Практические работы по курсу «Тепловые явления» при работе с комплектом л/о Mekruphy GMBH

Практическая работа № 1
«Как реагирует воздух на изменение температуры»?
Ожидаемые цели:
- закрепить на практике и увидеть, как ведут себя газы на примере воздуха при нагревании и охлаждении.
- собрать установку для нагревания воздуха в колбе.
Введение в тему: Воздух – это смесь разных газов. А как ведут себя газы при нагревании и охлаждении? Так же, как и жидкости? И как увидеть это? Это вы сможете выяснить в ходе следующего эксперимента.
Оборудование и материалы: платформа штатива, лапка, муфта, шланг силиконовый, огнестойкая подкладка, резиновая пробка, втулка, колба коническая, мерный стакан на 250 мл, свеча.
Дополнительно: брикет для розжига огня, пищевой краситель.
Ход работы:
Что делал?
Что наблюдал?
Вывод.

1) Ввинтили стержень штатива в платформу.
2) Закрепили на стержне штатива лапку с помощью муфты.
3) Аккуратно вставили пробку вместе с продетой втулкой для шланга в колбу.
4) Осторожно закрепили колбу в лапке штатива.
4) Насадили конец силиконового шланга на втулку для шланга.
5) Подложили под конструкцию огнестойкую подставку.
6) Под колбу положили свечу и отрегулировали всю конструкцию.
7) Налили в мерный стакан примерно 150 мл воды и подмешали в воду щепотку пищевого красителя.
8) Зажгли свечу.
9) Опустили конец шланга в стакан с водой.

При нагревании объём воздуха __________________.
При охлаждении объём воздуха ______________________ .
В ходе эксперимента пронаблюдали, что объем воздуха при нагревании и охлаждении изменяется так же, как и объем жидкостей. (Помощь учителя).


Примечание. Научные риски. Некорректно говорить, что при нагревании воздух расширяется и сжимается. Объем газа при нагревании увеличивается.


Практическая работа № 2
«Какое строение имеет пламя свечи?»?
Ожидаемые цели:
- познакомиться со строением пламени свечи.
- убедиться, что пламя имеет зоны с различной температурой.
Введение в тему: В праздничной обстановке мы любим зажигать свечи и любуемся их ярким пламенем. Давайте же сегодня рассмотрим пламя с научной точки зрения.
Оборудование и материалы: подставка (платформа) штатива, огнестойкая подкладка, свеча.
Дополнительно: зажигалка для воспламенения, лучина.
Ход работы:
Что делал?
Что наблюдал?
Вывод.

1) На платформу положили огнестойкую подставку.
2) Поставили свечу и зажгли ее.
3) Стали рассматривать пламя свечи.
4) Взяли лучину за концы и быстро провели ее над фитилем.
4) Повторили предыдущую операцию несколько раз.
7) Налили в мерный стакан примерно 150 мл воды и подмешали в воду щепотку пищевого красителя.
8) Зажгли свечу.
9) Опустили конец шланга в стакан с водой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Примечание. Методические риски. При планировании методики эксперимента особое внимание не забудьте уделить технике безопасности при обращении с горящей свечой.










Лабораторный комплект Mekruphy GMBH, уроки по исследовательской деятельности, Павлютенко А.И. / МАОУ СОШ № 31 г. Калининграда