Исследовательская работа:«Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние студентов»


ЧПОУ СПО «НОВОУРЕНГОЙСКИЙ ТЕХНИКУМ
ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
ОАО «ГАЗПРОМ»
Научно-исследовательская работа по теме:
«Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние студентов»
Работу выполнил: студент I курса группы АП-15
Абасов Ибрагим
Научный руководитель:
преподаватель биологии
Рустамова А.А.

г. Новый Уренгой
2016г.

Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности………………………………………………………….5
1.1 Анализ проблемы психических состояний в научной литературе….5
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности………………………………………………….10
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов……..23
Глава 2.Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности…………………27
2.1 Постановка эксперимента………………………………………………27
2.2 Обсуждение результатов деятельности………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Приложения
Аннотация
Основные аспекты исследовательской работы затрагивали показатели организации учебного процесса, рациональность распределения труда и отдыха в течение дня и показатели эмоционального состояния, такие как уровень тревожности, самочувствие, активность и настроение. Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психических и личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного фактора успешности деятельности сравнивались три группы студентов с разной успеваемостью по целому ряду показателей, отражающих некоторые особенности их психических процессов, свойств и качеств личности. Целью нашего исследования явилось изучение влияния учебной нагрузки на эмоциональное состояние студентов 1 курса. Выбор методик для сбора данных определялся следующими критериями: возможностью отследить ежедневную и недельную учебную нагрузку студентов I курса , изучить влияние учебной нагрузки. В исследовании приняли участие студенты I курса Частного профессионального образовательного учреждения «ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ», в возрасте от 16 до 18 лет, всего 120 человек, из них 75 мальчика и 45 девочек. Экспериментальное исследование проходило в три этапа. В экспериментальном исследовании использовались четыре методики:
1) «Дневник моего настроения», автором которого является А.Н. Лутошкин
2) Методика «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом
3) Методика «Дифференциальные шкалы эмоций», разработанная К. Изардом
4) Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности», разработанная О. Елисеевым
Таким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующее состояние у студентов во время учебной деятельности – это состояние агрессивности со средним уровнем, которое составляет 65.7%. Скорее всего это связано с инструментальной агрессией, которая эксплицируется, как средство - методы – приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимой цели, направлены на достижение утилитарной задачи. Немного отстает состояние тревожности со средним уровнем – 57.1%, это может говорить о том, что студенты еще не тревожатся по поводу учебы, так как учебная сессия далеко. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Приоритетной должна стать оптимизация распределения учебной нагрузки, поэтому скорректировать эмоциональное состояние возможно только в том случае, если организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администрации, педагогов, родителей, самих обучающихся.
Введение
Актуальность исследования. Несмотря на то, что проблема была обозначена более полувека назад, на сегодняшний день она не утратила своей актуальности. Состояние здоровья современных школьников характеризуется устойчивыми негативными тенденциями, ростом числа страдающих заболеваниями и функциональными расстройствами, формирующимися в период обучения в школе. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Новизна: за последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности и, наконец, фрустрации. Влияние изменения учебной нагрузки учащихся при переходе обучения из школы в техникум в городе Новый Уренгой не рассматривалось в научно-исследовательских работах.
Гипотеза исследования: эмоциональное состояние студентов I курса изменилось в связи с переходом на обучение из общеобразовательной школы в средне-специальное учебное учреждение.
Цель исследования: выявление уровня выраженности эмоционального состояния у студентов.
Предмет исследования: : студенты I курса Частного профессионального образовательного учреждения «ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ».
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме психических состояний
2. Рассмотреть особенности проявления эмоционального состояния у студентов I курса
3. Определить выраженность эмоционального состояния у студентов I курса
Глава I
1.1 Теоретические аспекты исследования эмоциональных состояний в учебной деятельности
Первое систематическое изучение психических состояний начинается в Индии во 2-3 тысячелетие до н.э., предметом которого было состояние нирваны. Философы Древней Греции тоже затрагивали проблему психических состояний. За последние годы в психологии уделялось большое внимание изучению некоторых ярко выраженных психических состояний: стресса, беспокойства или тревоги, ригидности и, наконец, фрустрации. Правда, зарубежные исследователи по отношению к этим явлениям часто избегают терминов «состояния», но фактически речь идет именно о состояниях, которые при определенных условиях на некоторое время откладывают отпечаток на всю психическую жизнь или, если говорить на языке биологии, являются целостными реакциями организма в его активном приспособлении к среде. С каждым годом повышаются требования общества к уровню образования. В результате современный подросток подвержен воздействию комплекса невротизирующих факторов. В большинстве случаев это неконтролируемый поток аудиовизуальной информации, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены, сокращение времени пребывания на свежем воздухе. Все это может стать причиной возникновения нарушений в здоровье учащихся, спровоцировать возникновение расстройств нервной системы, головные боли и привести к общему ухудшению самочувствия. Это подтверждают данные, регулярно предоставляемые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН. В настоящее время с целью сохранения здоровья обучающихся введены Санитарные правила и нормы. За время обучения в школе уровень здоровья школьников снижается в 4–5 раз, практически здоровыми оканчивают школу не более 2–4 % [1]. Уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья усугубляются, усиливаются, становятся хроническими и комплексными [2]. Среди факторов риска, формирующих пред- и патологические состояния у подростков, важное место занимают различные стороны учебно-воспитательного процесса. Возрастает психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» [3]. Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
Поиском путей сохранения здоровья занимаются педагоги, медики, психологи. Достигнуто много в области здоровьесберегающего обучения (Э. Н. Вайнер, Т. Г. Гадельшина, А. В. Ляхович, В. И. Панов, Н. К. Смирнов, М. И. Степанова и др.). С целью предупреждения отклонений в психическом здоровье подростков выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высоком уровне [4]. В настоящее время с целью сохранения здоровья обучающихся введены Санитарные правила и нормы. Для сегодняшнего школьника и студентаучебная нагрузка увеличена. Требования, предъявляемые к организации учебного процесса и отдыху, представлены в табл. 1. С каждым годом повышаются требования общества к уровню образования. В результате современный подросток подвержен воздействию комплекса невротизирующих факторов. В большинстве случаев это неконтролируемый поток аудиовизуальной информации, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены, сокращение времени пребывания на свежем воздухе. Все это может стать причиной возникновения нарушений в здоровье учащихся, спровоцировать возникновение расстройств нервной системы, головные боли и привести к общему ухудшению самочувствия. Принимая во внимание вышесказанное, можно говорить о том, что с развитием общества проблема не только не решается, но и усугубляется. В современных учебных учреждениях внимательно следят за тем, чтобы количество занятий в расписании ни в коем случае не превышало допустимые нормативы и в то же время задают большие по объему домашние задания. Гигиенические требования к длительности непрерывного применения на занятиях различных технических средств обучения представлены в таблице № 2. Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки представлены в таблице № 3 и № 4.
1.2 Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности
Психические состояния чаще всего проявляются как реакция на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительный характер к постоянно изменяющейся окружающей действительности, согласуя возможности человека с конкретными объективными условиями и организуя его взаимодействия со средой. Физиологическую основу психических состояний составляют функциональные динамические системы (нейронные комплексы), объединенные по принципу доминанты. В отличие от физиологических реакций, отражающих энергетическую сторону адаптационных процессов организма, психические состояния определяются преимущественно информационным фактором и отвечают за обеспечение приспособительного поведения на психическом уровне. Психические состояния – явления исключительно индивидуализированные, так как зависят от особенностей конкретной личности, ее ценностных ориентаций и т.п. Соответствие психических состояний вызвавшим их условиям может быть нарушена. В этих случаях происходит ослабление их приспособительной роли, снижение эффективности поведения и деятельности вплоть до полной дезорганизации. На этой почве могут возникнуть так называемые трудные состояния. Термин «трудное состояние» был впервые введен в научную практику Ф.Д. Горбовым, более четверти века тому назад. Он обнаружил, что выполнение некоторых профессиональных задач сопровождается кратковременными нервными срывами, быстропереходящими нарушениями оперативной памяти, пространственной ориентировки, вегетативной сферы. Одним из условий овладения культурой саморегуляции является знание о трудных состояниях и обстоятельствах, при которых они возникают. Стресс -это психическая реакция, особое состояние человека в период «перехода», приспособления к новым условиям существования. Состояние стресса – это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. stress – нажим, давление) – это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс – неотъемлемое проявление жизни. Стресс можно определить как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Фрустрация. Термин frustration означает переживание расстройства планов, уничтожение замыслов, крушение надежд, напрасные ожидания, переживание неудачи, провала. Это указывает на какую-то, в известном смысле слова, травмирующую ситуацию, при которой терпится неудача. В повседневной жизни фрустрационные ситуации могут быть связаны с широким диапазоном потребностей, который условно можно распределить на две группы:
1. Биологические потребности – сюда входят физиологические (голод, жажда, сон), половые или сексуальные, ориентировочные (потребность ориентироваться в месте, времени, окружающей действительности) и т.п.2. Социальные потребности – трудовые, познавательные, межличностные, эстетические, нравственные.
Для фрустраций характерны следующие признаки отрицательных переживаний: разочарование, раздражение, тревога, отчаяние, «чувство лишения».
1.3 Особенности проявления психических состояний у студентов
Одним из факторов, влияющих на успешность учебной деятельности, является наличие каких-то особенностей в структуре и проявлении психических и личностных качеств студентов. Для выявления этого субъективного фактора успешности деятельности сравнивались три группы студентов с разной успеваемостью по целому ряду показателей, отражающих некоторые особенности их психических процессов, свойств и качеств личности. Выбор методик для сбора данных определялся следующими критериями: возможностью отследить ежедневную и недельную учебную нагрузку студентов I курса , изучить влияние учебной нагрузки. Основные аспекты исследовательской работы затрагивали показатели организации учебного процесса, рациональность распределения труда и отдыха в течение дня и показатели эмоционального состояния, такие как уровень тревожности, самочувствие, активность и настроение. Изучение организации учебного процесса, труда и отдыха подростков проводилось по анкетам. В исследовании приняли участие студенты 1 курса Частного профессионального образовательного учреждения «ГАЗПРОМ ТЕХНИКУМ НОВЫЙ УРЕНГОЙ», в возрасте от 16 до 18 лет, всего 120 человек, из них 75 мальчика и 45 девочек. После анализа результатов по двум анкетам все студенты были разделены на три группы:
1-я группа – значительно перегруженные, недельная и дневная учебная нагрузка у которых превышает нормативы, допустимые СанПиНами, эти учащиеся ежедневно затрачивают больше времени на выполнение домашних заданий и посещение дополнительных занятий; 2-я группа – незначительно перегруженные, те у кого отмечено превышение допустимых нормативов на посещение дополнительных и индивидуальных занятий, следовательно дневная учебная нагрузка превышена;
3-я группа – учащиеся, учебная нагрузка у которых не превышает допустимых нормативов. В табл. 3 представлено распределение учебной нагрузки по дням недели в каждой группе. Здесь можно увидеть, что даже школьники третьей группы в отдельные дни недели перегружены учебой. Максимальная нагрузка во всех трех группах приходится на первые три дня учебной недели.
В процентном отношении распределение по группам представлено в таблице 4,
схеме № 1
Дополнительные занятия, чтение книг, занятия спортом тоже оказались разные (схема № 2). Было так же проанализировано проведение времени за компьютером, больше 5.5 часов в сутки и меньше 5,5 часов в сутки (схема № 3)
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.
2.1 Постановка эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось для определения уровня выраженности эмоциональных состояний у студентов. Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Первый этап проходил в сенябре -октябре месяце 2015 года. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выбор контингента испытуемых, подбор методик, оформление первой главы.
Второй этап исследования проходил в ноябре 2015 года. Поводился сбор фактического материала, обработка фактического материала.
На третьем этапе (январь-февраль 2016 года) проводилось оформление материалов исследовательской работы.
В экспериментальном исследовании использовались четыре методики:
1) «Дневник моего настроения», автором которого является А.Н. Лутошкин [5].
2) Методика «Самооценка эмоциональных состояний», разработанная американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом [6].
3) Методика «Дифференциальные шкалы эмоций», разработанная К. Изардом [7].
4) Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности», разработанная О. Елисеевым [8]
Описание методов диагностики
1.«Дневник настроения» предназначен для того, чтобы определить доминирующие состояния испытуемых и их причины. В «Дневнике настроения» испытуемым предлагалась таблица с рядом настроений и соответствующий каждому настроению цвет.
Красный цвет – восторженноеОранжевый – радостное, теплое
Желтый – светлое, приятное
Зеленый – спокойное, уравновешенное
Синий – неудовлетворенное, грустное
Фиолетовый – тревожное, напряженное
Черный – полный упадок, уныние
Настроение и цвет – явления взаимосвязанные. В настроении не меньше оттенков, чем в палитре красок, окружающего нас. Поэтому каждая цветная полоса в цветописи – это условный знак настроения.
Испытуемым дается такая инструкция: « На месте пересечения даты и сегодняшнего настроения необходимо указать порядковый номер причины этого настроения:
1-состояния здоровья, самочувствия
2-предстоящая сдача зачета (экзамена)
3-настроение группы
4-предстоящий семинар, контрольная работа
5-отношение с преподавателями
6-отношение с одногруппниками7-события в группе
8-мои отношения с близкими друзьями
9-недовольство собой
10-неприятности дома
11-очень личное
12-погода
13-успехи/неуспехи в обучении
14-просто устала
15-за день не было ничего интересного, нового»
2.Методика «Самооценка эмоциональных состояний» предназначена для самооценки эмоциональных состояний. В данной методике предлагается четыре следующие шкалы:
1) «спокойствие – тревожность»
2) «энергичность – усталость»
3) «приподнятость – подавленность»
4) «уверенность в себе – беспомощность»
В каждой шкале по десять утверждений от отрицательного эмоционального состояния до положительного эмоционального состояния. Испытуемому предлагается выбрать из наборов суждений то, которое лучше всего описывает его эмоциональное состояние сейчас.
И1 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из первой («спокойствие – тревожность») шкалы. Чем выше балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как более спокойное. Соответственно, чем ниже балл, тем испытуемый оценивает свое эмоциональное состояние как тревожное, неуверенное в себе.
И2 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из второй («энергичность – усталость») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает свое состояние как энергичное, бодрое. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает свое состояние как усталое, утомленное.
И3 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из третьей («приподнятость – подавленность») шкалы. Чем выбранное испытуемым суждение ближе к десяти, тем выше он оценивает свое эмоциональное состояние как веселое, возбужденное. Чем выбранное суждение ближе к единице тем ниже испытуемый оценивает свое состояние как депрессия, уныние.
И4 – равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из четвертой («чувство уверенности в себе – чувство беспомощности») шкалы. Если испытуемый выбирает высокий балл, то он оценивает себя как уверенного в себе человека. Если же испытуемый выбирает низкий балл, то он оценивает себя несчастным, неуверенным в себе человеком.
Интерпретация производится по сумме всех четырех шкал по формуле:
И5=И1+И2+И3+И4,где
И5 – суммарная оценка состояния
И1,И2,И3,И4 – индивидуальные значения по соответствующим шкалам.
Если сумма баллов от 26 до 40, то испытуемый высоко оценивает свое эмоциональное состояние, если от 15 до 25 баллов, то средняя оценка эмоционального состояния и низкая если от 4 до 14 баллов.
Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое выражается в терминах чувств и эмоций. Для этого предназначена методика «Дифференциальные шкалы эмоций». Ее содержание предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. В методике следующие шкалы:
С1 - интерес
С2 - радость
С3 - удивление
С4 - горе
С5 - гнев
С6 - отвращение
С7 - презрение
С8 - страх
С9 - стыд
С10 – вина
Каждая шкала эмоций имеет три понятия. Испытуемому предлагается оценить по четырех балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает его самочувствие в данный момент. Предлагаемые значения цифр:
1- совсем не подходит
2- пожалуй, верно
3- верно
4- совершенно верно
Подсчитывается сумма баллов по каждой эмоции и таким образом обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемых в отношении к определяемому типу характера. Чтобы дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, надо высчитать К по формуле:
К= сумма положительных эмоций С1+С2+С3+С9+С10
Сумма отрицательных эмоций С4+С5+С6+С7+С8
где К - самочувствие
С – строки
Если К больше единицы, то самочувствие в целом более отвечает положительному. Если К меньше единице, то самочувствие в целом более отвечает отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. В случаях неудовлетворительного самочувствия (К меньше единицы) самооценка человека в целом понижается, в особенности когда наступает состояние, близкое к депрессии.
3. Методика «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» предназначена для самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности. Так как тревожность является одним из ведущих параметров индивидуальных различий, то необходимо сопоставить ее с другими, связанными с нею параметрами. В частности, устанавливаются проявления фрустрированности, агрессивности и ригидности.
Испытуемому предлагается четыре шкалы:
1) самооценка тревожности
2) самооценка фрустрированности3) самооценка агрессивности
4) самооценка ригидности
В каждой шкале по десять утверждений. Испытуемый должен проставить цифру от одного до четырех около каждого утверждения, где:
1- нет, это совсем не так
2- пожалуй, так
3- верно
4- совершенно верно
По каждому свойству сумма баллов умножается на два. Максимальное количество баллов по каждому свойству – 80.
Низкий балл от 20 до 30
Средний балл от 31 до 45
Высокий балл от 46 и выше
2.2 Обсуждение результатов исследования
После этого тестирования получились такие результаты: спокойное состояние (18.6%) у студентов в период учебной деятельности доминирует над всеми остальными состояниями. Немного меньше процентов уравновешенного (17.1%) и радостного (16.3%) состояния. Напряженное состояние 13.9%, уныние 11.4% и восторженное состояние 11.3%. Самый низкий процент у тревожного состояния – он составляет 11.2%.( табл.№ 5 )
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе учебной деятельности студенты пребывают в спокойном, уравновешенном, радостном состояниях; реже в тревожном состоянии.На протяжении двадцати четырех дней 35 испытуемых 109 раз (то есть 22.1%) ответили, что причина настроения очень личное (табл.№ 6).
Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что в период учебной деятельности студенты больше заняты своими личными делами и меньше всего их интересует учебный процесс. Возможно, это связано с тем, что студенты не утруждены предстоящими зачетами и экзаменами.
По методике «Самооценка эмоциональных состояний» получились такие результаты
( табл. № 7):
По шкале «Спокойствие-тревожность» пять человек (14.2%) оценивают свое состояние как тревожное, десять человек (28.5%) оценивают свое состояние как спокойное и благополучное, доминирует адекватная оценка состояния, у двадцати человек (57.1%).
По шкале «Энергичность-усталость» два человека (5.7%) чувствуют себя утомленными, восемь человек (22.8%) чувствуют в себе сильное стремление к деятельности, двадцать пять человек (71.4%) чувствуют себя в меру бодрыми.
По шкале И3 «Приподнятость-подавленность» большинство испытуемых (тридцать человек, что соответствует 85.7%) оценивают свое состояние как хорошее, жизнерадостное. Пять человек (14.2%) чувствуют себя в возбужденном, восторженном состоянии.
По шкале «Уверенность в себе-беспомощность» один человек (2.8%) чувствует себя слабым, жалким и несчастным, шестнадцать человек (45.7%) оценивают свое состояние адекватно, восемнадцать человек (51.4%) чувствуют себя очень уверенно.
Далее подсчитывается индивидуальная суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния – это будет И5. Подсчитав, мы получили следующие результаты: у двенадцати испытуемых высокая самооценка, у двадцать одного испытуемого адекватная самооценка и у двух испытуемых низкая самооценка.
Таким образом, у большинства студентов (60%) адекватная самооценка во время учебной деятельности, у 34.2% высокая самооценка и только у 5.7% низкая самооценка. По моему мнению, к четвертому курсу большинство студентов адаптированы к учебной деятельности, не боятся предстоящих экзаменов и уверены в своих способностях.В методике «Дифференциальные шкалы эмоций» результаты у всех тридцати пяти испытуемых больше единицы, таким образом можно судить о том, что во время учебной деятельности у студентов доминирует положительное состояние (См. таб. № 8).
Самый высокий процент положительного состояния – это интерес. Интерес является доминирующим самочувствием по сравнению с остальными положительными состояниями (у 31.2% испытуемых). У двенадцати человек доминирующим состоянием является радость (25%), у девяти (18.7%) испытуемых доминирующее состояние удивление, у семи (14.5%) испытуемых вина и у пяти (10.4%) человек доминирующим состоянием является стыд.
Получились такие результаты потому, что у одного испытуемого могло быть несколько доминирующих состояний. Это два положительных эмоциональных состояний, следовательно, ни у одного из испытуемых нет доминирующего отрицательного эмоционального состояния, так как самооценка у большинства студентов высокая, удовлетворительное самочувствие и спокойное состояние.
После проведения тестирования по методике «Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» мы получили такие результаты (См. таб. № 9):
У 54% высокий уровень фрустрированности, у 34% средний уровень, у 12% низкий уровень фрустрированностиУ двадцати трех человек, что соответствует 65.7% средний уровень агрессивности, у 28.5% высокий уровень, у 5.7% низкий уровень агрессивности.
У двадцати человек (57.1%) средний уровень тревожности, у 31.4% высокий уровень, у 12% низкий уровень тревожности.
У 54% высокий уровень ригидности, у 34% средний уровень, у 12% низкий уровень ригидности.
Выводы и ркомендацииТаким образом, можно сделать вывод о том, что доминирующее состояние у студентов во время учебной деятельности – это состояние агрессивности со средним уровнем, которое составляет 65.7%. Скорее всего это связано с инструментальной агрессией, которая эксплицируется, как средство - методы – приемы, спроецированные на достижении какой-либо значимой цели, направлены на достижение утилитарной задачи. Например, это может быть достижение хороших отметок во время учебной деятельности.
Немного отстает состояние тревожности со средним уровнем – 57.1%, это может говорить о том, что студенты еще не тревожатся по поводу учебы, так как учебная сессия далеко. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.
Состояние фрустрированности с высоким уровнем составляет 54%. Не всякая неудовлетворенность желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел утром позавтракать, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести. Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения.
Состояние ригидности с высоким уровнем составляет 54%. Ригидность(от латинского rigidis - жесткий, твердый) затрудненность (вплоть до неспособности) в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (противоположное -пластичность, гибкость); застревание на определенном способе деятельности, реакции.
Состояние тревожности с высоким уровнем составляет 31.4%. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. В данном случае это может быть личные неприятности дома, отношения с близкими друзьями и т.п.
Приоритетной должна стать первичная психопрофилактика, когда психолог начинает работать еще до возникновения проблемы на уровне психологического просвещения. Оптимизировать распределение учебной нагрузки, скорректировать эмоциональное состояние возможно только в том случае, если организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса – администрации, педагогов, родителей, самих обучающихся. На этом самом важном и начальном этапе возникают затруднения, вызванные наличием агрессивно- защитных форм поведения , в фиксировании на трудностях, чувстве усталости, неспособности видеть позитивные результаты своей работы, неадекватности самооценки .
Используемая литература:
1. Ляхович А. В. Обучение здоровью и профилактика заболеваний школьников // ОБЖ.Основы безопасности жизни.2010.№ 12.С.43–49.
2. Безруких М. М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования.2011.№ 1.C.16–21.
3. Вишневский В. А., Агаджанян Н. А., Марьяновский А. А., Гулин А. В. Психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» и результаты учебной деятельности на различных этапах школьного онтогенеза // Теория и практика физической культуры.2011.№ 6.С. 83–89.
4. Гадельшина Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестн.Томского гос.пед.ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).2011.Вып.6.С.161–164.
5. А. Н. Лутошкин  ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  //изд. «Знание», Москва 1978  Цикл «Новое в жизни, науке, технике» Серия «Педагогика и психология»  № 4, 1978 
6. А. Уэссман и Д. Рикс Методика «Самооценка эмоциональных состояний»,
//Большая энциклопедия психологических тестов сост. А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 416 с7. Дифференциальные шкалы эмоций (по К.Изарду) / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003
8. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер. — 560 с.// Серия «Практ по психологии личности» )., 2001
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984
10. Левитов Н.Д. Психология. – М., - 1964
11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 1964
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984
13. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. – Пермь, 1972
Следующая >> ПРИЛОЖЕНИЯ
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки и возрастные нормативы сна и прогулок в астрономических часах
Таблица № 1
Класс
МД
нед. образов. нагрузка ч/мин МД дневная образов. нагрузка в ч/мин МД дневная нагрузка выполнения д/з в ч/мин МД общая дневная учебная нагрузка в ч/мин Нормы
продолжительности сна Нормы
продолжительности прогулок
8-9 23/1400 5,8/350 2,5/150 8,3/385 10,0 3,5
10-11 24/1440 6/360 2,5/150 8,5/390 9,5 3,5
МД – максимально допустимая
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
Таблица № 2
Классы Длительность просмотра (мин.)
диафильмов,диапозитивов кинофильмов телепередач
1 — 2 7 — 15 15 — 20 15
3 — 4 15 — 20 15 — 20 20
5 — 7 20 — 25 20 — 25 20 — 25
8 — 11 - 25 — 30 25 — 30
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Таблица № 3
Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 21
2 — 4 25 23
5 32 29
6 33 30
7 35 32
8 — 9 36 33
10 — 11 37 34
Распределение дневной учебной нагрузки в группах (в среднем в день)
таблица№ 4
Группа Время, мин. Дополнительные занятия по предметам (кол-во чел., %) Индивидуальные дополнительные занятия (кол-во чел. %)
1-я 0 43 68
10–30 37 12
30–60 11 9
60–125 9 11
2-я 0 50 83
10–30 44 11
30–60 6 6
3-я 0 73 99
10–30 27 1
Схема № 1

Схема № 2

Схема № 3

«Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и
ригидности» Таблица № 5
Эмоциональное состояние Общее число, %
спокойствие 18.6%
уравновешенность 17.1%
радость 16.3%
напряженнсть13.9%
уныние 11.4%
восторженность 11.3%
тревога 11.2%.
Причина эмоционального состояния
Таблица № 6
Причина эмоционального состояния Общее число, %
просто устали 19.8%
причина во взаимодействии с близкими друзьями 14.4%
из-за погоды 13.1%
ссылались на свое здоровье 9.5%
не было ничего интересного, нового за день 7%
неприятности дома 3%
из-за отношений с одногруппниками2.8%
из-за настроения группы 2.4%
недовольны собой 1.8%
из-за успехов/неуспехов в обучении отношения с преподавателями 1%
задумались о предстоящем семинаре/контрольной работе 0.8%
предстоящий зачете/экзамене 0.6%
Таблица № 7
Показатели самооценки эмоционального состояния
Уровни самооценки И1И2И3 И4Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Низкий
(1 – 3) 5 14.2 2 5.7 0 0 1 2.8
Средний
(4 – 7) 20 57.1 25 71.4 30 85.7 16 45.7
Высокий
(8 – 10) 10 28.5 8 22.8 5 14.2 18 51.4
Распределение показателей самочувствия, активности, настроения по группам, %
таблица № 8
Психофизиологический показатель 1-я группа 2-я группа 3-я группа
норма снижение норма снижение норма снижение
Самочувствие 75 25 66 34 60 40
Активность 50 50 50 50 57 43
Настроение 77 23 72 28 71 29
Показатели выраженности психических состояний
Таблица № 9
Свойства С высоким уровнем Со средним уровнем С низким уровнем
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
тревожность 11 31.4 20 57.1 4 12
фрустрированность19 54 12 34 4 12
агрессивность 10 28.5 23 65.7 2 5.7
ригидность 19 54 12 34 4 12