НОД Уж небо осенью дышало


План - конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема: «Уж небо осенью дышало…»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»:
расширять представления детей о характерных признаках осени,
формировать умение находить их в природе, уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений;
развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
«Социально-коммуникативное развитие»:
развивать игровую деятельность;
дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща трудиться.
«Художественно-эстетическое развитие»:
обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года», «Ноктюрн»);
закреплять умение детей лепить из пластилина ветки и листья берёзы, с дальнейшим нанесением их на основу (пластилинография);
развивать воображение, внимание и память.
«Речевое развитие»:
активизировать словарь дошкольников.
«Физическая культура»:
совершенствовать движения в соответствии с текстом физкультминутки.
Методы и приёмы:
театрализованный - присутствие сказочного персонажа;
словестный – вопросы, беседа;
практический – лепка веток и листьев берёзы из пластилина с дальнейшим нанесением их на основу;
д/и «Назови деревья»;
музыкальная игра «Прятки с колокольчиками»;
наглядный - картина «Золотая осень», заготовки стволов березы на основе.
Предварительная работа:
беседы об осени;чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
разучивание стихов и поговорок об осени;
пение песен об осени и слушание музыки;
рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
наблюдение за деревьями на прогулке;
заготовки стволов березы из белого пластилина.
Материалы и оборудование:
картина «Золотая осень»;
рисунки детей «Наступила осень»;
рисунок «Осенняя берёза»;
иллюстрация «Осенний лес»;
заготовки стволов березы на основе;
пластилин коричневого, желтого и оранжевого цветов, доски, стеки, салфетки.
Запись музыкальных произведений П.И.Чайковского цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь), «Ноктюрн».
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво украшен наш зал. Сегодня мы с вами посетим выставку картин. Давайте подойдём поближе и всё рассмотрим под эту задумчивую музыку.
(Звучит музыка, дети рассматривают картины).Воспитатель: Обратите внимание, какие краски использовал художник, изображая данные картины.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Какие осенние месяцы вы знаете?
Какой бывает осень?
Сейчас какая осень?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Давайте вспомним приметы поздней осени. Отвечайте полными предложениями.
Ответы детей.
Воспитатель:Вспомним стихи про осень.
Дети читают стихи.
Воспитатель: Молодцы ребята, все помните.
(Звучит музыка).
Раздается стук
Появляется Лесовичок.
Воспитатель: Здравствуйте дедушка! Кто же вы такой?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я старичок - Лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Скучно мне стало в лесу. Вот и пришёл я к вам в гости. Хочу с вами поиграть, повеселиться.
Воспитатель: Поиграем в игру «Прятки с колокольчиками»
Музыкальная игра «Прятки с колокольчиками»
Лесовичок: Ох, притомился я. (дети садятся на стульчики). У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?
Д/и «Назови деревья»
Воспитатель: Чем деревья похожи между собой?
Дети рассуждают.
Воспитатель: А чем отличаются друг от друга?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, есть такая пословица: "Возле леса жить - голодным не быть" Чем можно полакомиться в осеннем лесу? (ягоды, грибы)
Лесовичок: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня тут припасены кое-какие.
Загадки
1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала (ёж)
2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается от сна (медведь)
4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)
Лесовичок: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне понравилось с вами играть.
Воспитатель: Лесовичок, много ребята про осень знают. А ещё они начали рисовать картину, да не простую, не красками, а разноцветным пластилином. Но еще не закончили ее.
(Показывает на картину, где нарисован только ствол березы).
Лесовичок: А разве такое бывает, чтобы рисовать пластилином?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем и покажем Лесовичку, как нужно правильно рисовать пластилином.
Как вы думаете, что можно добавить, чтобы картина получилась завершенной?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:Какой у березки ствол?
Как мы катаем «колбаски»?
Как будем катать шарики для листиков?
Что нужно сделать, чтобы из шарика получилась монетка, ведь листочки березы осенью похожи на золотые монетки?
Дети рассуждают.
Сейчас мы сделаем заготовки веточек и листиков осенней березки.
(Звучит музыка)
Дети выполняют работу, воспитатель помогает при затруднении.
Пальчиковая гимнастика
Долго, долго мы лепили (Руки сцеплены в замок, круговые вращения руками).
Наши пальцы утомились (Встряхивание кистями рук).
Пусть немного отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди).
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведем (Развести руки в стороны).
И опять лепить начнем (Хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Вот сколько у нас всего получилось! Теперь мы собирём из ваших заготовок осеннее дерево путем налепливания веток и листьев на основу.
Коллективная работа «Соберем осеннее дерево»
(Дети подходят и собирают дерево.Воспитатель помогает).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые осенние деревья получились! Мы эти картины подарим Лесовичку. Когда он заскучает в своем лесу, то посмотрев на них,вспомниткак приходил к нам в гости и играл с нами. Ему сразу станет весело.
Воспитатель: А теперь вспомним, что мы делали на нашей выставке картин.
Дети вспоминают чем занимались.
Лесовичок: Спасибо за подарок! А я за ваше старание угощения для вас припас. Угощайтесь! (Дарит корзину со сладостями).
Теперь мне пора домой, нельзя лес без присмотра оставлять. До свидания!
(Дети прощаются с Лесовичком).