РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в школе на современном этапе все более отчетливо прослеживается тенденция формирования творческой личности. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей учащихся является искусство , художественная деятельность. Это уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Основной задачей уроков изобразительного искусства и мировой художественной культуры является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Проявление творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, ибо творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Творческая индивидуальность может проявляться на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.
Естественной основой развития творческих способностей человека является возможности его физического развития, развитость психических функций. Существенное влияние на ребенка оказывает и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.
Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики. В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-6 классах - лишь 7-8 % учеников. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной.
На занятиях изобразительного искусства учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что «... детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием».
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Индивидуальный подход является одним из важных принципов педагогики. Он помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность.
Индивидуальный подход в учебном процессе - это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
В рисунках, лепке, аппликации дети выражают свои чувства и мысль, свои представления об окружающей жизни.
В работах ученых выделяются 2 направления индивидуального подхода к школе:
1) предупреждение и устранение пробелов в успеваемости учащихся;
2) формирование индивидуально «своеобразных способностей, индивидуального стиля учения»
Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.
На основании анализа детских работ, можно узнать различные индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками. Кто-то больше любит работать красками, кто-то карандашом и редко прибегает к краскам.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.
Активируя деятельность детей, не следует их опекать и, приучать к механическому выполнению указаний учителя. Бесконечная опека, злоупотребление образцом, подготовка готовых материалов, которые направляют детей на выполнение трафаретных работ, похожих одна на другую во всех деталях не развивают у них активности и творческой инициативы, а воспитывают пассивность и равнодушие.
Дети не испытывают радости творчества и интереса к выполнению задания. Привлечение внимания ребят к основным признакам того, предмета, который они должны изображать, активное его обследование, являются стимулами воспитания и проявления активности. Следует всячески пробуждать детей проявлять самостоятельность, использовать свои умения, не ожидая указаний к каждому действию. Надо доверять детям действовать самостоятельно, несмотря на то, что их работы на первых порах будут неудачными, не такими правильными и чистыми, как те, которые выполняются с постоянной помощью педагога и с начала до конца направляются его прямыми указаниями.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальный подход к учащимся имеет большое образовательное и воспитательное значение, он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности.
При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Для проведения индивидуальной работы можно разделить учащихся (условно) на три группы:
в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
во вторую группу (среднюю) включают учащихся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
Третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.
Для нахождения общего равновесия можно использовать также способы работы с
детьми:
а) подготовить карточки-задания для трех групп учащихся;
б) применять дополнительные задания после выполнения обязательных фронтальных заданий;
в) проводить беседы с учащимися, с учетом их индивидуальных особенностей. Основные задания обязательны для всех учащихся, дополнительные - для более способных, а также для слабых с целью восполнения пробелов в знаниях.
Творческие задания носят открытый характер, и под час, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу, и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству. Педагог в любой творческой деятельности должен поощрять инициативу детей, обогащать арсенал способов самовыражения, поддерживать первоначальную активность.
Развитие интереса к творчеству на уроках проявляется в освоении различных техник, и при том не требующих кропотливых, однообразных движений, которые убивают в эмоциональных, пылких душах творчество. Их нужно менять.
Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают школьника.
1. Его интересы, личные качества, навыки, склонности. Ведь ученик не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.
2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если учащийся ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно-творческую задачу.
3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь учащихся, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках.
4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ученик начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.
Использование индивидуального подхода, а также различных методик, особенно игровых и коллективных способствует развитию творческих способностей.
Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам должен прекрасно рисовать и создавать прекрасное своими руками. Иначе учащиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. - М.: Просвещение. 1991. - 78 с.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 253 с.
3. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. -М.: Академия развития. 2001. - 13