Конспект урока по ОРКСЭ на тему: Добро и зло (4 класс)


Шконда Елена Алексеевна,
учитель начальных классов и ОРКСЭ
МОУ СОШ № 3
Конспект урока по ОРКСЭ
4 класс
Тема урока: Добро и зло
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения,
обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий
в коллективе.
Тип урока: изучение нового материала.
Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, работа с иллюстрацией, обсуждение и анализ ситуаций ,парная и групповая работа.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Оборудование и наглядность: учебник Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры», выставка книг о добре и зле, чашечные весы, изображение солнца, карточки с заданиями для групп.
Ход урока:
1.Организационный момент
Добрые слова не лень
Повторять нам трижды в день.
И сейчас мы скажем всем:
- Добрый день!
- Ребята, пожалуйста, закройте глаза на минуту, улыбнитесь. А теперь откройте глаза, посмотрите, как у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

2. Введение в тему урока
- Послушайте притчу «Спор о добре и зле»
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее Я», — сказало Зло.-
«Кто служит мне, тем повезло.
Я щедро отблагодарю,
Земные блага подарю:
Машины, деньги, мощь и власть.
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть,
Но только я могу любить.
Хоть за душою ни гроша,
Для всех людей важна душа.
Я виллы, яхты не дарю,
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом,
И много счастья в доме том.»Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
- О чём притча? Какова её тема? Основная мысль? (ответы детей)
3.Определение темы, цели, задачи урока
-Кто же догадался, какая тема нашего урока? (ответы детей)
-Сегодня на уроке будем говорить об основных понятиях – добро и зло.
- Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
- Как вы понимаете слово «добро»? Что значит «добрый человек», «доброе дело»? Какие еще словосочетания можете вспомнить? Как относятся люди к доброму человеку? Давайте же и мы сегодня попробуем сделать для себя этот вывод.
- А что такое «зло»? Как  вы понимаете слова «злой человек», «злое дело»?  Как относятся к злому человеку люди?
Добро – это душевное расположение к людям, отзывчивость, забота, стремление людям сделать добро. Добро связано с миром и любовью к маме, стране, в которой живем, к любимому делу. Добрый человек – это значит, делающий добро другим, отзывчивый; несущий благо, благополучие.
Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
- Как вы думаете, что в жизни побеждает? Почему?
- Ребята, почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
- Что мы можем сделать, чтобы наш мир стал добрее?
Ответы на эти вопросы мы будем искать не только на сегодняшнем уроке, но и всю жизнь.
4.Продолжение работы над понятиями «добро» и «зло»
1) Работа в тетради
Запишем главные слова данной темы в словарик.
Главные слова: Мир невидимый. Ангелы. Ангел Хранитель. Добро. Зло. Гордость.
Запись в тетради определений добра и зла.
2) Работа по учебнику
Чтение статьи « О добрых и злых Ангелах», с.14-15
- Какими плохими качествами, событиями проявилось зло в Небесном мире?
- Может ли человек отличить добро от зла?
- Что говорит об этом православная культура?
- Кого христиане называют Добром; что – злом?
3) Рассказ подготовленным учеником притчи «О добре и зле»
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нари-
совал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором отве-
тили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите
этот белый лист бумаги— он так огромен, больше, чем эта черная точка!»
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего
намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
- В чём смысл притчи?
ФизминуткаЗажмурили глаза. Я досчитаю до пяти, вы откроете глазки и посмотрите друг на друга с удивлением 1,2,3,4,5. А теперь ещё раз, но посмотреть друг на друга надо с радостью, добрыми глазами.
А теперь составим правила добрых одноклассников:
Попробуй не наступить, …….( а уступить.)
Не захватить, ………………...(а отдать.)
Не спрятать, ………………… .(а поделиться.)
Не кричать,……………………( а выслушать.)
Не разорвать,………………….( а склеить.)
Не кулак показать, ……………(а протянуть ладонь.)
4) Работа по учебнику
Чтение стихотворения И.Астров «Колыбельная»
- Почему поэт называет Ангела Хранителя добрым? Почему – Божиим?
5. Работа в парах «Учитесь делать добрые дела» (карточки)
- Ребята, выберите вариант правильного доброго поступка в ситуации если:
«Друг просит у тебя списать задание»
А)Дам списать, чтоб выручить товарища.
Б)Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать.
« Твой друг (подруга) обзывают другого ученика, унижают его»
А)Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга.
Б)Поддержу друга.
« Приятель в компании беззастенчиво врёт»
А)Скажу всем, что это неправда.
Б)Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь.
- Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть грубым, злым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлением внимания и заботы. Почему же не у каждого получается быть добрым?
(Ответы детей)
6. Работа в группах
(Вспомнить правила работы в группах)
Задание команде №1 Чего на земле больше: добра или зла?
( разложить на одну чашу самодельных весов карточки со словами обозначающими «зло» (зависть, , жадность, , грубость, , предательство, война, , ложь), а на другую - добрые дела, которые вы совершали )
Что помогли вам узнать весы? Как можно победить зло?
Задание команде №2
Поищите варианты доброго поведения в ситуациях. Что вы сделали бы, если:
маленькая сестрёнка плачет;
младший брат врёт маме;
отец несправедливо наказал сына ;девочка разбила вазу,
мальчик ломает ветки деревьев.
Задание команде №3
«Восстанови пословицы» (на карточках) и объясни их смысл
Доброе слово и в мороз согревает
Худо жить добром платят
Ласковое слово слово ранит
Слово лечит и кошке приятно
Тёплое слово без ласкового слова
За добро лучше мягкого пирога
Рубашка износится а доброе дело не забудется
Задание команде №4
Выберите те слова, которые что лучше применять в жизни. Приведите несколько примеров.
выслушать закричать
поделиться отобрать
позавидовать порадоваться
поссориться уступить
обидеться простить
протянуть руку показать кулак
утешить промолчать
Задание команде №5
Нарисовать лицо доброго и злого человечка.
7. Проверка работы в группах
8. Подведение итога урока.
Что нового для себя вы узнали? Что для вас сегодня было ценным?
Добро и зло творить всегдаВо власти всех людей.Но зло творится без труда, Добро творить трудней.
И помните: всё в ваших руках!( Добро и зло всё время в борьбе, и от нас зависит, чего на земле будет больше, что победит)
9. Подготовка к выполнению домашнего задания:
- О чем вы расскажете членам своей семьи и друзьям, которые не изучают данный предмет?
10. Домашнее задание:
1. Прочитать и обсудить с членами семьи и друзьями текст в учебнике (с. 14-15).
2. Ответить на вопросы (с. 15)
3 .Дополнительно (по желанию)
Прочитать стихотворение Юрия Шмидта и ответить на вопрос: «Какова главная мысль стихотворения?»
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.
2.Прочитать притчу
Притча « Добро без ума»
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями. Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: «Зачем столько птиц?» Император ответил:- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.— Кто же кормит птенцов? — спросил мудрец.— Каких птенцов? — удивился император.— У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?— Об этом я не думал, — признался император. Тогда мудрец сказал:— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!— Ах, как трудно быть добрым! — воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:— И добро надо делать с умом. Ум без добра — плохо, и добро без ума — не лучше.
Вопросы и задания:
Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
11.Рефлексия
У каждого на столе лежит вырезанная из цветной бумаги своя ладошка. На ней записан
вопрос: «Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?» Напишите ответ на
обратной стороне ладошки.
(Например: здороваться при встрече; не грубить, даже если сердит; быть добрым;
быть вежливым и воспитанным; совершать добрые дела просто так, из хороших
побуждений.)
На доске выкладывается символическое солнышко, лучи которого состоят из ладошек
учеников.
- Пусть наше солнышко сохраняет тепло ваших сердец, согревает нас и напоминает об
уроке.
Спасибо за урок, все сегодня хорошо потрудились!