Методический отчет на тему Развитие лингвистических способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО




Развитие лингвистических способностей младших школьников

Отчёт по самообразованию учителя начальных классов Гладких Инессы Викторовны за 2009-2010 и 2010-2011учебные годы
Земную жизнь, пройдя до половины,
Я оказался в сумрачном лесу.
Грамотность для многих детей – «тайна сия великая есть». Как научить детей мыслить? Учат все учителя, а научить оформлять мысль в слово – дело словесника. Его же дело – научить видеть в слове глубину пространства Как научить писать сочинение (не списывая)?!Как научить, в конце концов, говорить? Косноязычие – бич руководителей государственного масштаба.И, наконец, банальный вопрос: как научить грамотно, писать?А сделать это можно лишь тогда, когда сработает кантовское триединство: человек - хочет, должен, значит, сможет.Говорят, что тогда на кончике пера будет грамотность, когда на кончике языка будет правило («от зубов отскакивать!»). Написание вторично – первична мысли. Когда мы изучаем правило, работает только левое полушарие головного мозга ребёнка: речь, логика. Как подключить правое: чувство, восприятие, интуицию?М. Ф. Шаталов – работа по «опорным конспектам» - это закодированная на ассоциативной основе или поданная теория в сжатой форме, в форме пружины.
Рифмограмма – это правило в рифмах, перевод орфограммы в ритмическое звучание.
Работа с рифмограммами способствует развитию зрительной, слуховой, двигательной и вербальной памяти ребёнка, формируя его орфографическую зоркость.
Коль в слове гласный под сомненьем,
Его проверьте удареньем.
И этот безударный гласный
Под удареньем станет ясным.
Тростинка – трость, в гостиной – гость,
Котёнок – кот, летать – полёт.
Безударные гласные, проверяемые ударением
Глаголы с окончанием на –ить (за исключеньем брить, стелить),
Да 7 – на –еть,
На –ать 4 слова
Запомните: спряжение || -го
Глаголы эти: видеть и смотреть,
Вертеть и ненавидеть, но терпеть,
Ну, а ещё обидеть и зависеть,
Держать и гнать, дышать и слышать.
Личные окончания глаголов
В учебниках по русскому языку грамматика излагается как свод определений и правил. Но правила могут быть представлены в виде занимательных заголовков (пословицы, крылатые выражения, цитаты из известных стихов, содержащие описание явлений).
Например:
Фонетика.Смысл работы, выполняемый словом, художественно передал известный писатель В. Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины, или вдохновения, которым он обладает, другим людям… Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы…»
Словообразование.«Говорящие» суффиксы и приставки.Известно, что смысл слова составляется из всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но «вклад» этих элементов в значение слова не одинаков. Суффиксы и приставки могут многое рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить части речи, а для существительных и род: слова, оканчивающиеся суффиксами –тель, -ик, -ник, -чик, -арь, -изм– всегда существительные мужского рода; слова, имеющие суффиксы –ость (-есть), -изм, –от – существительныеженского рода; слова с суффиксами – ск-, -н-, -чив-, -лив-, -ическ- - прилагательные; а с суффиксами -о (е), -и – наречия. Суффиксы и приставки указывают на общее значение всех слов, имеющих эти орфограммы. Так суффиксы –ист, -арь, -чик, -щик, -ник указывают на профессию, занимаемую должность:радист, вратарь, лётчик, каменщик, печник; слова с суффиксами –ость (-есть), -изм, –от обозначают свойство, качество: нежность, свежесть, белизна, красота; слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище. Такие списки можно продолжить.
Есть и «говорящие» приставки.
Вылететь выйти
выкопать
выбрасывать выехать
выселять выводить
вынести выбегать
выпрыгнул

влететь вселиться
вбросить войти
Морфология. Прилагательное.Все люди помнят и никогда не забудут трагедию, которую перенесли ленинградцы в Великую Отечественную войну. Называется эта трагедия блокадой. Суровый и горестный смысл этого слова не нуждается в определении.
Одаблокадному хлебу
Блокадному, не иному,
Ржаному и не ржаному,
Хоть звали его – ржаной,
Землистому, земляному.
Всей тяжестью налитому,
Всей горестью земной;
Мякинному, остистому,
Невесть на каких дрожжах
Взошедшему, водянистому,
Замешенному на слезах;
Ему, что глазам бесслёзным
Снился и наяву,
Ему, с годиной грозной
Вошедшему в молву;
Ему, ему насущному,
. . .
Спасителю, благодетелю,
Чьим чудом и я дышу,
Блокадной страды свидетелю,
Оду мою пишу.
Н. Браун.
Синтаксис.«Со всех сторон собак сбежалось с полсотни».Если вы ещё не устали от грамматического разбора, то продолжим это не очень весёлое занятие: говорят, что такой разбор развивает логическое мышление, вырабатывает навыки точного выражения мысли. Вы знаете, что «подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже» (из школьного учебника). Проверим это.
Со всех сторон собак сбежалось с полсотни(Крылов). Чтобы разобрать это предложение, попробуем поставить вопрос не от подлежащего к сказуемому (как обычно мы это делаем), а, наоборот – от сказуемого к подлежащему. Сказуемое легко находится – глагол сбежалось, а за ним и подлежащее – с полсотни собак (хотя именительного падежа здесь нет).
Качественная отработка материала может быть достигнута лишь многократным повторением. «Камень вода долбит не силой, но частым падением». «Частое падение» - это и есть неоднократное воспроизведение, закрепление, тренировка, отработка навыка грамотного письма. А «всё, что называется навыком, основано на многократном повторении» (К. Д. Ушинский).