Из опыты работы «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в условиях дополнительного образования»

Из опыта работы
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в условиях дополнительного образования»

«Мы придаем форму нашим знаниям,
а потом они придают форму нам»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

В наше время, все чаще можно услышать фразу «с хорошим интеллектом» или «интеллектуально развит». Но до конца ли мы понимаем смысл слова «интеллект»?
Итак, что такое интеллект?
Интеллект (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] intellectus  ощущение, восприятие, разумение, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], понятие, рассудок) качество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представление, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  человек с высоко развитым интеллектом и аналитическим мышлением.
Сейчас недостаточно просто быть грамотным и эрудированным человеком, необходимо владеть навыками пользование компьютерной грамоты, свободно пользоваться интернет ресурсами, не только в области социальных сетей. Сейчас, порой двух летний ребенок лучше ориентируется в современной технике, чем его бабушка. Но говорит ли это о его умственных способностях в целом? Думаю, вы со мной согласитесь, что не всегда. Ребенка необходимо развивать не только в условиях дошкольного воспитания, но и в семье, что порой не все родители в полном объеме могут осуществить, где из-за отсутствия возможности, времени, а где и просто нет желания уделить ребенку полчаса. Это одна сторона медали. Но ведь и детский сад, осуществляя свою образовательную работу не в состоянии из всех детей сделать гениев одним рывком. А в нынешних условиях, повального сокращения штата работников образования, в том числе и психологов, намного усложняется возможность дать детям более широкий спектр услуг. Таким образом, назрел вопрос о введении в сферу дополнительных услуг детского сада кружка, который помогал бы ребенку получить всестороннее развитие. Так, в прошлом году в нашем детском саду начал свою работу кружок интеллектуального развития, который так и называется: «Юный интеллектуал». Этот кружок работал для детей подготовительных групп. Кружок является услугой платной, но это, ни сколько не смущало тех родителей, которые хотели бы, чтоб его ребенок на пороге в школу, получил дополнительное развитие, таких качеств, как: мышление, память, внимание, зрительное восприятие, а также развитие речи и мелкой моторики пальцев рук.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться. А согласно ФГОСу интеллектуальное развитие стоит на шестом месте в ряде задач.
Для кружка мной была специально разработана программа, ориентированная именно на этот возраст.
Цель: развитие интеллектуальных способностей, подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.
Задачи:

Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Развивать умение выделят учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.
Развивать аналитическое мышления (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).
Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивать логическое мышление.
Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, фонематический слух. Грамматически и фонетически правильно строить фразы.
Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.
Воспитывать самостоятельность, пытливость, желание выполнить задание правильно и до конца.

Кружок проводится два раза в неделю, что позволяет охватить больший материал, закрепить прошедшее и освоить новое. В начале учебного года мной была проведена диагностика, которая показала довольно невысокие результаты из 14 человек (В-21%, С-51%, Н-28%) владения детьми умением сравнивать предметы, классифицировать предметы по различным признакам, устанавливать простые закономерности, делать умозаключения. Так как дети подобрались довольно разные по уровню владения навыками владения письма, умственными способностями, приходилось ориентироваться на каждого ребенка индивидуально, если у ребенка возникали трудности в тех или иных заданиях приходилось иногда,
· даже дополнительно уделять время вне работы кружка. В течение всего учебного года дети учились решать интеллектуальные задачи, по схеме - «от простого к сложному». У каждого маленького «интеллектуала», появился свой накопленный материал, собранный в отдельный файл, который отражал успехи ребенка в течение года. А также была заведена тетрадь, в которой дети работали, развивая мелкую моторику. Им были предложены различной сложности узоры, рисунки для копирования, штриховки, графические диктанты. Ведение таких тетрадей позволяет хорошо подготовить детскую руку к письму в школе. Регулярно занимаясь такого рода упражнениями, дети стали более уверенно владеть карандашом, хорошо ориентироваться на листе бумаги, видеть клетку. Материал для ведения кружка подбирался из огромного количества литературы и интернет ресурсов, комбинировался по необходимости, а какие-то задания приходилось и лично под копирку рисовать. Источников с различными видами заданий много, но сделать так, чтоб весь комплекс заданий оказался на одном листе не так- то просто. Широко использовалось мультимедиа, для различного рода упражнений.
Все наши занятия начинались с разминки для ума: «Скажи наоборот», «Один-много», «Четвертый лишний», называние качеств предметов и т.д. очень часто использовала загадки развивая у детей эрудицию. Такая разминка помогала мне организовать детей, настроить их на рабочий лад Например, первые две недели месяца мы упражнялись в назывании качеств предмета, видя, что дети без заминок научились справляться с поставленной задачей, следующие две недели мы упражнялись в другом. Но для закрепления пройденного мы в конце месяца вспоминали пройденное в первые недели.
Развивая зрительную память, мы часто превращали задание в игру, например «Кто больше назовет», поощряя ребенка звездой за успехи. Это те же самые игры как, «Что изменилось?» в его различном исполнении.Такого рода соревнования побуждали детей становиться более собранными и активными.
Задания на сравнения, т.е. мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам вызывает у детей огромный интерес. Работая с такого рода заданиями ребята с огромным удовольствием находили недостающие детали, сравнивали предметы по длине, ширине и т.д.. А находить отличия, мне помогали рисованные картины формата А3. Дети сначала отвечали с места, потом выделяя мелкие и незаметные с первого взгляда детали, выходили к доске, а это уже помогало преодолеть психологический барьер детям застенчивым, менее уверенным в себе. Дети учились обращать внимание не только на общее, они стали более внимательными, старались давать более полные ответы, уточняли и дополняли ответы других ребят.
Работая над классификацией, ребята научились относить те или иные предметы к определенной группе (мебель, одежда, домашние животные и т.д.), называть группу предметов обобщающим словом. Такие задания дети выполняли как группой, так и индивидуально, что позволяло мне оценивать каждого ребенка в отдельности.
Дети старшего дошкольного возраста должны устанавливать несложные закономерности, поэтому начинали мы с простых бус на листе бумаги. Чередование цветов не вызывало трудностей на первоначальном этапе, а когда я взяла бусы с пропущенными местами, некоторые дети не справлялись с заданием, не умели просчитать наперед правильную последовательность цветов. Подобные ситуации возникали, когда дети выполняли задания на установление пропущенного рисунка в таблице. Я столкнулась с тем, что некоторые дети испытывают большое затруднение при выполнении таких заданий, даже если им предлагается просто выбрать пропущенный рисунок. А когда надо дорисовать рисунок, некоторые дети просто рисуют то, что уже есть на картинке. Поэтому здесь очень хорошо мне помогало коллективное рассматривание заданий на дополнительном примере и только потом мы приступали к выполнению самостоятельной работы. Но и это не всегда дает положительные результаты. Дети разные и способности у них тоже разные. Здесь снова приходило время индивидуальной работы.
Проведя итоговую диагностику в конце учебного года, я получила следующие результаты В-52%, С-40%, Н-8%. Дети, которые стабильно посещали кружок показали очень хороший результат, а низкий показатель, это как раз редкое посещение его.
Подводя небольшой итог работы моего кружка, в детском саду был организован конкурс с одноименным названием «Юный интеллектуал». В нем приняли участие восемь детей (из них 4 ребенка, которые не посещали кружок) наиболее отличившиеся в течение года. Ребята выполнили восемь упражнений, на: внимание, пространственное мышление, память, логическое мышление и т.д. Проведение подобных отборочных соревнований помогает реально оценить возможности и способности детей, перед городским конкурсом «Умники и умницы». Но опять же, я, столкнулась с такой проблемой, как психологическая готовность детей к подобного рода соревнованиям. Мальчики проявили себя довольно робко, по сравнению с девочками, поэтому второго участника пришлось заменить на девочку, не посещающую кружок.
А уже на следующем этапе, городского уровня «Умники и умницы» который состоялся 21 апреля в Детском саду №19, честь нашего детского сада, защищали две девочки: Плыгун Полина и Макарова Лера
По итогам конкурса тройку призеров, вошла Лера Макарова с почетным вторым местом!!!!!! Лера посещала кружок с первого дня и отличалась хорошими задатками к познавательному развитию. Таким образом можно с уверенностью сказать, что планомерная и регулярная работа кружка дала свои плоды в виде призового места.
В этом году я разработала программу для детей старшей группы (5-6 лет), что позволит более планомерно и согласно требованиям ФГОС осуществить образовательную деятельность.