«Развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в условиях совместной деятельности учителя и ученика на основе системы К.С.Станиславского в условиях ФГОС основного образования(упражнения, интерактив)


Упражнения направленные на познание радости общения с природой, развитие внимания, наблюдательности, коммуникабельности (основа система К.С.Станиславского) Умение наблюдатьУпражнение «Слухи» развивает навыки наблюдения.
Попросите добровольца выйти из комнаты. Затем продемонстрируйте классу какую-нибудь картину с достаточным количеством деталей. Попросите их внимательно изучить картину, чтобы впоследствии описать ее. Спрячьте картину и попросите добровольца вернуться. Затем класс описывает картину – обычно есть несколько вариантов описания. Выходивший старается понять. Что за картина. Заканчивать можно разговором о наблюдательности.
В более сложной версии можно попросить двух детей выйти, а входить по очереди. Один выслушивает описание картины от класса и затем пересказывает его второму.
Это может привести к разговору о том, как зарождаются слухи
Умение высказываться
Часто общение нарушается из-за неспособности детей услышать то, что говорят другие. Дети, не умеющие ясно высказываться, часто не осознают этой проблемы.
Следующие упражнения создают веселую, доверительную обстановку для развития у детей умения высказываться, где главный акцент делается на важности говорить громко.
Упражнение «Дыхание диафрагмой» хорошо для постановки голоса.
Для начала все становятся в круг. Попросите детей положить руки на живот, сделать глубокий вдох и почувствовать, как расширяется диафрагмы, Попросите выдохнуть и почувствовать сжатие диафрагмы. Попросите всех медленно вдыхать на сет от одного до десяти, пока они максимально не растянут диафрагму. Затем попросите всех сказать на выдохе «хо, хо, хо», продолжая держать руки на животе.
Если дети будут говорить от диафрагмы, то их слова будут звучать громко и они почувствуют сжатие диафрагмы с каждым «хо». Затем по кругу попросите каждого сказать хотя бы по пять слов от диафрагмы.
Вы можете использовать это упражнение всегда, когда детям нужна будет постановка голоса.
Игра «Разговор на расстоянии» замечательно подходит для того, чтобы поощрять детей говорить громко и ясно.
Заранее нарежьте цветную бумагу двух цветов полосками, чтобы у каждого было по полоске каждого цвета. Объясните детям, что, используя эти полоски как флажки, они будут показывать, ясно ли они слышат друг друга или нет (например, зеленый флажок – «слышно хорошо», красный – «слышно плохо»).
Разделите класс на две команды, которые располагаются в двух разных концах комнаты. Попросите двух ребят из каждой команды выйти на середину комнаты, лицом друг к другу и к своим командам.
Выберите интересную тему для обсуждения, например, совместный поход или подготовку к празднику. Объясните детям, что каждый раз, когда они услышат хлопок ведущего, они должны отступать на шаг от своей комнаты.
Пока двое в центре беседуют, их команды при помощи флажков сигнализируют о том, насколько хорошо им слышно беседу. Ведущие разговор должны следить за сигналами и стараться высказываться более четко. Когда разговаривающие достигают противоположного конца комнаты. Их место в центре комнаты занимают другие.
Удобнее, если все будут сидеть на стульях. У каждого должна быть возможность прибывать в центре. Если тема становится скучной для детей, ее следует сменить на более интересную.
«Выступление перед группой» хорошо проводить в заключение темы об умении высказываться.
Попросите каждого подготовиться к выступлению перед классом. Можно вытянуть бумажки с наименованием темы выступления, как жребий, или позволить детям самим выбрать себе тему. Попросите класс вести себя как аудитория перед лектором. Чтобы придать игре формальный тон.
Несмотря на то, что это довольно сложное упражнение, атмосфера должна быть доверительной и каждый должен помнить, что это всего лишь игра.
ИНОГДА МЫ ВСЕ МОЖЕМ ВЫИГРЫВАТЬ:
Творческое разрешение конфликтов
Когда мы в первый раз приходим в класс и спрашиваем детей:
«Что бы вы сделали. Если бы вас кто-то ударил?», они обычно отвечают: «Я бы сдачи дал».
Дети часто не видят никаких альтернатив, кроме насилия.
Настоящая программа воспитывает новое отношение, помогая детям достигать сознания сложности конфликта, рассматривать альтернативы в конфликтной ситуации и выбирать наиболее приемлемое решение.
По мере того как дети раскрывают свои возможности, спектр альтернативных решений становится гораздо шире, чем в начале. Творческий подход ограничен лишь богатством детского воображения. Процесс знакомства с возможными реакциями на конфликт в ходе обретения реального жизненного опыта, является важной ступенью на пути к творческому разрешению конфликтов. В ходе этого процесса дети понимают, что наиболее удачные решения предполагают обоюдный выигрыш.
Данная программа подходит к разрешению конфликта со следующих позиции:
- Конфликт существует. Он не исчезает, и мы не пытаемся его исключить. Мы хотим обучить навыкам обращения с конфликтом.
- Конфликт может вести к росту. Конфликт – это не всегда «хорошо», но также и не всегда «плохо». Мы можем узнать новое о себе и других. Благодаря конфликту мы можем расти.
- Существует множество решений для любого конфликта. Мы практикуем генерирование идей.
- То, как мы определяем конфликт, влияет на то, как мы его разрешаем. Чем более точно мы определяем проблемы, тем больше вероятность разрешить её.
- Не все определяют проблему одинаково. Часто наша неудовлетворенность при решении проблемы связанна с различиями в её определении.
- Насилие ведет к ещё большему насилию. Мы убеждаемся в этом снова и снова, наблюдая конфликты.
- Позитивные чувства так же вызывают ответную реакцию. Чем больше мы самоутверждаемся и помогаем само утверждаться другим, тем легче протекает этот процесс.
- Иногда мы можем приходить к решениям, в которых выигрывают все. Не всегда, но иногда это происходит.
Поставим себя на место другого
Когда дети встречают проблему, подобную той, которую уже однажды разрешили, они в большей степени готовы творчески подойти к ситуации.
Инсценировки
Опишите конфликтную ситуацию для проигрывания её в виде сценки.
Ситуация должна быть знакомой детям. Например, младшая сестра берёт книгу старшей; они начинают сражаться за книгу, пока не появляется мама. Как ей поступить?
Остановите сценку перед разрешением конфликта и попросите детей предложить возможные решения.
Если решение будет показано сразу, то маловероятно, что дети предложат много вариантов, особенно маленькие дети, которые склонны повторять то, что видят. Разделите детей на малые группы для обсуждения конфликта и возможных решений. Предложите одному из детей в каждой группе вести обсуждение, задавая следующие вопросы:
- В чем заключается конфликт?
- Какое решение приходит Вам в голову?
- Какое решение можно проиграть группой?
- Чью роль Вы бы взяли в инсценировке разрешения конфликта?
Попросите в группах выбрать одно решение, прорепетировать его и затем проиграть для всего класса. После представления обобщите все предложенные решения. Попросите детей обсудить их и свои ощущения в процессе инсценировки.
Можно, конечно, просто попросить детей обменяться вариантами решений, но проигрывание сценок – это веселое занятие для всех, в том числе и для учителей.Использование кукол
Маленьким или стеснительным детям часто легче само выражаться и открывать свои чувства с помощью кукол. Поэтому вместо инсценировок вы можете использовать куклы для работы с конфликтом. Поправите детей разбиться на малые группы и обсудить конфликт, варианты его решения и представить их для класса с помощью кукол. После обсудить с детьми различные представленные решения.
Ролевая игра
В ролевой игре используется обратная связь для обнаружения новых вариантов реагирования на конфликт. В этом случае выявляются неподходящие и неприемлемые реакции детей на конфликт. Это стимулирует их к поиску альтернативных решений.
Как проводить ролевую игру
Опишите конфликтную ситуацию, распределите роли и попросите добровольцев поиграть ситуацию. Удостоверьтесь, что дети хорошо поняли все детали конфликта до начала инсценировки. Дайте ситуации прийти к естественному завершению через разрешение конфликта, либо остановите её, если дети начинают повторяться. Поинтересуйтесь ощущением персонажей и попросите зрителей поделиться наблюдениями. Можно также использовать «мозговой штурм» с целью выбора ситуации для инсценировки. Ролевую игру можно также использовать в разрешении сиюминутных реальных конфликтов. Остановите детей, обсудите и проиграйте различные решения. Особенно эффективным средством в решении сиюминутных конфликтов может быть смена ролей.
Некоторые особые техники, используемые в ролевой игре
Технику «Замирания» можно использовать для остановки действия и исследования причин подобного поведения персонажей и их чувств по поводу происходящего.Можно спросить их об этом прямо или задать наводящий вопрос: «Что именно в словах или действиях другого заставило тебя так реагировать?».Прерывая возникающий конфликт, дети становятся способными увидеть то, как он нарастает, а также то, как определённая установка. Небольшое действие, неумение слушать и.т.д. мешать поиску решения.Техника «Дополнительное Я» может использоваться в ролевой игре для более глубокого рассмотрения конфликта.
К каждому персонажу добавляется кто-нибудь, стоящий рядом и исполняющий роль «дополнительного Я», которое говорит то, что данный персонаж ролевой игры на самом деле думает.
Если есть возможность использования видеокамеры, то можно проводить очень эффективный анализ ролевой игры с просмотром видеозаписи. Просмотр можно останавливать в любом месте, где у детей возникают вопросы или комментарии.
Это прекрасная возможность для наблюдения языка тела и анализа причин возникновения конфликтов.
Видео также можно использовать для записи и анализа инсценировок и упражнений на развитие навыков общения.
Особые варианты ролевой игры
Техника «Проигрывание быстрых решений» помогает детям учиться самостоятельно думать и быстро находить решения.
Разделите детей на пары. Некоторые могут остаться наблюдателями. Объявите двух персонажей ролевой игры и попросите детей распределить роли. Опишите сценарий конфликта, опишите персонажей и попросите детей в течение минуты разыграть себя в своей роли и к каким решениям пришли. Затем повторите процесс.
Техника «Расширенная ролевая игра» используется для анализа сложной проблемы, затрагивающей группу людей. Она занимает больше времени, чем обычная ролевая игра, и включает больше персонажей, несколько из которых представляют одну точку зрения.
Расширенную ролевую игру можно использовать с учителями, родителями для поиска решений проблем, возникающих в школе, в районе или ситуаций, затрагивающих сразу несколько проблем.
Выберите сценарий и опишите проблему. Сформируйте группы, представляющие каждую сторону в конфликте. Опишите в деталях ситуацию, каждую из групп и ее роль в конфликте. Дайте детям время на обдумывание своих ролей и аргументов перед началом ролевой игры.
Другие формы работы, помогающие в разрешении конфликта
Следующие упражнения помогут детям учиться рассматривать конфликт, собирать информацию о нем и разрешать его.
Они показывают, что работая в группе, можно обнаружить больше вариантов решений, чем работая в одиночестве.
Упражнения также способствуют формированию чувства коллектива в совместной работе над проблемой и развивают ощущение взаимосвязанности друг с другом.
Многие з этих упражнений можно использовать в работе учительских групп поддержки для преодоления чувства изолированности и для возникновения доверия и чувства общности.
«Мозговой штурм» - это метод генерирования альтернативных решений проблемы. Он развивает у детей способность находить много решений на поставленный вопрос.
Ключевой вопрос в мозговом штурме - это «Сколько?» Возможность нахождения универсального решения повышается с увеличением числа предлагаемых решений.
Мозговой штурм сам по себе – это довольно увлекательное занятие, он является только частью целого процесса решения проблемы. Он используется как средство для сбора идей, предложений относительно данной проблемы.
Опишите проблему и задайте вопрос типа: «Что бы вы сделали в этой ситуации?» Затем попросите группу вносить свои предложения без обсуждения и критики. Атмосфера мозгового штурма должна быть непредвзятой – не важно, насколько сумасшедшими могут казаться предложения, - чтобы вызвать появление неординарных идей, которые впоследствии могут оказать наиболее эффективными. Старайтесь сформировать атмосферу, в которой идеи – это только идеи, не требующие оценки. Попросите кого-нибудь записывать возникающие идеи на доске, где их мог бы видеть каждый. После того как поток предложений иссякнет, просмотрите весь список и сократите его, исключив повторения. Затем более подробно обсудите предложения, которые кажутся наиболее возможными.