Активизация познавательно-речевой деятельности дошкольников с ОВЗ посредством игровых технологий


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
г. Оханск, Пермский край.
Семинар-практикум
Активизация познавательно-речевой деятельности дошкольников с ОВЗ посредством игровых технологий
Материал подготовлен
Старшим воспитателем ДОУ
Е.Г. Шитовой
г. Оханск, 2017 год
2 слайдВ настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта речи. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети с речевым недоразвитием отличаются от сверстников менее сформированной мотивацией, низкой познавательной активностью. Патология речи снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу, которые бы отвечали (3 слайд) требованиям ФГОС и учитывали особенности психического развития современного дошкольника в целом и детей с ОВЗ в частности.
Работая с детьми с ОВЗ и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих технологий, эффективность которых очевидна. Одним из таких является использование игровых технологий в коррекционно- развивающей работе по развитию речи у детей с ОВЗ.
4 слайд
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, речь, моторику, интеллект. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые технологии отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место в развитии речи детей с ОВЗ.
5 слайд
Игра успокаивает, лечит, а в данном случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников с ОВЗ.
6, 7 слайды
Богатый дидактический материал литературы, интернета, опыт коллег, позволяет каждому воспитателю и специалисту сделать свой выбор среди игровых технологий. Такой опыт есть и у меня. Я хочу озвучить некоторые моменты из своей практики, показать игры, связанные с развитием речи
8 слайд
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Дельфин»
И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула»
И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он везет.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/categ/wiki/001/231.php" напряженныедвижения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
9 слайд.
Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)В среду я пекла калач, (печём "пирожки") Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)Всех подружек в воскресеньеПозвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошинЗаперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)Вот выросла одна,И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)Но вот растёт вторая,И третья, а потомЧетвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)Мы во двор пошли гулять.Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
10 слайд.
«Забавные предложения»
Цель: развивать память, мышление, способствовать развитию связной речи, вызывая интерес к поиску правильного варианта построения предложения.
Описание:
Составляются варианты предложений, каждое слово которых начинается на один звук. Выбор звука через взятую букву или круг, в названии цвета которого берется первый звук. Усложнение: обозначить количество слов в предложении.
Пример:
Кате купили красивую курносую куклу Кристину.
Клоун Кирилл кричал кому-то: «Ку-ку!».
Коршун клювом ковырял кору клёна.
Вечером Валя взяла ведро, веник, вымыла веранду.
Велосипед валялся возле восточного вокзала.
Белый бант был большим, блестящим.
Толик трогал термометр.
Таня тихонько топтала тапочками тарелки.
Лена лизала лёд.
Жана жевала жёлтую жвачку.
Зина заглянула за зелёный забор.
Мама медленно мыла маленькую Марусю.
Гуси гурьбой громко голосили: «Га-га-га».
Дети делали для дома декоративные детали.
Никита Никонов не мог найти нигде новый носок.
Рысь рычала рядом.
Рома резал резину раненой рукой.
Царь царапал царицу цепочкой.
Филипп форсил фабричной формой.
Художник хвалил холст.
Чудак Чулим чем-то чадил.
Шурик шуршал широкими штанами.
11 слайд.
Каждая предлагаемая презентация должна обязательно сопровождаться поясняющей беседой.
Презентационные материалы могут применяться:
• для развития речевого дыхания;• для автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;• для нормализации просодических характеристик речи;• для дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;• для развития фонематического восприятия; • для развития элементарных и сложных форм звукового анализа и синтеза;• для усвоения лексических тем;• для развития навыков словообразования и словоизменения;• для развития связной речи и познавательных способностей;• для проведения физкультминуток, зрительной гимнастики и т.д.
В современной педагогике есть еще не мало технологий, которые можно использовать для развития речи дошкольников с ОВЗ.
Но существуют определенные правила их использования:
Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен
Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
Если у вас возникают трудности по развитию речи у воспитанников с ОВЗ, то воспользуйтесь следующими правилами:
Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.