Конспект урока по ОРКСЭ на тему: Добро и зло (4 класс)


Технологическая карта урока
Учитель: Шургучиева Эльвира Лавриновна. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Сергиенко Н.Г.»
Класс: 4
Модуль: «Основы светской этики»
Тема учебного занятия: Добро и зло.
Место урока в изучаемой теме: 5 урок
Продолжительность учебного занятия: 45 мин
Тип: Усвоение новых знаний
Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру, толерантности.
Технологии:
- Проблемный диалог
- ИКТ
- Продуктивное чтение.
- Ситуативное обучение.
- Здоровьесберегающие
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями.
Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман.
Планируемые результаты:
Предметные: высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Совершенствования понятий добра и зла.
Метапредметные:
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, предвидеть возможности получения конкретного результата.
Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.
Личностные: давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности, формировать представление о добре и зле, позитивное отношение к людям.
Оборудование и наглядность: учебное пособие для учащихся, презентация по теме, ПК и проектор, полоски листочков с пословицами, кружки и лепестки из цветной бумаги, изображение солнца.

п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
1. Организационный
Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Ребята, сегодня на уроке светской этики у нас присутствуют учителя школ Калмыкии, поприветствуйте их!
( Звучит запись песни «Добрым быть совсем не просто »
( Слайд 1)
Учитель: В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать (Слайд 2)
И подарить его людям.
- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.
Учащиеся поворачиваются к присутствующим и кивком головы приветствуют их
Эмоциональный настрой
2. Повторение пройденного Как называется наш урок?
Что такое светская этика?
Что обозначает слово «культура» мораль?
Какие особенности морали вы знаете?
Вспомните определение золотого правила морали
. Повторение золотого правила морали.
(Слайд 3)
«Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»
Дайте антоним слову «мораль».
Отвечают на вопросы
Дети вначале вспоминают правила сами, затем читают его на слайде Коммуникативные УУД: умение отвечать на поставленные вопросы
Познавательные УУД:
- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения
3. Постановка учебной задачи
Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. Вы, наверное, поняли, о чем мы будем говорить на уроке.
- Сегодня мы продолжим изучение данной темы. Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти.
Работать вы будете в группе. Будьте друг к другу внимательны, тактичны, толерантны.
Как вы понимаете значение слова «толерантность»?
(Если дети затруднятся ответить, объясняет учитель)
Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания
Слушают, отвечают на вопросы
( О добре и зле)
Регулятивные УУД:
- целеполагание
Личностные УУД:
- интерес к изучению предмета
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4. Проверка домашнего задания:
Учитель: Что было вам задано на дом?
Для проверки домашнего задания предлагаю:
Задания командам: 1. из текстов домашнего задания прочитайте определение слова добро;
2. прочитайте определение слова зло;
3. найдите из словаря Ожегова определение слова добро;
4 найдите из словаря Ожегова определение слова зло.
Что такое добро для вас7
Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама…
Что же доброго можете сделать вы в повседневной жизни?
А в повседневной жизни, именно сейчас, сегодня?
(Учитель читает стихотворение)
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие
Честное слово!
Давайте я вам подскажу, какие добрые дела мы совершаем, сами того не замечая.
На клумбе цветок
Его листья повисли
Грустит он о чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке.
И ты обернулся ретивым конём-
Галопом сестрёнка помчится на нём
Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы, заботы.
Вернусь, хорошо бы пошить, почитать
Да надо с уборкой возиться опять!
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда.
И ахнула мама, вернувшись домой:
-Да это же чудо. Волшебник ты мой!
Так, что же такоа добро? Какие добрые дела вы можете сделать в жизни? Обсудите в группах и выскажите свое мнение.
Добро – всё положительное, хорошее, полезное, бескорыстное.
(Слайд 4) Выполняют задания по командам
Ответы детей.
Обычно дети говорят о том, что будут помогать бедным, инвалидам и т.д.
Затрудняются ответить
Обсуждение в группах.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
Познавательные УУД:
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
5.  Продолжение работы над понятиями «добро» и «зло». Чтение и обсуждение статьи учебника.
В ходе исторического развития общества и культуры, менялись и представления о добре и зле.
Работа по учебнику с.14-15.
Основываясь на прочитанное, прокомментируйте то, что вы видите на картинках слайда
(Слайды 3-6)
Почему знания о добре и зле важно для людей?
О чём мы узнали из статьи учебника? (Как менялись представления о добре и зле в разные эпохи истории.)
К сожалению, и сейчас есть ещё войны, непонимание между людьми. И, наверное, поэтому наш президент В.В. Путин вчера в своём выступлении, ещё раз подчеркнул, что главная задача образования - это воспитание всесторонне- развитой личности.
Как вы это понимаете?
Дети читают статью в учебнике на стр 14-15.
Ответы детей
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование
- усвоение понятий «добро» и «зло»
Рефлексия. Так что же такое Зло?
Закройте глаза и попробуйте представить себе, как выглядит зло.
Изобразите «зло» на листочке….. А теперь порвите его на мелкие кусочки и выбросьте на перемене в мусорное ведро.
Вывод: Встречаться со злом, жестокостью - страшно! И люди, которые творят зло, должны знать, что оно к ним обязательно вернется, только умноженное в сотни раз. Всегда помните это и творите добро!
Учащиеся рисуют своё представление о Зле, аргументируют, затем рвут его и выбрасывают. Регулятивные
УУД: Самостоятельное выделение и формулирование
требования.
Коммуникативные УУД: высказывать собственную точку зрения
6. Работа над пословицами и поговорками На странице 15 учебника в уголке есть заголовок «Мудрые мысли». О чём они?
Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?
На столах перед вами лежат разрезанные пословицы. Найдите части и соедините их. Чья команда раньше справиться с этим заданием?
(Дети под музыку собирают выполняют работу).
Победившей команде вручается приз.
Постарайтесь запомнить их. Они вам в жизни пригодятся.
Чтение пословиц и поговорок.
Вспоминают свои. Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
7. Оздоровительная минутка Релаксация «Солнышко»(Звучит музыка )
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот, как шарик или мячик. На вздохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова Учащиеся выполняют указания учителя Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
8. Составление правил Доброты А как вы думаете, существуют ли правила или законы доброты?
Давайте же сами их составим.
(Слайд 7)
-Помогать слабым, маленьким, больным, попавшим в беду;
-Прощать ошибки других;
-Не жадничать;
-Не завидовать;
-Жалеть друг друга; …
Составление правил доброты, после обсуждения их в группах. Личностные УУД: развивать познавательный интерес к новому материалу; ориентация на понимание задач учебной деятельности, на самоанализ и самоконтроль результата; формировать положительный психологический климат в детском коллективе, развивать позитивное отношение к себе, как успешной личности.
9. Цветок Добра.
Учитель:  Какое замечательное слово Добро. А как много добрых слов образовано от него! Это слова – качества человека.
Образуйте из слова добро однокоренные слова.
Слайд 8
( По ходу ответов раскрываются лепестки со словами.)
Как называются такие слова? Для чего нужно обладать такими качествами?
У меня получился такой цветок доброты.
(Ha доске цветок Доброты.)
( Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова (доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный), знакомятся с высказыванием А. Грина, которое оформлено в виде эпиграфа: «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».(А. Грин ,русский писатель, прозаик)
А каким вы представляете себе цветок доброты?
Выберите серединку цветка нужного цвета. А на лепестках напишите правила доброты и приклейте их к серединке.
(Дети под музыку выполняют работу)
Подбирают однокоренные слова, соревнуются, чья команда больше и правильно вспомнит синонимы.

На партах лежат кружочки и лепестки разных цветов. Составьте свой Цветок Доброты Коммуникатив
ные УУД:
работать в большой группе, умение договариваться, контактировать друг с другом
10. Обобщение и рефлексия.
Учитель: Ребята, вы стоите в самом начале своего жизненного пути, в ваших душах уже расцвёл, свой, пусть ещё маленький, цветочек добра. Давайте посадим их на нашу поляну доброты. Я думаю, что вы будете соблюдать эти правила доброты Выходят к доске, закрепляют цветочки на поляну (доску) Коммуникатив
ные УУД:
сопричастность к общему делу, воспитание чувства коллективизма,
11. Домашнее задание. Ответить на вопросы в учебнике на стр 15