Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся
Костенко Людмила Васильевна
воспитатель
ГКУ РС(Я) НСРЦН «Тускул»
г. Нерюнгри, Республика Саха
(Якутия)

Развитие общества претерпевает большие социальные и экономические
изменения. Научно-технический прогресс, резко ускорившийся темп жизни накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека. Растут требования к уровню творческих способностей личности, которая сможет
самостоятельно решать самые разнообразные задачи, возникающие в профессиональной деятельности и при подготовке к ней.
Проблема целенаправленной подготовки учащихся к творческой деятельности сложна и многогранна. И это понятно, ведь творческая деятельность неразрывно связана со многими сторонами учебно-воспитательного процесса. Она играет важную роль в формировании личности, особым образом организует учебную деятельность и одновременно является средством повышения эффективности учебного процесса.
Для того чтобы найти своё место в современном обществе, необходимо быть конкурентоспособным, и, следовательно, уметь мыслить и действовать творчески.
Мы живём во времена перемен. Нашей стране нужны люди, способные мыслить творчески, нестандартно, умеющие быстро принимать решения.
Но способна ли современная школа изменить устоявшийся подход к обучению?
Однообразное повторение, действие по образцу убивает всякий интерес к обучению. Это лишает детей радости открытия, не позволяет им раскрывать творческие способности.
Как правило, средняя школа даёт ученику минимальный набор знаний, который необходим в обыденной жизни, при общении, для овладения той или иной профессией.
На сегодняшний день целью образовательного процесса становится подготовка учащегося, способного к самообразованию, обладающего развитыми творческими способностями, стремящегося к профессиональному и прочему самосовершенствованию и желающего
применить свои знания на практике.
Из чего следует, что основная цель образовательного процесса – создание для учащихся творческой атмосферы.
Для того чтобы создать такую атмосферу, необходимо:
- актуализировать изучаемый материал. Учащийся должен понимать, какова цель его деятельности, полезность этой деятельности лично для него;
- систематизировать индивидуальную работу с учащимися;
- разнообразить спектр объединений дополнительного образования (кружков);
- активизировать проектную и исследовательскую деятельность учащихся;
- уделить особое внимание работе с одарёнными детьми.
Успешное развитие творческих способностей требует создания определённых условий, благоприятствующих их формированию. Однако, создания только благоприятных условий недостаточно, необходима целенаправленная работа педагога по развитию творческого потенциала учащихся.
Для этого каждый учащийся должен иметь «право на ошибку», обязательно должен видеть динамику своего успеха, которая учитывается и фиксируется педагогом (важно, чтобы успехи учащегося сравнивались с его прошлыми достижениями и ни в коем случае с достижениями других учащихся!). Кроме всего прочего учителю необходимо сочетать различные формы работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Существует немало педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся. Рассмотрим элементы некоторых из них:
1. Внутренняя мотивация обучения.
Только на её основе возможно успешное развитие способностей и создание благоприятных условий для развития одарённости.
2. Постановка проблемной задачи.
Начинать урок необходимо с постановки цели (решения какой-либо проблемной задачи). Но не стоит путать цель обучающей деятельности учителя с целью познавательной деятельности ученика (здесь речь именно о ней!). Цель для ученика воспринимается как проблемная задача только тогда, когда она, будучи реально субъективной, для него выступает как объективная.
3. Рефлексия.
Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и уметь их оценивать. Это позволит им прогнозировать свои дальнейшие действия, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, чтобы «найти себя», своё место в жизни.
4. Дифференциация изучаемого материала.
Ещё один способ развития творчества основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала. Это так называемая обогащённая программа обучения: специальные программы обучения одарённых детей творчеству, формирования умения общаться, лидерских и других качеств, способствующих в будущем социализации творческой личности.
Задатки, заложенные природой, становятся способностями только в процессе деятельности, ведь творческие способности не только проявляют себя в деятельности, но и создаются ею. Причём развиваются любые способности (а тем более творческие!) только в случае получения от этой деятельности положительных эмоций.
Сегодня развитие творческих способностей обучающихся реализуется на практике с помощью внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения (как педагогических, так и компьютерных), создания дифференцированного, личностно-ориентированного процесса обучения, участия каждого ребёнка в научно-исследовательской работе.
Задача учителя сегодня состоит в том, чтобы помочь ученикам обрести уверенность в общении и стать полноправным партнёром учителя в образовательном пространстве.
Для этого учитель должен, прежде всего, правильно понять цели обучения и уметь приложить эти цели к своим условиям работы.
Учителю придётся учесть множество факторов: и уровень развития и обученности учащихся, и прогнозирование возможных рисков и трудностей, и умение наметить перспективы развития для каждого ребёнка, т.е. дифференциация целей, и преобразование и оригинальная формулировка задач на каждом этапе обучения.
Педагог, прежде всего, должен хорошо знать содержание учебника с тем, чтобы суметь связать любой учебный материал с ситуациями общения, т.е. максимально приблизить его к жизни.
К активным формам урока относят:
- ролевые игры;
- уроки-конкурсы;
- уроки-викторины;
- уроки-путешествия;
- уроки-спектакли;
- уроки-конференции;
- уроки-диспуты;
- уроки-экскурсии;
- интегрированные уроки;
- разработку и защиту проектов и др.
Конечно, учителю необходимо знать специфику каждого из таких уроков, владеть методикой подготовки и технологией их проведения.
Чтобы урок (занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся, учителю необходимо при их подготовке и проведении учитывать некоторые правила:
1.пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие самых разных способностей: физических, эмоциональных, интеллектуальных, личностных, духовно-нравственных.
2. принимать ученика как индивидуальность, имеющую «право голоса» и обладающую уже сложившимися особенностями. Это означает,
что отношения между учителем и учеником обязательно должны носить «субъектный» характер.
3. создать образовательную среду, которая будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.
4. встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
5. при проведении урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, необходимо соблюдать обязательные условия:
- учитель должен принимать все ответы и реакции учащихся;
- необходимо обеспечить учащимся независимость выбора при принятии решений;
- ошибку ученика нужно использовать как возможность по-новому взглянуть на
что-то привычное;
- положительная поддержка каждого учащегося;
- во время урока исключается любая критика учащегося и его деятельности;
- следует шире использовать в учебной деятельности повседневный личный опыт
детей;
- и, главное, помнить, что основная задача урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся – помочь раскрыть собственные способности ученика!