КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Педагогические условия организации внеурочной деятельности как средства достижения личностных результатов младших школьников


государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Педагогические условия организации внеурочной
деятельности как средства достижения личностных результатов
младших школьников
050146 «Преподавание в начальных классах»
Студентка 3 «А» группы: Руководитель:
Кубинец Софья Андреевна Ковалева Е.И.
Допущена к защите:
_________________
подпись руководителя
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Сущность понятий личностные результаты, внеурочная деятельность…. 5
1.2.Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов….9
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Формы организации внеурочной деятельности…………………………15
2.2. Анализ опыта педагогов – практиков по исследуемой проблеме………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальна такая проблема как достижение личностных результатов младших школьников. Результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Новый федеральный образовательный стандарт начального общего образования впервые основывается на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. ФГОС задает рамки нового содержания образования, которое ставит во главу личность ребенка. Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы).  Внеурочная деятельность  опирается на стандарт, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики.  В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.  Для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба и поиск себя. И главная задача классного руководителя помочь ребенку найти, показать себя, поэтому я считаю, что эта тема является актуальной.
Объект исследования: процесс достижения личностных результатов во внеурочной деятельности. Предмет исследования: педагогические условия достижения личностных результатов младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования: выявить педагогические условия достижения личностных результатов младших школьников. Гипотеза: достижение личностных результатов младших школьников будет проходить эффективней, если
в работе будут использованы разные формы;
деятельность педагогов по достижению личностных результатов младших школьников, будет осуществляется в системе.
Цель и гипотеза помогли нам сформировать следующие задачи:
раскрыть сущность понятий личностные результаты и внеурочная деятельность;
выявить особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС начального общего образования;
изучить и обобщить опыт организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы;
описать опыт педагогов практиков
В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы:
изучение и анализ научной литературы;
изучение и обобщение опыта педагогов;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1.Сущность понятий «личностные результаты», «внеурочная деятельность».
Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ребенок выбирает ее исходя из своих интересов.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. На основе выше перечисленных целей стандарт второго поколения дает следующее определение внеурочной деятельности: Внеурочная (внеучебная) деятельность - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.[7]
И.В. Душина дает следующее определение: «Внеклассная работа –составная часть учебно-воспитательного процесса. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при такой организации, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план».[9]
В. Д. Шадриков в понятие внеурочная деятельность включает систему занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда, по его мнению, входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленную на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.[12]
Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразное решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.[11]
Внеклассная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. В этой деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений. Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.[1]
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
общественно полезная деятельность;
проектная деятельность.[1]
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности. Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат), а эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Поэтому воспитательный эффект внеурочной деятельности — это влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
ФГОС отмечает что «личностные результаты — это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Стандарт второго поколения сообщает, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к общению и познанию;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
сформированность основ гражданской идентичности.
Т.В. Василенко отмечет, что личностные результаты образовательной деятельности-это система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
Таким образом, рассмотрев сущность понятий «Внеурочная деятельность» и «Личностные результаты», мы видим развитие творческих способностей, удовлетворение потребностей учащихся. Это все обеспечивает воспитание свободной личности. Поэтому в следующем параграфе мы рассмотрим пункты достижения личностных результатов.
1.2. Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи организации внеурочной деятельности:
знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;[7]
Ученики начальной школы – это открытые и любознательные дети, и участники учебного процесса. Они с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования, и обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются незамеченными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий.
Большинство занятий должны проходить в виде сказок с игровым действием. Дети большие фантазеры. Они отождествляют себя с объектами живого мира, легко переходят грань реальности. Поэтомупедагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия учебного материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность. Так же существуют формы учебных занятий: КВН, музыкальная и литературная гостиная, творческая мастерская, устные журналы, практические работы, кинолектории.Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность школьников, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является
предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий,
направленных на их развитие. Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность. Обучающимся, посещающим группы продленного дня, лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
Принципы организации внеурочной деятельности:
выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию;
единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;[7]
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:
рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.[1]
Абдрахманова А.М провела лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
Первый уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
Второй уровень - школьник ценит общественную жизнь;
Третий уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
оценивать качество программ внеурочной деятельности.[1]
В учебный план школы введены часы внеурочной деятельности, которые являются продолжением учебных занятий. Внеурочная деятельность имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя.
На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащегося, т.е. прописывает ожидаемый результат, который на практике практически всегда оправдан.
Таким образом, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана, в котором дети достигают и познают необходимый социальный, адаптационный, творческий, оздоровительный и трудовой опыт. Преодоление сложностей возникших на пути малыша при решении всех этих задач помогает сформировать ответственность, самосознание, развитие личности и адаптации ребенка в сложном мире. В следующей главе мы рассмотрим особенности организации внеурочной деятельности.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Формы и организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, исключая учебную деятельность. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.[1]
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Таким образом, воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. К информации будет больше доверия, если сам педагог соблюдает здоровый образ жизни.[14,с.7]
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.[14,с.8]
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.[14,с.9]
Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагание образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.(смотри приложение1)
Внеурочная деятельность школьников может реализовываться через различные формы занятий, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.
Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
1)занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в иных учебных помещениях):
тематические занятия (занятие выстраивается вокруг одной темы преимущественно с одним видом деятельности);
комплексные или интегрированные (занятие выстраивается вокруг одной темы, но с использованием 2-3 видов деятельности);
игровые (освоение ценностей происходит в процессе специально организованных игр).
2) выездные занятия:
экскурсии, поездки;
походы (в том числе культпоходы);
экспедиции;
практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
полевые практики.[15,с.4]
Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения личностных результатов учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:
максимальная смена образовательной среды (помещение, расстановка мебели, расположение учащихся, наглядность должны отличаться от урочной формы занятий);
наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов. Умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся;
наличие благоприятной психологической атмосферы. Создание положительного настроя на работу, атмосферы заинтересованности, доверия;
активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
знание возможностей обучающихся, умение видеть перспективы утверждения этих возможностей и формирования ценностных ориентаций;
переход от шаблонного построения занятия к творческому разнообразию;
переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.
Часть внеурочных занятий в образовательном учреждении проводится в условиях учебного кабинета, поэтому педагогу, прежде всего, необходимо создать неформальную и удобную для занятия обстановку.
Для этого следует организовать пространство учебного кабинета, продумать содержательную и эстетическую стороны оформления учебного кабинета.Организация пространства учебного кабинета для проведения внеурочного занятия. В основном учебном кабинете следует рационально расположить только то, что необходимо для проведения текущего внеурочного занятия, а все лишнее убрать либо в подсобное помещение, либо в шкафы. Это позволит избежать захламленности кабинета, а также устранить все, что будет отвлекать учащихся от занятия и детям будет удобнее. Особое внимание нужно уделить подбору и расположению мебели. По возможности лучше подобрать мебель, максимально отличающуюся от той, которую дети видят в школе. При отсутствии такой возможности, расположение мебели в учебном кабинете меньше всего должно напоминать учащимся школьный класс.
Мебель необходимо расположить так, чтобы у педагога была возможность подойти к каждому учащемуся для индивидуальной работы с ним в течение занятия, и каждый из учеников мог без помех подойти к преподавателю. И, конечно, очень важно чтобы педагог со своего рабочего места видел каждого ребенка. Различные формы расположения мебели в учебном кабинете (буква «П», «круг», «кафе») помогают в решении задач и целей, которые преследуются педагогом. Поэтому для большей эффективности внеурочного занятия необходимо учитывать это, отдавая предпочтение той или иной форме организации учебного кабинета.[15, с. 6]
Наиболее эффективны в решении многих целей и задач именно такие формы, как «круг» и «кафе», которые предполагают интерактивные формы ведения занятий.(смотри приложение 2)
При оформлении учебного кабинета следует также предусмотреть место для выставок детских творческих работ. Необходимо уделить внимание эстетическому оформлению кабинета, его озеленению, созданию единого стиля. Параллельно с оформлением учебного кабинета нужно продумать и организацию необходимых инструментов, материалов, наглядности для внеурочных занятий: должны быть определены шкафы, стеллажи, где у педагога по определенной системе располагаются раздаточные и расходные материалы.
В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.
Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения детей.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач.
2. Основной вид деятельности – обучение конкретному виду деятельности. Хотя это не означает отсутствия воспитательных и развивающих задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. [15,с.5]
Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:
организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;
развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Отличительные признаки:
Наличие:
1. Органов детского самоуправления.
2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба: коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба, поддержка традиций коллектива.
3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма.
4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.
Возможные характеристики:
1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер.
2. Условия приема в клуб.
3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.
Возможные подходы к классификации клубов
Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб почемучек.
Многопрофильные клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Казачок» включает: историю казачества, кубанский фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения..[15,с.6]
Студия
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
5. Высокое качество творческого «продукта» детей.
6. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
Возможные подходы к классификации студий:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца);
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия). [15,с.6]
Мастерская
Отличительные признаки:
Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
Приоритет предметно-практических задач (ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении).
В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
Наличие собственного помещения – мастерской.
Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
Школа
Отличительные признаки:
Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.
Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.
Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.
Наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
Возможные подходы к классификации:
профильные (школа юного модельера, например);
не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности, школа этикета, школа мужества);
многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов).
Ансамбль - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений(музыкальных, хореографических), выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив. Детское объединение, связанное исполнением одного репертуара. В учебном процессе сочетает групповые и индивидуальные формы работы.
Например, ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль..[15,с.8]
Театр — объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Например, существует «Театр эстрадной песни», «Фольклорный театр», «Театр моды» и др.
Секция - детское объединений, имеющее спортивную специализацию.
Например, шахматная секция, секция плавания, художественной гимнастики. Результативностью деятельности секции можно считать проявление у ребенка техники спортивного мастерства. Помимо этого, секция служит некой средой формирования физической культуры, здорового образа жизни.
Оркестр - группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детских духовой оркестр, оркестр ложкарей, оркестр народных инструментов.[15,с.8]
Таким образом, организация внеурочной деятельности обучающихся включает в себя дополнительные занятия в кружках, клубах, студиях, мастерских, школах, ансамблях, театрах, секциях, оркестрах. Эта дает возможность детям проявить свою индивидуальность и в тоже время учиться общению, пользоваться опытом педагога, смотреть на него как на пример человека более опытного и помогающего раскрыть малышу свои таланты во внеурочной деятельности.
2.2. Анализ опыта педагогов-практиков по исследуемой проблеме.
В ходе, работы над проблемой психолого-педагогического достижения личностных результатов во внеурочной деятельности, нами был изучен опыт педагогов практиков.
Так воспитатель группы продленного дня Шевцова Марина Владимировна, МОУ Гимназия «Дмитров» г. Дмитров, Московская область
начала проводить работу с учениками третьего класса над проектами: «Да здравствует вода!». В ходе работы над проектами дети еще раз вспомнили интересные опыты, проведенные с водой, которые они увидели на уроках Окружающего мира.
Целью работы учителя было: обобщение педагогического опыта на тему «Да здравствует вода!», в качестве наставника, сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.
Задача данной работы: распространить и внедрить в педагогическую практику технологию организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику исследовательской деятельности, показать отличие от практической деятельности, познакомить с психолого-педагогическим обоснованием исследовательской деятельности, с основными подходами и развитием умений, а также показать значимость исследовательских умений в развитии детей. Известно, что исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Именно это и легло в основу работы с детьми третьего класса во внеурочное время. Не секрет, что детям в младшем школьном возрасте все интересно, поэтому Марина Владимировна провела опыты с водой, тем самым развивая интерес к познанию мира. В учебнике по Окружающему миру приведены самые известные опыты с водой, показывающие наглядно свойства воды. Но школьникам интересно узнать, как из соленой воды добыть питьевую, что такое жесткая и мягкая вода, как в домашних условиях сделать газировку, есть ли в воде железо. Марина Владимировна провела классный час на тему:
«Домашняя газированная вода». Всем известно, что мы дышим воздухом. На уроках окружающего мира ученики узнают, что воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ – один из газов, входящих в состав воздуха и ...газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях. Возьмем две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделываем в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставляем туда любой конец соломинки. Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение. Наливаем в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпаем половину столовой ложки соды. Затем наливаем в бутылку уксус – примерно сто миллилитров. Теперь нужно действовать очень быстро: втыкаем пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опускаем в стакан со сладкой водой.[16]
Воспитатель М.В. Шевцова доступно и понятно объяснил учащимся 3 класса, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова. Дети в ходе опыта приобрели навыки работы для будущих уроков химии и физики. Посмотрели, как проходят химические и физические реакции, а также каждый из детей почувствовал себя исследователем, и наверное после урока сделал газированный коктейль для своих родных. Они порадовались за своего ребенка и похвалили. Естественно он почувствовал себя особенным, нестандартно мыслящим и умным. Таким образом, были достигнуты личностные результаты, малыш окунулся с головой в исследования, что принесло ему огромное удовольствие и незаменимый опыт.
Мы познакомились с кружковой работой, руководителем кружка является Иванова Наталья Михайловна. Она является заслуженным работником образования. Тема занятий «Город в ожидании лета». Дети выполняли коллективную работу. Задание рассчитано на три занятие. Каждый ребенок выполнял отдельный элемент города. Была поставлена следующая цель: выполнить коллективную работу показывающую жизнь города весной. На основе поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
Обучить особенностям весеннего пейзажа;
Воспитать трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, самостоятельность;
Развить творческие способности, умение тонко чувствовать природу, коллективизм, композиционные навыки;[6]
Занятие 1.
Подготовка к занятию была начата своевременно. У детей ярко была выражена активность, они очень заинтересовались предстоящей деятельности. Наталья Михайловна показала детям наглядность, в которой были представлены несколько разнообразных видов выполнения аппликации: накладная, обрывная аппликации, модульная аппликация (мозаикка), квилинг, коллаж, оригами, аппликация из салфеток, из гофрированной бумаги, аппликация из крупы и ткани. Преподаватель распределил задания, учитывая возможности каждого. Сначала дети составляли композицию. Так как нужно было показать город, то в композиции должен быть экстерьер или аппликация. Здесь детям выдалась замечательная возможность дать волю своим фантазиям. Они придумывали забавные формы домов, машин и клумб, необычные деревья, оригинальные улочки. Руководитель следил за ходом работы, оказывал индивидуальную помощь.
Занятие 2.
Дети приступают к самостоятельному выбору материала и техники выполнения. Они советовались и подбирали наиболее лучший вариант, на котором ему легче было работать. Выбор материала и техники остался позади. Ребята приступили к выполнению задания. Маша и Петя делали модульные аппликации домов, собирая мозаики, тем самым развивая моторику рук. Ира и Марина, занимались фотографиями составляя коллаж, подбирали картинки с изображением летнего пейзажа. Ребята приобрели композиционные навыки, эстетический вкус и аккуратность. Костя и Никита развивали творческие способности занимаясь аппликациями из крупы и ткани, делая машины и клумбы. Наталья Михайловна помогала индивидуально. На этом занятии была выполнена основная часть работы.
Занятие 3.
Ребята доделывали свои работы. Затем предстояло собрать все выполненные работы воедино, на общий фон. Каждый предлагал свое мнение, Наталья Михайловна вносила поправки. Дети очень хвалили свою коллективно выполненную работу. Они получили огромное удовольствие и удовлетворение от своей деятельности.
Таким образом, внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Именно внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольных инициатив.
Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, социальной реальности в целом, опыта самостоятельного общественного действия. Именно в этом опыте приобретается то мужество, то готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. А в ее пределах в открытой общественной среде, деятельность ребенка определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха при помощи педагога занимающегося внеурочной деятельностью.
Заключение
В начале нашего исследования была поставлена цель, для реализации которой был выдвинут ряд задач.
Решая первую задачу, мы познакомились с понятиями внеурочная деятельность и личностные результаты. Мы увидели, что внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих, интеллектуальных и индивидуальных способностей школьников во внеучебное время. В младшем школьном возрасте и в более старшем возрасте главную роль играет внеурочная деятельность, направленная на самосовершенствование по средствам самостоятельной работы вне урока. Это позволяет начальной школе обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе и дома, оптимизации учебной нагрузки обучающихся, улучшение условий для развития ребенка, учёт возрастных и индивидуальных особенности обучающегося, усиление нравственных аспектов жизнедеятельности детей, развитие у школьников опытов формального и неформального общения со взрослыми и реализовать ФГОС начального общего образования.
Также мы рассмотрели роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов. Она помогает детям раскрыть творческий потенциал, проектировать, подводить итоги своей работы. Внеурочные занятия должны направлять деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Только тогда ребенок гармонично развивается и достигает личностных результатов.
Решая следующую задачу, мы проанализировали особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС начального общего образования. Это неотъемлемая часть базисного учебного плана, в котором дети достигают и познают необходимый социальный, адаптационный, творческий, оздоровительный и трудовой опыт, при помощи дополнительных занятий в различных кружках.
Последней задачей, в нашей курсовой работе, было изучение опыта педагогов-практиков по достижению личностных результатов во внеурочной деятельности в начальной школе. На конкретных примерах, мы смогли увидеть, как педагоги помогают раскрыться ребенку. Разнообразные опыты, применяемые в ходе работы, как сделать газированную воду и выполнить поделку на тему «Город в ожидании лета» на этих занятиях, помогли реализовать свой потенциал. Таким образом, мы сделали вывод о том, что неотъемлемой частью жизни ребенка являетсявнеурочная деятельность.
Гипотеза выдвинутая в начале курсовой работы: достижение личностных результатов младших школьников будет проходить эффективней, если
•в работе будут использованы разные формы и методы;
•деятельность педагогов по достижению личностных результатов младших школьников, будет осуществляется в системе.
Подводя итог работы, мы можем считать, что задачи исследования решены, цель достигнута, данная проблема требует дальнейшей разработки.
Литература
Абдрахманова А.М. «Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты»[Электрон.ресурс]: режим доступа http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii
Ахметова Р. Р. «Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях» [Электрон.ресурс]: режим доступа http://www.kazedu.kz/referat/128152
Байборода Л.В внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Байборода Л.В – М.: Просвящение 2013. – 177с.
Василенко Т.В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов пособие для работников школ [Текст] / Т.В. Василенко. – М.: «Гармония», 32с
Иванова Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия. – М.: издательство УЦ «Перспектива», 2013 – 80с.
Иванова Н.М. Развитие творческих способностей у учащихся на кружковых занятиях.[Электрон.ресурс]: режим доступаhttp://www.kazedu.kz/referat/128152
Кашинская В.И. Статья «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов» [Электрон.ресурс]: режим доступа http://www.metodkopilka.ru/vneurochnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_dostizheniya_lichnostnyh_predmetnyh_i_metapredmetnyh-16633.htm
Лихачёва Е.А. Внеурочная деятельность: цели, задачи, принципы»[Электрон.ресурс]: Мошнина Р.Ш. Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева, Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев. режим доступа http://doc4web.ru/pedagogika/vneurochnaya-deyatelnost-celi-zadachi-principi.html8.
Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. ФГОС в школе. Учебно-методическое пособие [Текст] М.П.Нечаев. – М.: УЦ «Перспектива» 2012. – 104с.
Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб.заведений и учителей географии Л.М. Панчешникова., И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература 1997.
Пикулина Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников [Текст] / Т. В. Пикулина // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 24-25.
Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе [Текст] / Р.Ш. Мошнина, С.Г. Батырева, Т.ПХиленко, Н.Н. Шевелева, Д.Е. Яковлев.
Ракинцева В. И. Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы) [Текст] / В. И. Ракинцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 91-93
Седых М.П. Модель организации внеурочной деятельности МБОУ «Новогеоргиевская СОШ» в условиях перехода на ФГОС ООО // -2011.-15с.
Хлопова Т.П. «Методические рекомендации по организации внеурочных занятий в образовательных учреждениях. Содержательные и организационные особенности их проведения» // 2012. – 12с.
Шевцова М. В. Развитие интереса к исследовательской деятельности с помощью опытов во внеурочной деятельности в начальной школе [Электрон.ресурс]: режим доступа http://infourok.ru/-34649.html
«Приложение 1»
Таблица 1
Характеристика урочной и внеурочной деятельности
Урочная деятельность Внеурочная деятельность
Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим  учебно-воспитательной  работы:  постоянное место  и  продолжительность  занятий,  стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного  возраста, стабильное расписание и имеет свои особенности:
уроки проводятся по нормативным учебным программам.
урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы.
систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, 
управлять развитием познавательных способностей,
формировать научное мировоззрение учащихся;
стимулирует домашнюю деятельность школьников;
на уроке  ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков,  но и самими методами познавательной деятельности.
У урока ограниченные возможности:
для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника,
создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся,
для учета личностных особенностей педагогов и школьников,
для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей и молодежи,
для их эффективной социальной адаптации,
для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:
содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;
внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся - одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;
практическая значимость полученных знаний и умений;
широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
отсутствие домашнего задания.
«Приложение 2»
Таблица 2
Формы расположения мебели в учебном кабинете
Форма расположения Схема Плюсы данной формы Минусы данной формы
Буква “U” 1. комфортный психологический климат (вербальный и невербальный контакт);
2. активность и инициатива учеников на занятии;
3. стол – защита для ребенка (подготовка для работы в круге, постепенное снятие психологических барьеров – контакт глаз);
4. удобно демонстрировать пособия;
5. удобно рассаживать левшей;
6. эффективное осуществление индивидуального подхода 1. не способствует тесному контакту;
2. дистанция по отношению к доске
Круг 1. тесный психологический контакт;
демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;
2. чувство значимости каждого – повышение самооценки;
3.чувство коллективизма;
4. высокая степень активизации (даже робкие, слабые включаются в работу);
5. умение слушать и принимать чужую точку зрения;
6. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
7. легче (для педагога) определить лидера;
8. развитие речи, коммуникативных навыков;
9. умение выступать перед аудиторией 1. дискомфорт в начале работы для робких учеников (открытость, не за что спрятаться)
«Кафе» 1. тесный психологический контакт для всех (контакт глаз);
2. демократизм отношений (равенство не только между участниками, но и между ними и педагогом;
3. чувство коллективизма;
4. высокая степень активизации самостоятельной работы каждого чл. группы (даже робкие, слабые включаются в работу);
5. экономия времени на достижение результата;
6. умение слушать и принимать чужую точку зрения;
7. умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
8. легче определить лидера 1. возникновение группировок;
вероятность возникновения конфликтных ситуаций (внутри группы, между группами);
2. подавление 1 – 2 личностями других членов групп