Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность


Варфоломеева Ольга Антоновна
Учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №14", г. Нефтеюганск
Olga.Varfolomeewa@yandex.ruРазвитие творческого мышления и творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность
Аннотация: Статья посвящена внеурочной деятельности учащихся начальных классов, а также эффективным способам повышения вовлеченности и заинтересованности учащихся начальных классов к занятиям по краеведению "Мы - дети природы".
Ключевые слова: творческое мышление, эффективные способы, краеведение, внеурочная работа.
Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой составляющей образовательного компонента "Окружающий мир", представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
   Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
   Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Изучение курса краеведения " Мы - дети природы" на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа - важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как "Литература родного края", "География Ханты-Мансийского автономного округа", "История ХМАО с древности до наших дней" и др. Курс краеведения "Мы дети природы" является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры. На основе художественно - эстетического принципа в качестве учебного материала рекомендованы преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих принципов способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера. На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны вещественные источники исторических знаний и деяний жителей Югры. Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности детей (наблюдения, моделирование, рисования ...).
Новизна концепции предлагаемого курса - в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический
Главная цель курса "Краеведение" "Мы - дети природы":
- формирование у учащихся целостных представлений об
окружающем мире, социальной среде родного края и месте человека в ней;
- воспитание любви к родной природе на основе познания еѐ ценности;
- формирование у школьников личной ответственности за
сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные
задачи курса:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях
коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая
их в неразрывном органическом единстве.
2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников,
экологическую культуру, обогащать нравственно - эстетический т
познавательный опыт ребенка.
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем
Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Содержание и методика преподавания курса краеведения "Мы - дети
природы" направлены на развитие личности младшего школьника с учетом
психологических особенностей детей данного возрастного периода. ученик
становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим
для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны.
Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы,
общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко
используется моделирование, демонстрация наглядных пособий,
практические работы.
Специфика содержания интегрированного курса предполагает
использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только
в классе, но и вне стен школы - в парке, в лесу, в музее и т.д., т.е. широко используются такие формы работы, как экскурсии, прогулки, целевые
прогулки, практические занятия на местности и др.Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы со старожилами,
участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Курс краеведения разработан в соответствии с требованиями
современной дидактики начальной школы.
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса
является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии
с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного
восприятия окружающего мира.
Экологический отбор материала помогает раскрыть взаимосвязь
"природа - человек", выявить правовые норы природы, определить
доступную для детей природоохранную деятельность.
Курс краеведения "Мы - дети природы" является неотъемлемой
составляющей образовательного компонента "Окружающий мир",
представлен предметом "Краеведение" в Базисном учебном плане
общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Само название "краеведение" свидетельствует об интегрированном
подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей
знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во
взаимосвязи. Идея "все связано со всем" как бы цементирует разнообразные
элементы содержание курса, значительно усиливая его воспитательный и
развивающий потенциал.
В таблице 1 представлено более подробное описание используемых методов, за основу занятий взят материал из интегрированной программы по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.
Таблица 1. Содержание занятий[1]

темы Тема Кол - вочасов Тип учебного занятия Вид контроля Дата проведения
План Факт
№1 Югорские леса и лесные чудеса. Лес – природное сообщество. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. №2 Югорские леса и лесные чудеса. Какие же они наши леса? 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. №3 Югорские леса и лесные чудеса. Кустарники. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. №4 Югорские леса и лесные чудеса. Хвойные деревья. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. №5 Югорские леса и лесные чудеса. Лиственные деревья. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. Практическая работа №6 Урок-практикум.
Берегите лес. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. Практическая работа №7 Урок-экскурсия.
Югорские леса и лесные чудеса.
1 час Закрепление знаний. №8 Югорские леса и лесные чудеса. КВН.
1 час Обобщение и систематизация знаний №9 Ягоды нашего края. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №10 Ягоды нашего края. 1час. Закрепление знаний. Самостоятельная работа №11 Югорское разнотравье. Дикорастущие травы. Сенокосная страда. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. №12 Югорское разнотравье. Лекарственные травы Югры. Травы и цветы Югры. 1час. Изучение и первичное закрепление новых знаний. №13 Югорское разнотравье. Водные и болотные растения Югры. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №14 Югорское разнотравье. Мхи и лишайники. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. Практическая работа №15 Наши грибы. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №16 Лес даёт нам стол и дом. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №17 Жилище народов Севера раньше и теперь. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №18 Домашняя утварь – искусное мастерство северян. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. Самостоятельная работа №19 Праздники в нашем доме. Медвежий праздник. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №20 Праздники в нашем доме. У нас гости. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №21 Праздники в нашем доме. У нас гости. 1час Закрепление знаний Практическая работа №22 Дружная семья: дети помощники родителей. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №23 Дружная семья: с мамы начинается Земля. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №24 Дружная семья: наша бабушка. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №25 Образы детей в Югорских сказках. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №26 Образы детей в Югорских сказках. 1час Закрепление знаний №27 Образы детей в Югорских сказках. 1 час Закрепление знаний. №28 Игры и игрушки детей Югры. 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №29 Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №30 Игры и игрушки детей Югры. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. Самостоятельная работа №31 Народный календарь. 1 час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №32 Памятники природы. Природный заповедник "Малая Сосьва" 1час Изучение и первичное закрепление новых знаний. №33 Памятники природы. Природный парк "Сибирские Увалы" 1 час Изучение и закрепление знаний. №34 Экологический урок обобщение: «Здравствуй, край Мансийский, милый» 1 час Обобщение пройденного материала КРДалее на одном из примеров рассмотрим ход урока – практикума «Берегите лес».
Технологическая карта классного часа

Учитель: Варфоломеева О.А
Класс: 3 АТема: Берегите лес.
Тип урока: комплексного применения знаний – практикум (выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях).
Цели:
1.Формирование ценностно-смысловой компетенции – представления обучающихся о Югорском крае, его природном богатстве.
2.Развитие навыков работы в группе.
3.Воспитание интереса к родному краю; формирование бережного отношения к природе, народному достоянию.
Технологии:
Технология развития критического мышления (приёмы: корзина идей,синквейн);
Информационные компьютерные технологии
Методы обучения:
словесный (беседа, объяснение);
проблемный;
рефлексивный.
Формы обучения:
фронтальная работа;
индивидуальная (самостоятельная работа) работа;
работа в группах.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, презентация, видеофрагмент «Тайга» , «Пожар», торфяные таблетки, вода, семена георгин, инструкции
Маршрутный лист урока.

Деятельность учителя Деятельность ученика УУД Методические,
Технологические приёмы Прогнозируемый
результат
1.Вызов 1Приветствует учащихся на уроке, настраивает на работу.
2.На основе имеющихся знаний о лесе обучающимся предлагается наполнить корзину идей утверждениями о том, что такое лес , что дети знают о лесе на основе личного опыта. Настраиваются на успешную деятельность.
Выполняют задания, предложенные учителем, проговаривают факты о лесеКоммуникативные
Личностные
Регулятивные Словесный,
Словесный
демонстрационный
Настрой на успешную работу
Переход к следующему этапу
2.Осмысление 3. Делится класс на 4 группы с учетом пожеланий учащихся.
4. Вводит учеников в курс дела: подводит к теме классного часа, рассказывает, в какой форме он будет проходить.
Что вызвало у вас затруднения?
Как вы считаете, какова
тема нашего урока?
Что вы сегодня должны
узнать?
Учитель фиксирует тему
урока на доске.
1.Почему надо беречь лес, ведь у нас его и так много?
Просмотр видеофрагмента «Тайга «, « Пожар в лесу»
2.Раздаёт темы заданий
3.Задание: рассмотреть, проанализировать ситуации в тексте, найти проблему,
4.Предлагает приступить к выполнению заданий из отобранного материала.
5Сообщает, что время на выполнение задания истекло и группам пора представить свои работы
Проверка задания под руководством учителя.
6Физминутка
6Вы указали на правила поведения человека в лесу, для сохранения леса. Как ещё человек может помочь лесу? Как можно получить саженцы деревьев?
7.Задание : посадить семена растений
( цветов для пришкольного участка)
Ребята рассаживаются за свои столы.
Слушают классного руководителя
Отвечают на вопросы.
Называют тему урока.
Ставят цель урока, определяют желаемый результат.
Записывают тему урока вТетрадь.
Отвечают на вопрос, работая в группе.
Делают вывод о необходимости охраны леса
Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке
Работа с текстом ловушкой –Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»
В течение 10 минут учащиеся обсуждают темы, вносятся предложения и рекомендации, формулируют идеи; записывают на предоставленной бумаге;
отбирают наиболее важные пункты;
Слушают классного руководителя
Соотносят свои выводы с эталоном.
Отвечают на вопросы
Работа по инструкции Коммуникативные,
коммуникативные
регулятивные
коммуникативные, учебно-познавательные
коммуникативные, познавательные,
Коммуникативные,
регулятивные учебно-познавательные,
Коммуникативные,
регулятивные
регулятивные
Личностные
Регулятивные
Познавательные словесный
словесный
словесный
демонстрационный
Работа с раздаточным материалом
Словесный.
словесный
демонстрационный
Работа с раздаточным материалом
Рассаживаются с теми, с кем пожелали работать
Понимают и принимают задание
Выбор задания
Самостоятельная работа
Самостоятельно работают, задают вопросы преподавателю, если они возникают
Отстаивают свои наработки и доказывают необходимость того или иного пункта.
слушают
Поддерживают идею классного руководителя
3.Рефлексия 1Составьте синквейн по правилам поведения в лесу.
2.Ребята, подведём итог урока.
В «Корзине идей» - факты о лесеСегодняшний урок поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть названные вами факты, используя прием «Верные , неверные утверждения».
-Что нового узнали на уроке?
-Достигли ли мы цели урока?
Оцените свою работу на уроке.
3. Благодарит учеников за работу, желает дальнейших успехов. Каждая группа составляет синквейн на заданное правило:шум в лесу, мусор, костёр, муравейник Коммуникативные,
регулятивные
словесный
Самостоятельно работают, задают вопросы преподавателю, если они возникают
Отвечают на вопросы
Таблица 2. Маршрутный лист

Ф.И. ученика ________________________________________________________
Тема __________________________________________________________
Пункт выполнения Задания Оцени свою работу
Критерии оценивания:
«» - полностью справился с заданием;
«» - выполнил большую часть задания;
«» - выполнил половину задания
1.Найдитепримеры неправиль-ного поведение детей в лесу.
Если нашли пример неправильного поведения в лесу поставьте +, если нет –
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 2.Посадка семян Инструкция по применению торфяных таблеток
1. Поместите таблетку в латок.
1.Для того чтобы таблетка увеличивалась в объеме, её залить тепловатой водой.
2.Увеличение объема достигается за несколько минут, после чего излишек воды должен быть слит.
3.  Углубите в таблетку одно семечко .4.Таблетки в лотке поместите в « парник», закройте прозрачной крышкой «парника»
3.Синквейн 1.Существительное ( тема)
2 Два прилагательных ( описание темы)
3 Три глагола (описание действий темы )4Отношение к теме ( словосочетание)
5Вывод 4. Итог Я знаю ____________________________________________________________
Я научился _________________________________________________________ 5.Самооценка работы Оцени свою работу на уроке
Ссылки на источники:
Интегрированная программа по краеведению «Мы – дети природы» / Под. ред. Т. К. Орловой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003.