Статья Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках познания мира.

Ященко Е.П.

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальных классов на уроках познания мира.

Ребенок не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
(средневековые гуманисты)
(слайд 2)
Не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.
(слайд 3)
“Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – говорит Татьяна Ивановна Шамова, доктор педагогических наук, действительный член Международной академии наук педагогического образования. [1]
(слайд 4)
Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.
Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]интерес [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.
(слайд 5)
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.
Познавательный процесс – процесс, способствующий познанию, расширению знаний.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увеличением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [3]
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям.
(слайд 6)
Одна из проблем состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.
(слайд 7)
Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность.

Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение учащихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению. [2]
(слайд 8)
Но согласитесь, для педагога, особенно начинающего, подбор таких заданий, подготовка и проведение экскурсии, наблюдения - достаточно проблематичен. Именно поэтому мною был подготовлен комплект рабочих тетрадей по познанию мира в соавторстве с преподавателем педколледжа Василенко А.В. В этом году тетради прошли городской КЭС. В них представлены задания по всем темам, по всем разделам учебника, даны разработки экскурсий, практических и лабораторных работ.
(слайд 9)
Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. В тетради для 1 класса предусмотрены следующие виды заданий: «Расставь по порядку», «Подчеркни и докажи», кроссворды и т.д.
(слайд 10, 11)
Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В тетрадях представлены задания, которые требуют не только каких-либо рассуждений, но и практической работы: «Собери растение», «Проверь себя». Учащимся необходимо, пользуясь разрезным приложением, приклеить необходимые карточки, фишки и т.д.
Только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложившихся ситуаций, способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
(слайд 12)
У детей должно быть много интересной творческой деятельности, дающей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке.
Формирование творческой личности невозможно без развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является, опять же, игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение.
(слайд 13)
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей во время учебного процесса даёт положительные результаты и позволяет говорить о том, что:
- речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;
- возрастает интерес к изучаемым предметам;
- развиваются познавательные способности, наблюдательность, мышление,
воображение;
- повышается успеваемость.

Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.
(слайд 14)
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов на уроках познания мира можно предлагать следующие задания:
классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
устанавливать причинно-следственные связи;
рассматривать систему в развитии;
делать предположения прогнозного характера;
выделять противоположные признаки объекта;
выявлять и формировать противоречия;
представлять пространственные объекты. [4]
(слайд 15-18)
Эти же задания помогут в активизации познавательной деятельности учащихся. Примеры заданий из тетрадей: «Помоги ежику», «Найди и прочитай», «Подбери слово», «Рассмотри и подпиши», «Третий лишний», «Нарисуй», «Дорисуй», лабиринты, работа со схемами, «Собери определение».
(слайд 18-23)
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника могут оказать: ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений, дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках; экскурсии, наблюдения и другое. [4]
В тетрадях представлены разработки экскурсий, лабораторных, практических работ, задания для подготовки проектов, сообщений, докладов, рефератов, широко представлена работа со схемами (особенно в 3-4 классах). Задания носят разноуровневый характер, могут предлагаться для домашней или внеклассной работы, как опережающие задания.
(слайд 21)
Например: тема «Животные и растения соленых водоемов» не предусмотрена в учебном плане. Ребятам предлагается найти интересную информацию об одном из животных соленых водоемов (в тетради их 30, у всех есть выбор) и выступить с небольшим сообщением на 1-2 минуты. Все остальные могут не только послушать, но и при желании записать в своих тетрадях самые интересные, понравившиеся факты. Ребята с большой охотой подготовили сообщения, и у нас получилась целая книжка, которую потом неоднократно брали и читали, делились впечатлениями и новыми фактами.
(слайд 22)
В 4 классе, при изучении темы «Животные и растения степи» учащимся предлагается план, по которому можно приготовить сообщение. Объект для него дети выбирают самостоятельно. Эти работы могут послужить основой для подготовки проектов на НПК учащихся «Зерде».
(слайд 23)
Ведя разговор о дружбе народов, о многонациональном государстве, творческое задание поможет нам организовать целый праздник, на котором будут представлены не только национальные костюмы, но и национальные блюда, традиции, игры, песни и т.д. К выполнению этого задания обязательно будут подключены родители.
В тетради для 4 класса в конце помещены таблицы, которые называются «Мои источники информации». В них учащиеся отмечают, где именно они взяли нужную информацию, т.е. формируют для себя своеобразный банк данных.
Учение без творчества - это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу.
Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей. 
Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Мы должны постараться помочь ребенку встать на этот путь.


ЛИТЕРАТУРА:

Шамова, Т. И. Избранное/ сост. Т. Н. Зубрева, Л. М. Перминова, П. И. Третьяков. М.: ООО «Центральное издательство», 2004. 320 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

15