сидит на скамейке рядом с Костей, возле Кости сидит Миша. Кто сидит с краю?
2.Арман пришел в школу за Колей. Айгерим пришла после Армана. Кто пришел в школу первым?

2 тип задач невербальные.
2.1.Задачи на выявление закономерностей в расположении предметов.

1. Посмотри на рисунок и поставь нужную фигурку на пустое место.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





















?

2.Найди закономерность в расположении фигур и дорисуй недостающую.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415










13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


























3.Какую фигурку нужно поставить во 2 клеточку, чтобы пары были аналогичные.
1

2
3
4
5
6

1

2
3
4
5
6

1


2
3
4
5
6

1

2
3
4
5
6

113 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2
3


4

5

6





2.2. Задачи на умение классифицировать.

Посмотри на рисунок и назови, что здесь изображено одним словом.

1.




2.





2.3. Задачи на развитие объемно –пространственного мышления.
Какой фигуры не хватает, чтобы получился кубик.












2. Дивергентное мышление.
Задачи предполагающие, что на один вопрос может быть несколько ответов.
2.1.Используя геометрическую фигуру, составь изображение.
1.любого предмета.
2.животного.
3.птицы.
4.здания.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2.2.Придумай к рассказу название.

Туча заслонила солнце. Стал накапывать мелкий дождик. Стало холодно. Собака спряталась в будку. Только Ваня не торопился уходить домой. Он раскрыл свой новый зонт, капли застучали по ткани. Хорошо гулять под зонтом.


2.3.Творческие практические занятия.
Используя природный материал, создаются поделки на свободную или заданную тему.















ПРИЛОЖЕНИЯ.



















Приложение 1.
Перспективно – тематическое планирование.
Сентябрь.
Неделя
Тема недели
Ознакомление с окружающим
миром

Экология
Развитие речи
Художественная литература
Валеология
Музыка


1 неделя





«Путешествие
в мир знаний»
«Детский сад»

«Как люди научились говорить»
Е. Благинина «В школу» (выразите
льное чтение)
Доктор ЗОЖ и доктор Айболит
1Здравствуй музыка.
2.Мой край родной.

2 неделя




«Лето красное прошло»
«Щедрость осени»
«Волшебный мир природы»
«В школу»
(Рассказывание по картинкам)
Э.Ю. Шим «Как растет хлеб» (чтение)
«Путешествие в страну «Валеологию»
Осень – славная пора.



3 неделя






«Лес точно терем расписной- лиловый,
Золотой, багряный»
«Золотая осень»
Экскурсия в
парк

«Ранняя осень» Описательный рассказ. Цветик –разноцветик.
И.С.Соколов – Микитов «Осень в лесу»
«Мой день. Что такое осанка»
1.Золотая осень.
2.Ах, какая осень.

4 неделя






«Все работы
Хороши –
Выбирай на вкус»
«Человек красен трудом»
«Хлеб богатство народа»
«Хлеб – всему голова» Составление рассказа по картине.
Я.Дягутите
«Руки человека»
(чтение)
«Утренняя зарядка»
Танец «Повара и поварята» В.Локтева




Неделя
Обучение грамоте
Математика
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование и ручной труд

1
неделя








1 Предложение
2 Слово. Схемы слов.
Выявление подгот\овленности
детей. Знакомство с
тетрадью
1 Волшебная кисточка
2 Тепло - холодно
Знакомство с пластилинном
«Домик»
Р.Т. «Знакомство с материалами и оборудованием для работы с бумагой.


2
неделя









Слоги. Схемы слогов.
1Высокий – низкий. Большой – маленький.
2 Широкий – узкий. Длинный – короткий.
1Рассматривание картины Левитана «Золотая осень». 2 Букет осени. Рисование осенних листьев.
«Морковь и свекла»
«Овощи на тарелке»
Конструирование
«Знакомство со строительным материалом»

3
неделя






1 Ударение. Деление слов на слоги. 2 Звуки. Гласные и согласные
Широкий – узкий.
Толстый - тонкий
1 Осеннее дерево
2 Осенний пейзаж
«Грибная поляна»
«Грибы»
Р.Т.
Работа с природным материалом
«Гербарии»

4
неделя









Речь устная и письменная
1 Ориентировка на листе. 2 Установление отношений между группами предметов
1 Узор на полосе из геометрических фигур
2 Знакомство с искусством. Городецкая роспись»
«Пропорции
Человека»
«Укрась дастархан»
Конструирование
«Грузовой автомобиль»



Октябрь.

Неделя
Тема
недели
Ознакомление с окружающим миром
Экология
Развитие речи
Художественная
литература
Валеология
Музыка

1 неделя







«Как приходят вещи в дом»
«Средства связи»
__________
«Умные вещи». Составление рассказа на заданную тему
С.Калиев.
«Встреча у дороги» (чтение)
Почему надо мыть руки и чистить зубы ?
К нам гости пришли.

2 неделя








«Чудеса и тайны природы»
«Нефтяник и , шахтеры почетные профессии»
«Тайны гор и камней»
«Как Аскар поймал Жука».
Б.Житков.
«Обвал» (чтение)
Питание.
1. О чем плачет дождик?
2. Будет горка во дворе.

3 неделя






«В добрый путь, пернатые друзья!»
Птицы - наши друзья
__________
Осень. Описательный рассказ о перелетных птицах.
Казахская народная сказка
«Почему человек дружит с ласточкой».
Сон. Его значение для здоровья человека.
Поем о празднике, об осени.

4 неделя









«С днем рождения, Казахстан!»
«Казахстан-гордость моя».
День республики.
Мой край. Апорт.
«Мой Казахстан». Составление описательного рассказа по картине.
Ж. Жабаев.
«Казахстан».
Физическая культура.
Виды спорта.
Мой край родной. День республики Казахстан.




Неделя
Обучение грамоте
Математика
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструиро
вание

1
неделя

Пиктограмы, иероглифы,
буквы.
2. А, а Штриховка.
Число и цифра 1.
Печатание цифры 1.
Представление о цветосочетании
1. Кружка украшенная цветочной гирляндой.
(Рисование предметов круглой
формы).
2. Волшебный кружок. Д/и «Дорисуй
предмет».
Барашек. Летающая тарелка.
Самолеты.
"Машины везут урожай"
К-Е
Грузовые автомобили.

2
неделя.










У, у
Письмо наклонных
линий.
Число и цифра 2. Печатание цифры 2. Состав числа 2. Знаки + - =
1. «Радуга» Д/и «Цветовая угадай-ка».
2. «Облака»
«Улитка».
«Осенний ковер ».
"Кол лаж"
К-е
«Игрушки из проволоки»

3
неделя









О, о . Чтение: Ау, ! Уа
2. И, и . Составление имени из первых звуков.
Число и цифра 0. Печатание
цифры 0
1. Пасмурный осенний день.
2. Птичка на ветке.
Птицы.
Сказочные птицы.
Р.т.
«Филин»

4 неделя










Э, э. Составление
предложений по картинке.
Число и цифра 3.
2. Состав числа 3.
Знакомство с треугольником.
1.Казахский орнамент,
амулет, кость, крестовина.
2. Казахский орнамент
«родничок».
Казахская национальная
посуда.
Торсык-сосуд для кумыса.
Казахский орнамент
"Амулет"
Р. труд.
Камни.

Ноябрь.
Неделя
Тема
недели
Ознакомление
с
окружающим
миром
Экология
Развитие речи
Художественная
литература
Валеология
Музыка

1
неделя







«В мире доброй сказки»
«В мире компьютеров»

1. Составление
сказки с помощью
опорных слов.
В.Одоевский
«Снегурочка»
Рассказывание сказки.
Я-дома.
Праздник веселый к нам пришел.

2
неделя


Каникулы

3
неделя









«Зимовье зверей»
«Жизнь диких животных»
Заповедники Республики Казахстан.
Д/и «У лисы день рождения».
Употребление предлогов.
В.Бианки.
(чтение).
Правила безопасного поведения. Я на улице.
Узнай музыку.

4
неделя










«Прилетают в гости птицы: снегири, синицы»
«Птицы зимой»

Зимующие птицы.
Домашние птицы.
Г. Скребицкий.
«Появились синички»
(пересказ).
Улыбка и ее роль в жизни человека.
Развиваем ритм.








Неделя
Обучение грамоте
Математика
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструи
рование

1
неделя








1. Н, н . чтение слогов.
Обозначение звуков.
2. М, м Чтение слогов.
1. Тестирование
1. Сказочный зверь.
Техника работы с
цветными мелками.
2. Дракончик. Техника
рисования с гуашью
Алдар-Косе.
"За горами, за долами, за дремучими лесами". (коллективная работа).
Р. т. "Весёлая мастерская".

2
неделя



Каникулы

3
неделя









1. Л, л. Составление
предложений по схемам.

1. Число и цифра 4. 2.
Состав числа 4.
Знакомство с квадратом.

1. Животные Казахстана.
Поэтапное изображение
элемента "Листик".
2. Животные Казахстана. Заяц. Поэтапное изображение.
Собери фигуры по картинке.
"Наш любимый Мишка"
Р. т. "Зайчик из бумаги".

4
неделя














Р, р. Чтение слогов. Обозначение звуков.
2. Й, й. Повторение: выдели слоги, поставь ударение.
Число и цифра 5.
1. Авангард "Мой сон". 2. Покормите птиц зимой. Кормушка для птиц.
Накормим птиц. Лепим
кормушки.
"Появились синички"
Р. т. "Воробей"






Декабрь.

Неделя
Тема недели
Ознакомление
с
окружающим
миром
Экология
Развитие
речи
Художественная
литература
Валеология
Музыка

1
неделя







"Детей веселый хоровод коньками звучно режет
лед"

"Зимние забавы"
"Народные
приметы"
Как мы играем зимой.
Рассказы-
вание из личного опыта.
Г. Скребицкий
"Зима"(чтение)
Природа –
источник жизни.
Пришла зима.
Зимушка хрустальная.

2
неделя







"Символику дложны мы
знать, чтоб граждани-ном
Казахстана стать"

"День
независи-мости "

Знакомство с символикой Республики Казахстан.
Идрисов "Мой край".
Г. Цыферов
"Казахстан" (чтение)
Солнце
всем дарит тепло.
Ты прекрасна, о
Родина наша.

3
неделя





"Я и моя семья"
"Семья"
"Мой край"
Семья. Пересказ «Чувство жалости
сильнее боли»
М. Алимбаев.
"Дедушкин дедушка"
Моя семья.
Мой дом и моё место
в нем.
Развиваем ритм.
Наш оркестр.

4
неделя









"Рада, рада детвора – Новый
год встречать пора"
Экскурсия по праздничному поселку. Рассматривание новогоднего убранства.

"Заяц и снеговик".
Составление рассказа по
серии картинок.
Н.А. Некрасов
"Мороз-воевода"
Воздухообмен между человеком
и растением.
Вода-сок жизни
Здравствуй праздник
новогодний,
Праздник елки и зимы.









Неделя
Обучение грамоте
Математика
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструиро
вание

1
неделя







1. Б. б Большая буква в именах и фамилиях.
1. Состав числа 5.
2. Сравнение.
Знаки
·
1. Рассказ о городе.
2. Волшебный треугольник. Д/и
Дорисуй предмет"
Девочка кат
ет снежный ком.
"Хоровод друзей"(вырезание симметрических форм.)
К-е
"Снежная
крепость"

2
неделя








1. В, в Чтение слогов и слов
2. Г, г Слоговое чтение
1. Число и цифра 6.
1. Кисе. Казахский орнамент ."топор,
гребень" (сундук)
Кисе с узором
"Тус кииз" - с элементами казахского орнамента.
К-е "Моя улица"

3
неделя






1. Д, д Игра "Впиши слова"
1. Состав числа 6.
2. Число и цифра 7.
Дни недели.
1. Дом.
Знакомство с
искусством.
2.Рассматиривание портретов.
Скульптурный портрет.
"Мой поселок"
Р-т
"Карнавальные
почки".

4
неделя










1. Ж, ж Игра "Допиши слова"
2. З, з Чтение слогов и слов.
Тестирование.
1. Новогодняя ёлка.
2. Снегурочка возле
елки.
Костюмированный бал.
"Ели большие и маленькие"
Р-т
"Елочные
грушки"









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разработка упражнений для развитие познавательных психических процессов.

сентябрь.

1 неделя. «Путешествие в мир знаний».

Восприятие.
Посмотрите на картинку, что вы видите?














Внимание.
Посмотрите на этих человечков, что вы заметили?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Воображение.
Как вы думаете, о чем говорят дети, нарисованные на картинке?


Мышление.

Посмотри, что здесь лишнее. Почему?












2 неделя. Лето красное прошло.

Восприятие.
Что вы видите на картинке?




Внимание.
1.Скажите ребята, что изменилось на картине?



2.Смотрите и запоминайте 20 секунд. Сскажите ребята,что было нарисовано на картинке?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
А
О

1





Память.
Посмотрите на картинки. Запомните , что здесь изображено. У вас на это запоминание дается 30 секунд. Теперь я картинку уберу, а вы скажите или нарисуете, что было на картинке.


13 EMBED PBrush 1415


13 EMBED PBrush 1415


13 EMBED PBrush 1415




13 EMBED PBrush 1415



Воображение.
Перед вами листочки разных деревьев, разного цвета, выложите из листочков что- нибудь.
Мышление.
Посмотрите внимательно, как одним словом можно назвать то, что изображено на рисунке.




13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

3 неделя.
Лес, точно терем расписной - лиловый, золотой, багряный.


Восприятие.
Скажите ребята, что вы видите на картинке?



Внимание.
Скажите ребята, что теперь должно быть в клеточке нарисовано и почему?

13 EMBED PBrush 1415












13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415











13 EMBED PBrush 1415

?

Память.
Посмотрите на картинки и запомните, что на них нарисовано. Время на запоминание 30 секунд .Скажите, какого цвета были листья на картинке.








Воображение.
Ребята скажите, на что похож этот листочек?
Детям предлагаются листья разных деревьев.


Мышление.
Посмотрите на картинку. За зеленым лежит красный листик, за красным зеленый. Каким цветом должен быть раскрашен белый листок.



13 EMBED PBrush 1415


13 EMBED PBrush 1415











Посмотри , какой грибок нужно поставить в пустую клеточку













4 неделя. Все работы ХОРОШИ, выбирай на вкус.

Восприятие.
Посмотрите на картинку, кто тут изображен.







Внимание.

Посмотрите внимательно на картинку. Через минуту учитель задает вопрос: «Скажите, что вы видели на картинке. Как вы думаете, какое время года на картинке? Каково цвета листочки на картинке?».



Память.
Вспомните, мальчики и девочки были на картинке нарисованы, или только девочки. У школы, что нарисована на картинке, есть окна.?


Воображение.
Из геометрических фигур выложите, предметы которые относятся к профессиям, нарисованным на картинках.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Мышление.
Подбери недостающую пару фигуре в клеточке 2.

1
2
3
4
5






?











?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







октябрь.

1 неделя. «как приходят вещи в дом».

Восприятие.
Посмотрите на картинку, что вы видите? Как можно это назвать? Кто эти вещи делает?

Внимание.
Посмотрите, похожи эти вещи или нет? Найдите отличия.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Память.
Посмотрите на рисунок 30 секунд, и нарисуйте, что было изображено.


1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

А


·


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








Воображение.
Используя геометрические фигуры,изобрази какую- нибудь вещь.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Мышление.
Разукрась кружку при помощи кружков.




Подбери недостающую пару фигуре в клеточке 2.
1
2
3
4
5





























2 неделя. «чудеса и тайны природы».

Восприятие.
Посмотри на картинки, что на них изображено.

Внимание.
Посмотрите внимательно на картинку, что появилось во втором ряду?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




2


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



А






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2



А


Память.
Посмотрите на рисунок 30 секунд, скажите, какие цвета есть у радуги?



Воображение.

Придумайте рассказ, про человека на картинке.










Мышление.
Посмотрите на картинку, придумайте свою задачу.

2



+








3 неделя. «в добрый путь пернатые друзья».

Восприятие.
Назовите, кто изображен на рисунке?



Внимание.
Скажите, сколько лягушек живет на болоте и сколько цапель?
А маленьких лягушат?













Память.
Ребята, вы сейчас закроете глаза и будите слушать, что происходит на озере. А потом расскажете мне. Учитель дотрагивается до ребенка, тот до кого дотронулись, должен изобразить звук любого животного живущего на озере (два раза квакнуть, один раз крякнуть, по кричать как гусь) ,остальные дети угадывают какое животное и сколько раз подало голос.


Воображение.
Придумайте рассказ по картинке.
( У утки было два утенка. А когда облетели листья, к берегу стал приходить волк. Он громко выл : «У-у»! но вот однажды волк пришел, а на берегу уток нет, они улетели).





2




У


0




Мышление.
Сколько должно быть в пустой клетке листочков?
1




2



3






Придумай к рассказу название.

Вот и улетели последние перелетные птицы. Тихо стало в лесу. Не слышно гомона грачей. В воздухе запах свежести. Ночью выпал первый снег. А на рябине алеют ягоды, ждут гостей - красногрудых снегирей.






4 неделя. «С днем рожденья казахстан».

Восприятие.
Скажите, пожалуйста ребята, что вы видите на картинках?























Внимание.
Назовите, какая цифра стоит в треугольнике, какая буква в круге? Сколько букв в прямоугольнике, какие это буквы?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сейчас вы в каждом треугольнике будите ставить такую же цифру, как на образце. В круге писать такую же букву, а в прямоугольнике столько же букв, как на образце.

































Память.
Нарисуйте, что вы увидели на картинке. Из каких фигур состоят изображенные на картинке предметы?
Что в руках держат дети? Какого цвета у них флажки? Что на них нарисовано?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Воображение.
Придумайте рассказ по картинке.



Мышление.
Асхат, выше всех мальчиков в классе. Наташа, выше всех девочек в классе, но ниже Асхата. Илья, ниже Наташи. Кто самый высокий в классе?

Из предложенных фигур составьте изображение любого животного или птицы. Фигурки можно уменьшать и увеличивать.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



ноябрь.

1 неделя. «в мире доброй сказки».
Восприятие.
Посмотрите, как вы думаете, чем занимается женщина, нарисованная на картинке? Кто она?






Внимание.
Зачеркни все буквы О (всего 6 букв О).

А
Н
Л
О
П
У
Д
О
А
Г

М
О
А
И
С
О
В
Р
П
О

Р
З
И
Я
О
А
У
К
Н
Т


Память.
Через 30 секунд назовите, что нарисовано на картинке. Какого цвета фигурки?










13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Воображение.
Придумай рассказ по картинке.

Мышление.
Нарисуй недостающую фигуру в пустой клеточке.


















?



3 неделя. «зимовье зверей».
Восприятие.
Расскажите. Что вы видите на картинке?

Внимание.
Какие животные нарисованы на картинке, были среди них дикие или нет?


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Память.
Сколько было на картинке треугольников, кругов, квадратов?



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415














Воображение.
Собери животное из предлагаемых частей. Расскажи, какое было бы это животное, как его звали, где оно жило, какую пользу приносило?












Мышление.
Подбери недостающую фигуру
1
2
3
4
5


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


4 неделя. «прилетают в гости птицы: снегири, синицы».
Восприятие.
Посмотрите внимательно на картинку, что вы видите? Как называется эта птица? Какие птицы клюют из кормушки? Как они называются?






















Внимание.
Посмотрите на эти мордашки. В каждой пустой фигурке нужно рисовать свою мордашку.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







































Память.
Учитель, в медленном темпе с интервалом проговаривает в слух изученные буквы и цифры. Ученики должны после команды учителя, написать буквы и цифры, которые запомнили.
Набор: А, 2, У, 3, Н, Й, 1.


Воображение.
Ребята, посмотрите внимательно на наши цифры и буквы. На что похожи они? Если надо, дорисуйте, чтобы получился образ.


Мышление.
Сейчас я буду говорить, как называется предмет, если он один. А вы когда таких предметов много.
Например: стул – стулья, кот – коты, книга – книги и т.д.







декабрь.

1 неделя. «детей веселый хоровод коньками звучно режет лёд».

Восприятие.
Посмотрите на картинку, что вы видите?









Внимание.
Посмотри внимательно, здесь написаны имена детей. Подчеркни, какое написано неправильно и объясни почему?
Сережа, Айгерим, катя, Илья, алибек, Дана, Мадина, ренат и т.д.


Память.
Посмотри внимательно, что нарисовано на рисунке? Какое время года изображено на рисунке? Какой снеговик, грустный или веселый? Топится ли печь в доме? Почему ты так думаешь?
Воображение.

Придумай рассказ по картинке.



Мышление.
Исключи лишнее слово и объясни почему?

1
Санки, коньки, лыжи, мяч.
Мяч, им играют летом, а на тех предметах, что остались можно кататься зимой.

2
Дамир, Сережа, Алибек, Иванов.
Иванов, остальные имена мальчиков.

3
Декабрь, январь, февраль, зима.
Зима, остальные месяцы, а это время года.

4
Жакупов, Сапар, Назига, ашимова.
Ашимова, имена и фамилии пишутся с большой буквы.







2 неделя. «символику долны мы знать, чтоб гражданином Казахстана стать».

Восприятие.
Посмотрите на картинку, что в руках держут дети? А почему у них такие флажки? Что на флажках нарисовано?


Посмотрите, что прикреплено на здании резиденции Президента Казахстана? Где вы видели такое изображение ещё? Кто знает что оно означает?






Внимание.
Закрась клеточки, в которых написаны слоги.

на
р
ау
й
ни

бо
л
ра
н
М

ма
му
и
ла
лу



Память.
Посмотри на рисунок 30 секунд и скажи. Что на нем изображено.


Воображение.
Придумай рассказ по картинке.

Укрась кисе.



Мышление.
Объясни пословицы:
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Мороз невелик, а стоять не велит.

3 неделя. «я и моя семья».

Восприятие.
Посмотрите внимательно на картинку, кто здесь изображен?




Внимание.
Раскрась клеточки, где есть цифры, которые входят в состав числа 6.

5
2
1
4

3
3
6
0

6
1
5
0





Память.
Посмотрите на картинку 30 секунд и скажите, что там было нарисовано.

















Воображение.
Придумайте рассказ про человека на портрете.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Мышление.
Алия очень занятая девочка каждый день после уроков у неё есть дополнительные занятия. В понедельники и в среду Алия ходит на занятия в гимнастический зал. Во вторник и четверг в художественную школу. В субботу и воскресенье дополнительных занятий нет. В какой день недели Алия может посещать кружок вязания.



4 неделя. «рада, рада детвора – новый год встречать пора».

Восприятие.
Посмотрите на картинки, в какое время года можно это увидеть? Какой праздник скоро будет?



Внимание.

В коробке лежат елочные игрушки, найдите одинаковые.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Память.
Посмотри на картинку 30 секунд. Здесь нарисованы елочные бусы. Нарисуй такие же бусы сам.






Воображение.

Укрась елочку.
















Мышление.

Исключи лишнее и объясни почему?.
1
Новый год, День Республики,
8-ое Марта, каникулы.
Каникулы, всё остальное праздники.

2
Гирлянды, мишура, «дождик», картинки.
Картинки на елку вешать нельзя, может загореться, а все остальное можно, специальные елочные украшения.

3
Снежки, сосульки, льдинки, леденцы.
Леденцы , остальные получаются из снега и льда зимой.











Краткий словарь терминов.

Доминантное полушарие-полушарие преобладающее в активности.
Интроверсия –характеристика индивидуально –психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Характеризуется необщительностью, замкнутостью, склонностью к самоанализу, затруднениями в социальной адаптации.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Минимальная мозговая дисфункция – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
Межполушарное взаимодействие- особый механизм объединения левого
и правого полушарий мозга в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушария мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
Модальность – ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими
тонкие координированные манипуляции.
Сензитивный период – период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков способностей.
Синкенезии – дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движение рук при ходьбе).
Функциональная асимметрия полушарий –распределение психических функций между правым и левым полушарием.
Экстраверсия – характеристика индивидуально –психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.

Литература.

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов на /Д., 1988.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
Коне И.С. Ребенок и общество. М.: Наука.1988.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М., 1998.
Матыцин В.П. Готовь руку к школе. Тверь, 1993.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.М.: Владос, 1996.
Роттенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М., 1989.
10.Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Стамбулова Н.Б. Опыт использование специальных физических упражнений для развития некоторых психологических процессов у младших школьников.
М., 1977.
13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
14. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
















































































































13PAGE 15


13PAGE 148015



М

А

К

м

к



1

А

О

?

Школа или больница, в ней работает учитель

Машина, для шофера

13 EMBED PBrush 1415

телевизор

3

Э

УА



13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Root Entry