Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления кружок Математические исследования и познания


Планируемые результаты изучения предмета (внеурочная деятельность по ФГОС)
Название раздела Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты.
Занимательная арифметика Читать римские цифры
Владеть приемами быстрого счета
Решать числовые ребусы.
Отгадывать магические квадраты Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Геометрия на клетчатой бумаге. Решать задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
Развивать комбинаторные навыки ; искать все возможные варианты задачи на разрезание. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Комбинаторные задачи Решать комбинаторные задачи с помощью перебора вариантов,таблицы , графа. Составлять план решения задачи.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Олимпиадная математика Решать логические задачи
-« с конца».
-на переливания и взвешивания.
- методом от противного.
- с кругами Эйлера.
- разумным перебором.
Решать задачи
- на четность
-на Принцип Дирихле.
- Оценка плюс пример.
- на инвариант
- на раскраски.
Решать задачи несколькими способами.
Слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе
, сотрудничать в совместном решении задачи.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы, текста, таблицы. Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Экспериментальная математика Рассчитывать площади плоских фигур.
Придумывать фигуры росчерка одного пера.
Конструировать фигуры.
Проводить топологические опыты. Получать навыки экспериментальной работы.
Проводить эксперименты с листом бумаги. Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Семинары по внеклассному чтению Читать литературу по истории математики.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом вести диалог с автором.
Прогнозировать будущее чтение.
Выступать с докладом
Презентовать доклад.
Выступать в роли оппонента. Оценивать
-уровень своей компетенции.
- уровень лекторского мастерства.
Составлять план саморазвития.
Содержание учебного предмета
Название раздела Краткое содержание Количество часов
Занимательная арифметика Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская и арабская нумерация. Системы счисления. Числа - великаны и числа- малютки. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами. Упражнения на быстрый счёт. Некоторые приёмы быстрого счёта. Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов. 5 часов
Геометрия на клетчатой бумаге Задачи на разрезание на клетчатой бумаге: Разрезание квадрата на 2 равные части так ,чтобы линия разреза шла по сторонам клеток, при этом необходимо найти все решения. Использование симметрии (осевой и центральной) при разрезании. Разрезание фигур на четыре равные части, так, чтобы в каждой части был кружок или звездочка. Складывание их этих частей квадрата, так чтобы кружки и звездочки были симметричны всем осям симметрии квадрата. Учиться разрезать квадрат на две части так, чтобы из них можно было сложить квадрат или другой прямоугольник. Фигуры домино, тримино, тетрамино. Пентамино. Разрезание квадрата, прямоугольника. На фигуры пентамино5 часов
Комбинаторные задачи Комбинаторные задачи, решаемые перебором вариантов. Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графа-дерева 3 часа
Олимпиадная математика Эффект «Плюс-минус один». Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых  задач методом “с конца”. Переливания и взвешивания. Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы. Метод от противного. Разумный перебор. Остров рыцарей и лжецов. Четность. Подсчет двумя способами. Принцип крайнего. Принцип Дирихле. Оценка плюс пример. Инвариант. Раскраски. 16 часов
Экспериментальная математика Топологические опыты. Эксперименты с полоской бумаги. Площади клетчатых фигур. Игра Танграм. Колумбово Яйцо. Фигуры одного росчерка пера. Голодная коза. 3часа
Семинары по внеклассному чтению Доклады по проектной деятельности.
1 час
Итоговый проект Математическая игра 1час
Календарно-тематическое планирование по кружковой деятельности ФК ГОС
№п/пНазвание разделов Тема занятий Количество часов Основные формы организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности обучающихсяДата проведения
план факт
Занимательная арифметика 1.Что дала математика людям? Зачем ее изучать? 5 часов Урок-лекция
Эвристическая беседа
Индивидуальная и групповая работа
Поиск информации Доклады 7.09 2. Старинные системы записи чисел. Урок- практикум.
Эвристическая беседа
Индивидуальная и групповая работа
Поиск информации Доклады 14.09 3.Иеро-графическая система древних Египтян.. Урок- практикум. Индивидуальная и групповая работа
Поиск информации Доклады
Игры 21.09 4. Римские цифры. Урок- практикум. Индивидуальная и групповая работа
Поиск информации Доклады
Игры 28.09 5.Пифагор и его школа. Урок-конференция. Индивидуальная и групповая работа
Поиск информации Доклады
Игры 5.10 2. Геометрия на клетчатой бумаге. 6.Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. 5 часов Урок- практикум, Лабораторная работа. Индивидуальная и групповая работа.
12.10 7. Пентамимо, тремино, тетрамино. Урок- практикум, работа в парах. Лабораторная работа Индивидуальная и групповая работа. Игры 19.10 8. Комбинированные задачи с квадратом. Урок- практикум, работа в парах.
Лабораторная работа Индивидуальная и групповая работа. Игры 26.10 9. Разрезание квадрата на фигуры пентамино. Лабораторная работа Индивидуальная и групповая работа. Игры 9.11 10 Разрезание прямоугольника на фигуры пентамино. Лабораторная работа Индивидуальная и групповая работа. Игры 16.11 3. Комбинаторные задачи 11.Комбинаторные задачи, решаемые перебором вариантов. 3 часа Урок- практикум. Индивидуальная и групповая работа 23.11 12.Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графов. Урок-практикум. Индивидуальная и групповая работа 30.11 13.Комбинаторные задачи, решаемые с помощью графа-дерева. Урок-практикум . Индивидуальная и групповая работа 7.12 4. Олимпиадная математика 14Графы. 16 часов Урок-практикум. Индивидуальная и групповая работа 14.12 15.Эффект «Плюс-минус один». Урок- практикум. Индивидуальная и групповая работа 21.12 16.Анализ задачи с конца. Урок –практикум.
Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
11.01 17. Задачи на взвешивания и переливания. Урок –практикум.
Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
18.01 18. Решение задач с помощью кругов Эйлера Урок- практикум. Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
25.01 19.Игровые ситуации.
Симметрия. Урок- практикум. Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
1.02 20. Метод от противного. Урок –практикум.
Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
8.02 21. Разумный перебор. Урок- практикум. Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
15.02 22. Остров рыцарей и лжецов. Урок- практикум. Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа 22.02 23.Четность. Урок- практикум, Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
1.03 24.Подсчет двумя способами..Урок –практикум,
Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
15.03 25. Принцип Крайнего. Урок- практикум. Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
22.03 26. Оценка плюс пример. Урок- практикум. Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
5.04 27.Принцип Дирихле.
Урок –практикум.
Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
12.04 28.
Инвариант. Урок- практикум. Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
19.04 29. Раскраски. Урок –практикум.
Эвристическая беседа
Практикум
Индивидуальная и групповая работа
26.04 5. Экспериментальная математика 30. Топологические опыты. Эксперименты с полоской бумаги. 3 часа Лабораторная работа. Практикум
Индивидуальная и групповая работа
3.05 31. Площади клетчатых фигур. Лабораторная работа. Практикум
Индивидуальная и групповая работа
10.05 32. Игра Танграмм. Колумбово яйцо. Лабораторная работа. Практикум
Индивидуальная и групповая работа
17.05 6. Семинары по внеклассному чтению. 33.Доклады по истории математики. 1час Урок-смотр знаний. Подготовка публичного выступления. Защита творческого проекта. 24.05 7. Итоговый проект 34.Очень много интересного и пока что неизвестного. 1 час Урок-игра. Индивидуальная и групповая работа
31.05