Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 1 класса.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена:
на заседании ШМО
учителей начальных классов
от 25.08.2014 г.
Протокол № 1
Принята:
на заседании
педагогического совета
МКОУ Заброденская СОШ
от 28.08 2014 года
Протокол № 1 Утверждена:
приказом директора
МКОУ Заброденская СОШ
от 01.09 2014 года № __ 127 Директор школы:
_________ /Г. В. Шилова./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Почемучки»
(научно-познавательного направления)
на 2014 -2015 г.
33 часа (1 час в неделю)
Учитель:Щекотунова С,Д.
Стаж: 18 лет,
категория: 1КК
Год аттестации: 2010
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________ Юрченко О.Г.
«__» сентября 2014 г.
Данная программа общеинтеллектуального направления составлена на основе переработки рекомендуемой стандартом второго поколения примерной программы внеурочной деятельности и методической литературы: «Наглядная геометрия» автор Н. Б. Истомина, «Праздник числа» автор В. В. Волина, «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе» автор Н. А. Касаткина, «Я иду на урок в начальную школу» автор М. В. Соловейчик, М. А. Козлова.
Цель: развивать познавательную активность; активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать у ребят пытливость ума, фантазию; вызвать интерес у детей к математике, грамматике, окружающему миру, и сделать его достаточно стойким.
Задачи: способствовать формированию у учащихся представления о форме предметов, их взаимном расположении и изображении на плоскости, развитие пространственного мышления младших школьников; дать первоначальные сведения из истории математики; учить детей разгадывать кроссворды, шарады; формировать у детей навыки работы в коллективе.
Формы организации работы кружка «Почемучек» разнообразны: конкурсы, интеллектуальные игры, КВН, олимпиады. Задания, предлагаемые учащимся, взяты из разных предметов (математика, русский язык, окружающий мир) и представлены многими вариантами.
Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Привлекаются дети 1 класса. Занятия проводятся в игровой комнате в течении 30 – 35 минут. Занятия проводятся параллельно – математического и гуманитарного цикла.
Учебно – тематический план.
№ Тема Количество часов Дата проведения.
1. Вводное занятие. 1 2. Взаимное расположение предметов. 5 3. Целое и части. 3 4. Поверхности. Линии. Точки. 5 5. Путешествие в мир занимательной математики. 3 6. Занимательное азбуковедение. 6 7. Загадки про слова. 1 8. Литературные загадки и викторины. 1 9. Забавная анатомия. 1 10. Грамматические забавы. 1 11. Путешествие в мир флоры и фауны. 4 12. Итоговые занятия. 2 Содержание курса.
1.  Вводное занятие (1ч.). Знакомство с целями и задачами работы кружка. Формы организации работы группы. Создание словесного портрета Почемучки.
2.  Взаимное расположение предметов (5ч.). Пространственное отношение «справа - слева», «перед - за», «между», «над - под». Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование геометрических фигур из палочек. Видимые и невидимые части фигуры, одинаковая и разная форма предмета.
3.  Целое и части (3ч.). Форма и размер предметов. Конструирование геометрических фигур из нескольких других фигур – её частей.
4.  Поверхности. Линии. Точки. (5ч.) Плоская и кривая поверхность. Поверхность геометрических тел. Незамкнутая, замкнутая, ломаная линии. Изображение на рисунке невидимых линий. Область, граница области. Соседние и несоседние области. Деление области на части с помощью линий. Область «с диркой».
5.  Путешествие в мир занимательной математики. (3ч.) Интеллектуальные игры «Брейн - ринг», «КВМ», «Олимпиады».
6.  Занимательное азбуковедение. (6ч.) Интеллектуальные игры «Крестики - нолики», «Брейн - ринг», «КВЛ», «Олимпиады».
7.  Загадки про слова. (1ч.) Хитрые загадки. Загадки – мемаграммы и загадки – логоргифы. Пропавшие буквы в веселых стихах. Коварная викторина про слова. Озорные буквы в пословицах. Мини – викторина про лягушку – квакушку. Незнайкин список прочитанных сказок и книжек.
8.  Литературные загадки и викторины. (1ч.) Переведите с детского. Отгадайте словечко по его определению. Загадки про героев детских книжек. Загадки, заданные пословицами. Фразеологический зверинец.
9.  Забавная анатомия. (1ч.) Фразеологическая анатомия. Забавная анатомия. Очень хитрые вопросы. Шуточные мини – загадки. Викторина «Двойная жизнь животных».
10.  Грамматические забавы. (1ч.) Коварная викторина «Да или нет». Весёлая игра на внимание «Я – не Я». Весёлая игра на внимание «Он - Она». Смешные стихи на внимание.
11.  Путешествие в мир флоры и фауны. (4ч.) Экологическая игра «Крестики - нолики». Счастливый случай. Умники и умницы. Эти забавные животные.
12.  Итоговые занятия. (2ч.) Математический КВН. Весёлая грамматика. Экскурсия к реке Потгорная.
Ожидаемый результат реализации программы.
Первый уровень: приобретение школьниками первоначальных знаний: по геометрии, как одной из составляющих частей математики; по грамматике, используемых в игровой форме; по окружающему миру, путешествуя в мире флоры и фауны.
Второй уровень: развитие интереса школьников к изучению математики, русского языка, к природе родного края.
Третий уровень: школьник может приобрести опыт по самостоятельному подбору интересного материала из дополнительных источников; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и мероприятий для одноклассников.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема Кол-во часов Дата
План Факт
1 Вводное занятие. 1 2 Взаимное расположение предметов. 1 3 Взаимное расположение предметов. 1 4 Взаимное расположение предметов. 1 5 Взаимное расположение предметов. 1 6 Взаимное расположение предметов. 1
7 Целое и части. 1 8 Целое и части. 1 9 Целое и части. 1 10 Поверхности.Линии.Точки. 1 11 Поверхности.Линии.Точки. 1 12 Поверхности.Линии.Точки. 1 13 Поверхности.Линии.Точки. 1 14 Поверхности.Линии.Точки. 1 15 Путешествие в мир занимательной математики. 1 16 Путешествие в мир занимательной математики. 1 17 Путешествие в мир занимательной математики. 1 18 Интеллектуальные игры. 1 19 Интеллектуальные игры. 1 20 КВН. 1 21 КВН. 1 22 Олимпиада. 1 23 Олимпиада. 1 24 Загадки про слова. 1 25 Литературные загадки и викторины. 1 26 Забавная анатомия. 1 27 Грамматические забавы. 1 28 Путешествие в мир флоры и фауны. 1 29 Путешествие в мир флоры и фауны. 1 30 Путешествие в мир флоры и фауны. 1 31 Путешествие в мир флоры и фауны. 1 32 Итоговое занятие. 1 33 Итоговое занятие. 1
Методическая литература
«Наглядная геометрия» автор Н. Б. Истомина.
«Праздник числа» автор В. В. Волина.
«Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе» автор Н. А. Касаткина.
«Я иду на урок в начальную школу» автор М. В. Соловейчик, М. А. Козлова.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена:
на заседании ШМО
учителей начальных классов
от 25.08.2014 г.
Протокол № 1
Принята:
на заседании
педагогического совета
МКОУ Заброденская СОШ
от 28.08 2014 года
Протокол № 1 Утверждена:
приказом директора
МКОУ Заброденская СОШ
от 01.09 2014 года № __ 127 Директор школы:
_________ /Г. В. Шилова./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Трудовичок»
социального направления (общественно – полезная деятельность)
на 2014 -2015 г.
33 часа (1 час в неделю)
Учитель:Щекотунова С,Д.
Стаж: 18 лет,
категория: 1КК
Год аттестации: 2010
Согласовано:
зам. директора по УВР
______________ Юрченко О.Г.
«__» сентября 2014 г.
Пояснительная записка.
Данная программа социального направления составлена на основе переработки рекомендуемой стандартом второго поколения примерной программы внеурочной деятельности и исходя из необходимости выполнения определенных трудовых общественно-полезных дел. Программа состоит из 3 видов деятельности: работа по дому, общественно – полезный труд в школе и самообслуживание
Цели занятия клуба «Трудовичок»: постепенно приобщать детей к общественной жизни школы, семьи, формировать умения выполнять определенные действия по самообслуживанию, осознавать значимость своей принадлежности к обществу.
Задачи: способствовать включению в общественную жизнь школы, осознанно выполнять определенные трудовые операции при помощи родителей и учителя; соблюдение аккуратности и опрятности в одежде и своем внешнем виде; стремление своим трудом оказать помощь окружающим.
Занятия клуба проводятся 1 раз в неделю. Состав клуба – учащиеся 1 класса. Занятия содержат теоретические и практические вопросы, проводятся в классе, игровой и спальной комнатах, в столовой, на пришкольном участке, в школьном дворе в зависимости от темы занятий.
Учебно – тематический план.
№ Тема Количество часов Дата проведения.
1. Вводное занятие. 1 2. Домашний труд. 2 3. Накрываем стол к обеду. 1 4. «Организуем» чайный стол. 2 5. Готовимся к встрече гостей. 1 6. Наши помощники на кухне. 1 7. Готовим на «скорую руку». 2 8. Организуем «День именинника». 2 9. Уход за одеждой. 2 10. Наглядный и раздаточный материал к урокам математики. 2 11. Оформление пригласительных билетов для родителей. 1 12. Ремонт книг классной библиотеки. 2 13. Новогодние украшения и елочные игрушки. 2 14. Генеральная уборка. 2 15. Комнатные растения. 2 16. Грядки на окне. 2 17. Кормушки для птиц. 1 18. Операция «Цветочная клумба». 2 19. Работа на пришкольном и приусадебном участках. 2 20. Итоговое занятие. 1 Содержание курса.
1.  Вводное занятие. (1ч.) Планирование работы. Изготовление эмблемы. Разучивание стихотворных строк. Знакомство с видами деятельности и задачами кружка.
2.  Домашний труд. (2ч.) Виды домашнего труда. Его значение, посильность. Люблю и не хочу. Польза труда на свежем воздухе. Инструкция по пользованию бытовой техникой.
3.  Накрываем стол к обеду. (1ч.)
4.  «Организуем» чайный стол. (2ч.) Час этикета. Как вести себя за чайным столом. Необходимые принадлежности для чая. Накрываем чайный стол. Приглашаем гостей на чаепитие.
5.  Готовимся к встрече гостей. (1ч.) Сервировка стола. Украшения из салфеток.
6.  Наши помощники на кухне. (1ч.) Виды посуды и их назначение. Уход за посудой. Законы кухни.
7.  Готовим на «скорую руку». (2ч.) Правила пользования газовой плитой. Холодные и горячие бутерброды. «Полезная и вредная» пища. Правила гигиены при приготовлении пищи.
8.  Организуем «День именинника». (2ч.) Приглашение гостей. Угощение. Развлекательные игры и мероприятия.
9.  Уход за одеждой. (2ч.) Встречают по одежке. Как не выглядеть неряхой. Правила ухода за одеждой. Польза и опасность утюга.
10.  Наглядный и раздаточный материал к урокам математики. (2ч.)
11.  Оформление пригласительных билетов для родителей. (1ч.)
12.  Ремонт книг классной библиотеки. (2ч.)
13.  Новогодние украшения и елочные игрушки. (2ч.)
14.  Генеральная уборка. (2ч.) Уборка спальной. Уборка постели. Смена постельного белья (теоретические и практические вопросы). Уборка игровой комнаты: влажная и сухая.
15.  Комнатные растения. (2ч.) Уход за цветами. Посадка комнатных цветов для игровой и спальной комнат. Знакомство с правилами подкормки комнатных растений.
16.  Грядки на окне. (2ч.) Посев рассады. Уход за овощными культурами. Проведение опыта «Влияние света и влаги на растения».
17.  Кормушки для птиц. (1ч.)
18.  Операция «Цветочная клумба». (2ч.) Планировка клумбы. Посадка цветочных культур. Уход и полив многолетних цветов. Высадка рассады цветов на клумбу.
19.  Работа на пришкольном и приусадебном участках. (2ч.) Виды труда. Сезонные работы. Посильный труд. Правила безопасности при работе с лопатой, граблями.
20.  Итоговое занятие. (1ч.) Подведение итогов по проделанной работе. Чему научились. Для чего и для кого необходимо уметь выполнять данные операции.
Ожидаемый результат реализации программы.
Первый уровень: приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Третий уровень: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, формирование ощущений наполненности жизни значимыми вопросами и делами, опыт заботы о других людях и организации их досуга, опыт самостоятельной организации мероприятий и совместной деятельности с другими людьми.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема Кол-во часов Дата
План Факт
1 Вводное занятие. 1 2 Домашний труд. 1 3 Домашний труд. 1 4 Накрываем стол к обеду. 1 5 «Организуем» чайный стол. 1 6 «Организуем» чайный стол. 1 7 Готовимся к встречи гостей. 1 8 Наши помощники на кухне. 1 9 Готовим на «скорую» руку. 1 10 Готовим на «скорую» руку. 1 11 Организуем день именинника. 1 12 Организуем день именинника. 1 13 Уход за одеждой. 1 14 Уход за одеждой. 1 15 Наглядный и раздаточный материал к урокам математики. 1 16 Наглядный и раздаточный материал к урокам математики. 1 17 Оформление пригласительных билетов для родителей. 1 18 Ремонт книг классной библиотеке. 1 19 Ремонт книг классной библиотеке. 1 20 Украшения и игрушки. 1 21 Украшение и игрушки. 1 22 Генеральная уборка. 1 23 Генеральная уборка. 1 24 Комнатные растения. 1 25 Комнатные растения. 1 26 Грядки на окне. 1 27 Грядки на окне. 1 28 Кормушки для птиц. 1 29 Операция «Цветочная клумба». 1 30 Операция «Цветочная клумба» 1 31 Работа на пришкольном и приусадебном участках. 1 32 Работа на пришкольном и приусадебном участках. 1 33 Итоговое занятие. 1 ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск - н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.
2. Аверичев Ю. П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с. 34-39
3. Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981 с. 68-78, с. 103-120.
4. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. - С. 95-96. Соавт.:Е. А. Мозговой, Т. С. Юрьева.
5. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников // Проблемы и перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2000. - С. 237 - 241. Соавт.: Е. А. Мозговой, Т.С. Юрьева.
6. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2000. - С.-102-104.
7. Пашков А. Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10