Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках литературы


Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках литературы
В жизни современного общества происходят серьёзные изменения, которые влияют и на школьное образование. В современной школе существует множество проблем, но самая острая из них – понижение учебной мотивации школьников, снижение у них интереса к изучаемым предметам. Одна из задач современного преподавателя – работать на занятии так и организовывать процесс обучения таким образом, чтобы повышать интерес школьников к учёбе. Одним из способов повышения учебной мотивации является введение в занятие творческого момента, построение урока таким образом, чтобы развивать креативность, творческий потенциал личности. Если учащегося научить творить, то ему, несомненно, будет интереснее учиться, возрастёт эффективность педагогического труда, школьные занятия станут важной частью творческой жизни учащегося.
По определению Н. К. Винокуровой, творческие способности – это общие интеллектуальные способности, под которыми понимают высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов . У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и только от педагога зависит, будет ли это желание реализовано. Поэтому проблема развития творческого мышления и творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных, а целью педагогической деятельности учителя литературы является создание условий для формирования и развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в процессе обучения. Педагогические коллективы применяют в своей работе новые виды обучения, и одним из таких видов является проблемное обучение, так как оно полностью соответствует целям и задачам современной школы. Данный вид способствует формированию полноценной личности учащегося, ведет к развитию его творческих и мыслительных способностей. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Именно на уроках литературы возможно развивать творческие способности учащихся при чтении и осмыслении прочитанного, формировать умение выразить свои взгляды и мнение литературным языком. Эта работа становится более эффективной в условиях применения технологии проблемного обучения.
Для решения проблем используются различные методы: метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
На первом плане деятельности школьников 7- 8 классов на уроках литературы становится психологический анализ произведения, дискуссия по его нравственной проблематике и литературное творчество ребят, связанное с собственной оценкой прочитанного. Проблемные ситуации, проблемные вопросы и задания, способствующие раскрытию главной мысли произведения, анализу поступков героев. Овладение отдельными этапами решения проблемных задач обеспечивается частично – поисковым методом. Одним из методических приемов, повышающим эффективность урока, является эвристический диалог. Учитель ставит проблему, членит ее на серию вопросов, каждый из которых является шагом на пути к ее решению.
Проблемы на занятиях могут носить различный характер – мировоззренческий, эстетический, культурологический.
Школьники высказывают свое мнение, аргументируют его, опираясь на собственные знания, полученные в ходе творческой переработки содержательной информации.
Уроки литературы призваны научить ребят интегрировать свои знания в целостную картину мира. Ученики должны быть способны к принятию решений в ситуации выбора, саморазвитию и самосовершенствованию. У них должны быть развиты такие свойства и качества, как гуманность, духовность, способность к творчеству, толерантность. Произведения, изучаемые в курсе литературы, дают богатый материал для исследовательской и проектной деятельности учащихся. Задания поискового характера способствуют более осознанному и глубокому освоению знаний, прочному формированию навыков работы с текстом, помогают в выявлении тематики, нравственной проблематики произведений, дают возможность выразить свое отношение к нравственным проблемам, поставленным автором.
Таким образом, необходимость применения элементов проблемного обучения обусловлена исключительной важностью их в формировании у школьников логического мышления, положительной мотивации, познавательной потребности в развитии творческих способностей. Оно способствует развитию коммуникативных умений и навыков логического мышления.
Для реализации данного вида обучения особое место отводится эвристическому и исследовательскому методам на уроке. На занятиях эти методы способствуют развитию умения аргументировано и логически выстраивать свои ответы, развитию творческой и самодостаточной личности. Именно на уроках литературы проблемное обучение реализовывается в полной мере и его возможности расширяются в связи со спецификой содержания учебного предмета, так как только литература через чтение и анализ художественных произведений способствует нравственному воспитанию обучающихся, развитию умений ведения правильно выстроенной дискуссии, развитию творческого мышления детей.

Список литературы
Алексеева Е.А. Творческий потенциал личности [Текст] / Е.А.Алексеева. Н.Новгород, – 20 с.
Андреев Ф.В. Уроки творчества: О развитии творческой активности школьников [Текст] / Ф.В.Андреев / Известия НАН.1997. – №3. С.6-8
Вяткин Л.Г. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых [Текст] / Л.Г.Вяткин // Развивающее обучение: Проблемы и решения. Саратов: Лига, 1994. -195с.

Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер. –М.: Знание, 1974. – 64 с.

Маранцман В.Г. , Чирковская, Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей / В.Г.Маранцман Т.В.Чирковская. –М.:Просвещение, 1960. -135 с.

Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии. -2006. - №2 –с.61-65.