Исследовательская работа Влияние учебной нагрузки на здоровье школьников



ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ДОНЕЦКА
ДОШ І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №111
Влияние
учебной нагрузки на здоровье школьника
Влияние
учебной нагрузки на здоровье школьника

ПОДГОТОВИЛА
учитель математики
Кулиш Л.Н.

Донецк – 2015
"Здоровье – утверждал академик И.П.Павлов – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек".
В приведенном выше определении речь о здоровье отдельного индивидуума, которое формируется на основе его наследственности, образа жизни, определенных социально-экономических условий.
Основной фактор здоровья – образ жизни включает в себя и режим дня. Режим дня школьника напрямую зависит от учебной нагрузки. А поскольку учебная нагрузка в школе разная, то и влияние этого фактора на здоровье учеников тоже разное.
Среди молодых людей все чаще встречаются такие, у которых исчезает интерес к учебе, и ухудшается здоровье.
Проблема ухудшения здоровья у школьников существует и в нашей школе. Более частыми заболеваниями являются: нарушение осанки, миопия, простудные заболевания и др. Количество здоровых детей в школе в 2013 по сравнению с 2011 годом уменьшилось в 3 раза.
Поэтому я решил изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, а также их отношение к учебе.
Влияние учебной культуры на здоровье учащихся
Обучающимся в школах обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе совершается с учетом возрастных возможностей детей и подростков. Содержание, методы и темпы обучения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге – нарушений состояния их здоровья.
Многочисленные статистические данные по исследованию физического здоровья человека показывают, что среди них 10-15% относятся к организации здравоохранения, 10-20% к природным условиям, 18-25% к наследственности и 50-52% к образу жизни (С.В.Алексеев. 1991 год).
Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель благополучия общества и государства.
Практически здоровыми сегодня можно считать всего 34% детей. Хроническими заболеваниями страдают 16% школьников. Оставшаяся группа - это более половины школьников - страдают теми или иными функциональными нарушениями, которые рискуют перерасти в патологию.
За последние пять лет заболеваемость детей до 14 лет возросла на 21%, а среди подростков - на 28%. Особенно страдают органы пищеварения, опорно-двигательный аппарат, эндокринная система, зрение, возросло число психических расстройств.
Причину слабого здоровья школьников санитарные врачи видят в том, что дети большую часть времени проводят в учебных аудиториях - сидят за неудобными партами, учатся в плохо освещенных помещениях, наскоро перекусывают в школьных буфетах. Но главная беда, как считает большинство педиатров, - это школьная нагрузка, превышающая, по данным госсанэпиднадзора, физиологические нормативы на 1-2 часа, а иногда и на 4 часа в неделю.
Фактическая учебная школьная нагрузка в основной школе - 7,2 - 8,3 часов в день и в средней школе - 8,6-9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет - 10-12 - в основной и 13-15 - в средней школе.
За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали интенсификации умственной деятельности учащихся, а, следовательно, увеличилась нагрузка на центральную нервную систему, различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой, опорно-двигательный аппарат, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует благоприятному росту и развитию учащихся, укрепление их здоровья.
Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение.
Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. В режиме дня школьника соотношение между динамическими и статистическими нагрузками резко изменяется в сторону преобладания наиболее утомительного статистического напряжения.
При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой – стимулятором восстановительных процессов и повышения его функциональных возможностей. В.В.Розенблат считает утомлением временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой. Стоит только добавить, что утомление является следствием не только работы, но и тех условий, в которых она совершается (освещенность и воздушно-тепловой режим помещения, организация рабочего места школьника и др.). Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления также и отношение к учебе, мотивация волевых усилий.
Анализ заболеваемости учащихся ОШ №111
Прежде чем изучить влияние учебной нагрузки на учеников нашей школы, я решила сделать анализ заболеваемости учащихся школы (1-11 классы) за последние 3года, выбрав наиболее распространенные заболевания: нарушение зрения (близорукость), простудные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания.

Вывод: Нарушение зрения за 3 года увеличилось на 50%. Самый низкий уровень заболеваемости нарушения осанки наблюдается в 2010 г., самый высокий – в 2013. За последние три года уровень не снижается, а повышается, в среднем составляет 25%. Наибольший уровень простудных заболеваний наблюдается в 2012 г.– 68,самый низкий- в 2013 –53. На сегодняшний день 8% школьников болеют простудными заболеваниями. Уровень сердечно-сосудистых заболеваний за три года увеличился на 20%. Снижение заболеваний произошло в 2012 году (с 5 до 3), а затем снова возросло до 6 .Группы здоровья.

Вывод: Графическое исследование показывает, что большая часть учащихся школы составляет специальную группу здоровья и составляет в среднем 63%.
Вывод:
Для нашей школы характерен рост количества школьников, которые часто болеют простудными заболеваниями: ОРЗ, грипп, ангина. Это 53% от общего числа обучающихся, что в 1,6 раза больше, чем в 2008 году.
15% школьников имеют хронические заболевания, которые стоят на учете в детской больнице. Это болезни пищеварительной системы, тонзиллит, вегето-сосудистые заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Процент практически здоровых детей за последние 3года уменьшился 3 раза и составляет всего 6%
Выявление причин вызывающих усталость школьников.
Для начала я составила и сформулировала в форме вопросника возможные основные причины, вызывающие усталость у учащихся, сколько времени учащиеся тратят на подготовку домашнего задания. Затем провела опрос по данному опроснику. Обработала полученные данные, для построения графиков и диаграмм использовала компьютер.
В результате были получены следующие результаты.

Анализ графика.
По графику видно, что для учащихся 7 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является:
-количество уроков в один день;
-совпадение письменных работ;
По графику видно, что для учащихся 8 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является:
-количество уроков в один день.
По графику видно, что для учащихся 9 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является:
-количество уроков в один день;
-большой объем информации на уроках.
По графику видно, что для учащихся 10 класса основными причинами, вызывающими усталость на уроках является:
-количество уроков в один день;
По графику видно, что для учащихся 11 классов основными причинами, вызывающими усталость на уроках является:
-количество уроков в один день;
Вывод:
Сравнивая данные учащихся 7-11 классов, можно увидеть следующие результаты: по характеристике показателей заметно, что усталость учеников зависит от количества уроков в один день, совпадения письменных работ. Чувство усталости в школе испытывают ученики как 7 классов, так и старших классов, что доказывает нецелесообразность проведения контрольных работ и проверочных работ в один день.
Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?


Затраты времени на подготовку д/з\s
По графику видно, что:
- ученики 7 класса на выполнение д/з тратят от 0,5 часа до 4.5 часов;
-ученики 8 класса выполняют дома задания от 1 часа до 3 часов;
- ученики 9 класса домашние задания делают от 1часа до 4 часов;
- ученики 10 класса работают дома в основном 2 часа;
- ученики 11 класса домашние задания выполняют от 0,5 часа до4 часов.
С каким желанием вы садитесь за выполнение домашнего задания?


Вывод:
Подводя итоги по этим графикам отмечено, что в среднем на выполнение домашнего задания уходит 2 часа. Основная часть детей садится за выполнение домашнего задания без желания, но с чувством долга. К выполнению домашнего задания практически все приступают вечером. В среднем дети ложатся спать в 23-24.
Объем домашнего задания по предметам.

Из этого графика видно, что:
-учащимся 7 класса большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, английский язык;
-чащимся 8 класса большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, иностранный язык, история;
-учащимся 9 класса большой объем домашнего задания задают по предметам: история, английский язык, география.
-учащимся 10 класса большой объем домашнего задания задают по предметам: математика.
-чащимся 11 класса большой объем домашнего задания задают по предметам: математика, история, украинская литература.
Вывод:
Анализируя этот график, можно отметить, что завышение объема домашнего задания учащиеся отметили по математике, литературе, биологии, иностранному языку.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% определяется образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – воздействием среды обитания и на 10% – качеством медико-санитарной помощи. Отнимем проценты влияния наследственности, а остальные 80% поделим пополам. Получим 40%. Как мне кажется, приблизительно настолько школа может влиять на здоровье ребенка во время обучения. Я считаю, что наша школа заботиться о здоровье своих воспитанников!

Я проанализировала расписание уроков по ранговой шкале трудности.
Оценка учебных предметов по шкале трудности
Понедельник Оценка в баллах вторник Оценка в баллах
1 геометрия 12 география 8
2 Английск. язык 10 труд 2
3 физика 8 труд 2
4 Укр. лит 4 геометрия 12
5 Укр. язык 11 география 8
6 биология 7 история 6
7 информатика 4
Всего 52 42
среда четверг 1 химия 13 Укр. язык 11
2 физкультура 2 музыка 1
3 Основы здоровья 3 биология 7
4 Англ.язык. 10 алгебра 10
5 Русск. язык 11 алгебра 10
6 ИЗО 4 Зар. лит. 4
Всего 43 43
пятница 1 Укр. лит. 4 2 Укр.язык11 3 Заруб. лит. 4 4 Англ. язык 10 5 история 6 6 физкультура 2 Всего 37
48% трудным считают геометрию, которая стоит первым и четвертым уроком так как работоспособность в течение суток изменяется волнообразно, а второй и третий урок приходится на период повышенной активности, поэтому тратится меньше энергии.
Но в то же время, в расписании чередуются предметы естественно-математического и гуманитарного циклов, предметов с преимущественно умственной и физической нагрузкой. Трудным, лично для меня предметом, является иностранный язык, два раза в неделю он стоит расписании четвертым уроком.
Заключение.
Утомлением считается временное снижение работоспособности, вызванное интенсивной или длительной работой. Однако следует добавить, что, утомление является следствием не только работы, но и тех условий, в которых она совершается (освещенность, воздушно-тепловой режим, организация рабочего места школьника и т.д.). Несомненно, оказывает влияние на развитие утомления и отношение к учебе, мотивация волевых условий, учебная нагрузка, объем домашнего задания, здоровье учащихся.
За последние годы органами и учреждениями образования осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, введена кабинетная система, внедрены технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся. Изменения в учебно-воспитательном процессе способствовали увеличению количества уроков, большому объему информации на уроках, большому объему домашнего задания и совпадению письменных и контрольных работ в один день.
Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на органы ребенка. Эти факторы влияют на утомление учащихся.
Я считаю, что для снижения утомления и лучшего восприятия знаний учащимися, необходимо уменьшить количество уроков в один день и объем домашнего задания, больше внимания уделять урокам физического воспитания, пропаганде здорового образа жизни.
"Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто". (Сократ)
Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает для человека задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Сегодня, вести здоровый образ жизни, модно! Ведь здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
И как просто, проходящему мимо человеку пожелать здоровья, сказать обычное, простое «Здравствуйте»!
Литература
1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. Под ред. Д.В. Колесова.
2. "Вопросы возрастной психологии". М, "Просвещение", 1974.
3. Математика 5-11 классы. Элективный курс. "В мире закономерных случайностей". В., "Учитель", 2006.
4. "Общие основы педагогики". Краевский В.В. М., "Академия", 2005.
5 "Словарь – справочник по психодиагностике". Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Москва-Харьков-Минск, 1999.
6."Справочник классного руководителя 5-11 классов". Дереклеева Н.И. М.,, "Вако", 2003.
Приложение 1.
Шкала трудности учебных предметов для учеников 5-9 классов
 
Общеобразовательные предметы
7 класс
Алгебра 10
Биология 7
География  8
Геометрия 12
ИЗО  4
Иностранный язык 10
Информатика 4
История 6
Литература 4
Музыка 1
Украинский язык 11
Труд 2
Физика 8
Физическая культура 2
Химия 13
Основы здоровья 3
Приложение 2.
Недельная нагрузка.
Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Приложение 3
Анкета 1.
1Как ты оцениваешь свое здоровье?
Отличное
Хорошее
Удовлетворительное
Плохое
Очень плохое
2 Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?
Да, почти всегда
Да, достаточно часто
Не очень часто
Редко
Нет, я совсем не устаю
3 Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?
Да, всегда
Часто
Редко
Никогда
4 Помогает тебе школа заботиться о своём здоровье?
Да, помогает
Немного
Совсем не помогает
Не знаю
5. Какой самый тяжелый день недели?
6.После какого урока ты чувствуешь себя уставшим?
Анкета 2
Что у вас вызывает усталость в школе?
1. Количество уроков в один день.
2. Совпадение письменных работ в 1 день.
3.Большой объем информации
4. Большой объем д/з.
5. Состояние здоровья.
6. Время года.
С каким желанием вы садитесь за выполнение д/з?
а) с желанием
б) без желания
в) с чувством долга
В какое время суток вы выполняете д/з?
а) сразу после уроков
б) вечером
в) ночью
г) никогда
Во сколько вы ложитесь спать?
Сколько времени вы тратите на выполнение д/з?
На какой предмет уходит больше времени на выполнение д/з
Завышается ли объем д/з по предметам. Если да, то по каким.
Задают ли вам трудоемкие, но малоэффективные д/з?
Устаете ли вы после выполнения д/з?

Приложение 4.
  Количество Совпадение Большой объем Большой объем д/з. Состояние здоровья. Время года.
уроков письменных информации   работ   7 класс 13 10 6 1 1 1
8 класс 9   2   1  
9 класс 11 3 10 4 1  
10 класс 3 1 1      
11 класс 13 1 2   1  
Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?
Ответы/класс 7кл 8кл 9кл 10кл 11кл
Да, почти всегда 1 0 3 2 0
Да, достаточно часто   1 3 0 3
Не очень часто 4 5 5 1 7
Редко 6 5 6 2 4
Нет, я совсем не устаю 5 1 1 0 0
После какого урока ты чувствуешь уставшим?
  1урок 2 урок 3 урок 4 урок 5 урок 6 урок 7 урок 8 урок
7 класс 1 0 2 2 3 1 7 0
8 класс 0 0 0 1 0 5 4 2
9 класс 0 0 1 4 9 1 3 0
10 класс 2 0 0 1 1 1 0 0
11 класс 0 0 0 2 4 3 2 3
2 Затраты времени на подготовку домашнего задания.
  <0,5ч 0,5ч >0,5ч <1ч 1ч 1,5ч 2ч 2,5ч 3ч 4ч 4,5ч
7 класс 0 1 4   3 4 2 0 1 0 1
8 класс 0 0 0 2 0 2 2 3 3 0 0
9 класс 0 0 0 1 6 1 6 1 0 3 0
10 класс 0 1 0 0 0 1 4 0 0 0 0
11 класс 3 3 0 6 0 1 0 0 0 1  
С каким желанием вы садитесь за выполнение домашнего задания?
с желанием без желания с чувством долга
7 класс 1 4 11
8 класс 4 3 5
9 класс 3 4 11
10 класс 3 2 0
11 класс 2 9 3
В какое время суток вы выполняете д/з?
сразу после уроков вечером ночью никогда
7 кл5 10 1 0
8 кл3 6 3 0
9 кл6 7 4 1
10 кл3 2 0 0
11 кл0 13 1 0
Во сколько вы ложитесь спать?
  21час 22часа 23часа 24 часа >24час
7 класс 3 8 1 2 2
8 класс 0 5 4 0 3
9 класс 1 7 6 0 4
10 кл1 0 2 1 1
11 кл0 2 4 1 7
На какой предмет уходит больше времени на выполнение домашнего задания?
история биология Укр.. лит. труд Математ. Англ.. химия Заруб. лит Укр..моваГеограф. Світ. Літ. право
7 класс     3   5 12   1 1 1    
8 класс 3       12 6 1 1        
9 класс 10 2 4     5       8   1
10 класс         2     1   1 1  
11 класс 10 1 3 2                
Как ты оцениваешь свое здоровье?
Ответы/класс 7класс 8класс 9класс 10класс 11класс
Отличное 7 5 1 0 3
Хорошее 5 5 12 5 9
Удовлетворительное 3 2 4 0 2
Плохое 1 0 1 0 0
Очень плохое 0 0 0 0 0
Помогает ли тебе школа заботиться о своем здоровье?
Ответы/класс 7кл 8кл 9кл 10кл 11кл
Да, помогает 6 6 2 0 0
Немного 7 4 7 2 7
Совсем не помогает 0 1 1 3 5
Не знаю 3 1 8 0 2