Конспект урока ОРКСЭ Добро и зло


Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека доброте. А тёмная сторона олицетворяет зло . Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Урок «Добро и зло»
Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле.
Задачи:
личностные
- воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки;
метапредметные- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;
предметные
- формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное;
- раскрыть смысл понятий «добро» и «зло», продолжить знакомство учащихся с основными понятиями этики.
Оборудование к уроку:
Персональный компьютер
Проектор (или интерактивная доска), УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов
Понятия: добро, зло
Ход урока:
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на урок.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы все готовы работать вместе.
2. Введение в тему урока.
-Вчера я прочитала одну интересную притчу.
-Вы знакомы с этим понятием? (…)-Хочу сегодня рассказать её вам. ( название не читать)
Притча о добре и зле .Однажды один старый мудрый индеец разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная.
Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-Как вы думаете, что это за светлые и тёмные половинки в людях? (…)-Какова тема урока? (…)Слайд 1.
3. Изучение нового материала.
3.1. Проблемная ситуация.
- Ребята, что вам нравится в теме урока? ( добро)
- Может убрать второе слово и говорить только о добре?(,,,)
- Случайно ли два этих понятия стоят вместе? (…)Слайд 2.
Действительно, эти два понятия в жизни тесно связаны. Понять, что такое добро можно, зная, что такое зло. И наоборот.
3.2. Решаем проблему. Открываем новые знания.
-Ребята, как вы понимаете слово «добро», «зло»?
Продолжите фразы: «Добро – это…» , « Зло – это…» ( групповая работа)
Слайд 3.
Выступление представителей групп. « Мы считаем, что…»
- Где мы можем проверить наши предположения-определения? ( книга, учебник, толковый словарь)
Работа с толковым словарём.
Слайд 4
- Как вы думаете все люди знают, что такое добро и зло? ( да)
Вернемся к притче, признаюсь, я не всё вам прочитала.
Слайд 5.
- Почему задумался мальчик? Как ответил ему мудрый индеец?
-Какова же главная мысль притчи?
- Чем мы можем кормить свои добрые и злые половины ? ( поступками)
Слайд 6.
- Это добрый поступок или злой? Почему?
- Может так быть, что мы отнесли этот поступок к добрым, а ученики другого класса к злым? ( нет, есть граница между добром и злом )
- Подробно об этом поговорим на следующем уроке.
Для этого предлагаю в течение недели заполнить плакат (подобрать иллюстрации добрых и злых поступков )4. Рефлексия.
- Вспомните, как мы сформулировали тему сегодняшнего урока ?- Расширили ли свои представления о добре и зле?
- Что нам помогло?