«Развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в условиях совместной деятельности учителя и ученика на основе системы К.С.Станиславского в условиях ФГОС основного образования


Педагогическая системаГитько Вадима Ивановича
Учителя географии МБОУ Садовской СОШТамбовского районаАмурской области
«Развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в условиях совместной деятельности учителя и ученика на основе системы К.С.Станиславского в условиях ФГОС основного образования Классификационные параметры педагогической системы:по категории обучаемых: все категории обучающихсяпо направлению модернизации: активизация мыслительной деятельностипо типу управления: все видыпо организационным формам: все формыпо уровню применения: урочная и внеурочная деятельностьпо философской основе: гуманизм.по подходу к ребенку: гуманно-личностныепо основному фактору развития: психогенныепо концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, развивающиепо характеру содержания: все видыпо преобладающему методу: творческие+игровые+развивающие
Спектр целевых ориентаций
Предметные : расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование умений и навыков, необходимых практической деятельности.Метапредметные:формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельностиЛичностные:развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, развитие самостоятельности, формирование нравственных и эстетическихустановок, воспитание сотрудничества и коллективизма, общительности, коммуникативности.Социализирующие:адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, обучение общению, психотерапия.


Мы считаем естественные науки и искусство как бы антиподами, первый обращен в сторону разума, а второй в сторону чувства. Это противопоставление страдает слишком большой схематичностью и достаточно слишком малой точностью.География есть наука изобразительная, наука зрительных представлений, зрительной памяти.
Различные научные дисциплины отличаются и различной степенью приближения к искусству. Профессия педагога и артиста во многом схожи. Учитель это тот-же артист, только в театре одного актера.
Для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы.
Эффективность учебно-воспитательного процесса определяют различные показатели, среди которых значительное место занимает активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении предмета.Как добиться этого?
Учение К.С.Станиславского открывает возможность для решения многих проблем.Это метод гармоничного, нравственного воспитания.Главная цель моей педагогической системы- не подменять творчество, а создавать условия для его раскрытия.
- Возможность коллективного труда- Как сохранить свежесть урока?- Где взять эмоции? Все это есть в системе.
Основные принципы педагогической системы:1.Создание атмосферы коллективного творчества, психологического комфорта и активной мыслительной деятельности.(организация обучения не по шаблону, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией)2.Использование дидактических игр и упражнений с элементами театральной педагогики.
3.Использование нетрадиционных интерактивных форм обучения на основе системы К.С.Станиславского.
- общение с реальным партнером
-общение с воображаемым партнером
- пишущая машинка (упражнение на внимание, формирование умений коллективной творческой работы)
- оправдание действия
- Составление рассказа (развитие восприятия и наблюдательности, смелости и непосредственности)
4.Использование необходимой наглядности (карты, таблицы)
5.Воспитание экологической грамотности
6.Продолжение обучения во внеклассной и внешкольной работе
Система К.С.Станиславского не есть что-то застывшее, не есть некий свод правил и тем более технических приемов, которые неизбежно приводят к успеху.
Система строилась на огромном жизненном опыте и постоянно уточнялась. Сколько педагогов- столько форм и методов.
Эта система прекрасна своим смелым пренебрежением к обычной красоте. Эта система сильна, но совсем не той логикой и последовательностью к которой мы привыкли. Она прекрасна своей смелой нелогичностью.
Ритмична, психологична своим отрицанием обычной общепринятой психологии. Она сильна порывами. Она нарушает все обычные правила, и это то хорошо, это-то и сильно.Повторить это нельзя!
Результатом данной работы является:1. Заметно возрос интерес к географической науке.2. Включение учеников в осознанный процесс постижения истины.Ученик участвующий в практическом освоении географии делает открытия заново. Целиком поглощаясь познанию.воспитать нового человека на новой Земле можно только обучая завтрашнему дню науки.3. Стабильность в усвоении материала.4. Изменение роли учителя и ученика.Ученик является не столько объектом обучения сколько самообучения.5. Подобная организация работы позволяет снизить неадекватные реакции на проблемы и стрессы школьной жизни.
Мне могут возразить для чего все это нужно? Я отвечу: «В первую очередь для детей, и не в последнюю очередь для учителя, для его утверждения в своей профессии» Для полноценного обучения учитель должен обладать не только суммой знаний, но и меть внутреннее и внешнее обаяние, правильную речь, располагать своим поведением к неформальному общению. Только так возможно обучение и воспитание человека, вдохновляющее его на творческую и созидательную деятельность.