Технологическая карта по развитию речи У природы нет плохой погоды


Орта топ үшін ұйымдастырылған оқу іс- әрекетінің Технологическая карта организационной
технологиялық картасы учебной деятельности для средней группы

Күні\айы\жылы. День\месяц\год -
Тәрбиеші \воспитатель – Білім беру саласы\Образовательная область – «Коммуникация» «Познание»
Бөлімі\Раздел: «Развитие речи» «Художественная литература» «Ознакомление с окружающим миром»
Тақырыбы\Тема: «У природы нет плохой погоды.»
Мақсаты\Цель: Составление творческого рассказа.
Задачи:
ЗКР: упражнять в правильном произношении звуков, развивать речевое дыхание.
Словарь: активизировать на основе знаний об окружающем мире, использовать определения, сравнения.
СР: формировать умение сочинять сказку.
Предварительная работа: разучивание стихотворения М. Алимбаева «Падают листья», чтение стихотворения М. Жаманбалинова «Весна и кукушка», рассматривание картин о временах года:
И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Рябинка», А. Васнецов «Зимний сон», С. Жуковский «Свежий снег», И. Остроухов «Золотая осень», И. Левитан «Октябрь», «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», чтение произведений, заучивание пословиц, поговорок, просмотр мультфильма «12 месяцев».Оборудование и материалы: письмо, картинки с осенними словами, музыка Р. Шумана «Слеза», А. Вивальди «Зима» часть 1, «Лето», Ф. Шопен «Вальс ля-мажор», музыкальная запись голосов насекомых, фишки - солнышки веселые и грустные.Қостелдік компонент / Билингвальный компонент: жыл мезгілдері - времена года, жаз - лето, күз - осень, қыс - зима, көктем - весна, маусым - июнь, шілде - июль, тамыз - август, күн ыстық - жарко, гүлдер шығады, айнала түгел көгереді - цветут цветы и вокруг все зеленеет, қыркүйек - сентябрь, қазан - октябрь, қараша - ноябрь, желтоқсан - декабрь, қаңтар - январь, ақпан - февраль.
Сөздік жұмысы\Словарная работа: запасиха, подбериха, крутит, мутит, лыжники, птицы перелетные.
Іс-әрекет кезеңдері
Этапы деятельности Тәрбиешінің\мұғалімнің әрекеттері
Действия воспитателя\учителя Балалардың әрекеттері
Действия детей
Себептік әрекет
Мотивационно-побудительный
Создание сюрпризного момента: письмо под волшебным деревом.
Фея приглашает в путешествие, а чтобы узнать куда, надо отгадать загадку:
Четыре сестрицы на свете живут,
И всех их по- разному люди зовут.
У каждой из них разноцветное платье.
Попробуйте этих сестер, отгадайте...
Билингвальный компонент: времена года - жыл мезгілдері, лето - жаз, июнь - маусым, июль - шілде, август - тамыз.
Фея приглашает в путешествие Находят письмо.
Слушают его содержание. Догадываются, что это времена года: зима, весна, лето, осень.
Называют месяцы на казахском языке: времена года - жыл мезгілдері, лето - жаз, июнь - маусым, июль - шілде, август - тамыз.
Отправляются в путешествие по временам года.
Ұйымдастырылған ізденіс
Организационно-поисковый
Обыгрывание ситуации:
Мы к осени в лес побыстрее пойдем.
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой в пути никуда не свернем.
Но чтобы нам лес поскорее достичь,
Должны мы подняться по лесенке ввысь.
Время года - осень.
Словарная работа: запасиха, подбериха, крутит, мутит, лыжники, птицы перелетные.
Задание 1.
Д/И «Вспомни и назови приметы осени».
Цель: развивать наблюдательность, активизировать память, обогащать речь.
Билингвальный компонент: сентябрь - қыркүйек, октябрь - қазан, ноябрь - қараша.
Задание 2.
Д/И «Прошагай слова».
Цель: учить разбивать слова на слоги.
Предлагает отправиться на следующую
поляну.
Время года - зима.
Задание 1.
Разминка «Зимой».
Цель: автоматизировать звуки [ж], [з].
Билингвальный компонент: декабрь - желтоқсан, январь - қаңтар, февраль - ақпан.
Задание 2.
Словесная игра «Доскажи словечко».
Цель: учить подбирать слова в рифму.
Задание 3.
Словесная игра «Хорошо - плохо».
Цель: учить рассуждать, видеть причинно- следственные связи в природе.
Задает вопрос: какое время года наступает после зимы?
Предлагает отправиться дальше,
Слушают педагога на следующую поляну.
Время года - весна.
Задание 1.
Д/И «Назови признаки весны».
Цель: активизировать словарь глаголами.
Билингвальный компонент: жарко - күн ыстық,
цветут цветы и вокруг все зеле- неет - гүлдер шыгады, айнала түгел көгереді.
Задание 2.
Упражнение на релаксацию
«Нарисуй то, о чем говорили».
Цель: развивать тактильные
ощущения.
Задание 3.
Д/И «Угадай, что звучит?».
Цель: развивать слуховое воспри- ятие, активизировать звукопроизношение.
Задание 4.
Д/И «Назови какая, какое?»
Цель: активизировать прилагательные, обогащать словарь.
Обобщает:
Вот пришло и лето красное,
Жарким стало Солнце ясное. Предлагает отправиться в гости к лету.
Билингвальный компонент: июнь - маусым, июль - шілде, август - тамыз.

Задание 1.
Д/И «Сравни и назови».
Цель: развивать воображение, учить видеть сходство предметов с окружающими вещами.
Задание 2.
Психологический этюд «Зима - лето».
Цель: упражнять в проявлении эмоций.
Задание 3.
Д/И «Подбери пару».
Цель: учить выделять причинно- следственные связи в природе, уметь их объяснить.
Обобщает путешествие:
- Мы побывали в гостях у всех времен года.
Объявляет о возвращении в группу.
Предлагает придумать рассказ или сказку о всех временах года: она должна быть короткой и законченной, нужно использовать те слова, которые запомнили в путешествии по временам года.
И если это будет сказка, то должно быть какое-нибудь чудо, которое должно произойти с травой, деревом или животным Идут по гимнастической лесенке под музыку Р. Шумана «Слеза» и приходят в уголок «Осень».
На ковре имитация осенней поляны, разбросаны капельки, стоит кукла Осень.
Называют пословицы, приметы осени:
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень - время собирать урожай.
Цыплят по осени считают.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Повторяют названия осенних месяцев на казахском языке: сентябрь - қыркүйек, октябрь - қазан, ноябрь – қараша Вспоминают и рассказывают стихотворение М. Алимбаева «Падают листья»:
Дождику только бы злиться Падают листья. Блестят.
На ветки обратно хотят.
Осень. Тоскливо и мокро.
Так и текут день за днем.
Яркая, желтая охра
Светит холодным огнем
Берут осенние картинки,
произносят слово по слогам и
делают соответствующее число
шагов.
Идут по гимнастической лесенке
под музыку А. Вивальди «Зима»
часть 1 и приходят в уголок «Зима».
На ковре имитация сугробов, стоит
кукла Зима, разбросаны снежинки с заданиями.
Идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения:
Мы зимой в снежки играем,
(лепят и бросаются снежками)
По сугробам мы шагаем (шагают, высоко подняв ноги)
И на лыжах мы бежим, (движения лыжников)
На коньках по льду скользим. (Движения на коньках)
Повторяют зимние месяцы на казахском языке:
декабрь - желтоқсан, январь - қаңтар, февраль - ақпан.
Слушают педагога и заканчивают фразу:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю.... (снег).
А с небес летят пушинки серебристые.. .(снежинки).
На поселок, на лужок сыплет беленький.. .(снежок).
Словно в белый пуховик нарядился.. .(снеговик).
Рядом снежная фигурка это девочка... (снегурка).
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири). Словно в сказке, как во сне, землю всю укутал... (снег).
На вопросы педагога рассуждают и находят хорошие и плохие причины происходящих изменений в жизни птиц:
- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в наших краях холодно, птицам негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло. Зимой у нас птицам голодно, нечем питаться, потому что насекомые зимой спят, а в теплых странах бодрствуют круглый год).- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие перелетные птицы погибают в пути, не выдерживают трудной дороги). Называют следующее за зимой время года - весна.
Идут по гимнастической лесенке под музыку Ф. Шопена «Вальс ля-мажор» и приходят в уголок «Весна».
На ковре имитация весеннейполяны, разбросаны зеленые
листочки, стоит кукла Весна.
Рассказывают о признаках весны:
Солнце стало пригревать и светить
ярче, чем зимой. Начал таять снег,
потекли ручьи, зазвенела капель,
появились первые цветы, начала
зеленеть трава.
Используют предложения наказахском языке: жарко - күныстық, цветут цветы и вокруг все зеленеет - гүлдер шығады, айнала түгел көгереді.
Садятся на ковер друг за другом
и на спине впереди сидящего«рисуют» капель, солнышко, ручьи,
цветы и т.д.
Слушают музыкальную запись
голосов насекомых, отгадывают: кто поет, озвучивают.
Дают определение словам:
Весна - теплая, красивая, красная, солнечная, голубая, бурливая.
Весеннее солнце - теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное.
Весеннее небо - голубое,
яркое, синее, чистое.
Идут по гимнастической скамейке под музыку Вивальди «Лето» и приходят в уголок «Лето».
На ковре имитация летней поляны, цветочки, стоит кукла Лето.
Называют летние месяцы на казахском языке: июнь - маусым, июль - шілде, август - тамыз.
Заканчивают фразу педагога: Солнце желтое, как (одуванчик).
Солнце круглое, как (мячик). Солнце ласковое, как (мама). Солнце румяное, как (блинчик).
Слушают педагога.
Если в предложении говорится о лете - поднимают веселое солнышко и улыбаются. Если о зиме - грустное солнышко и хмурятся.
На столе разложены предметные картинки: времена года, птицы, животные, растения. Устанавливают взаимосвязь между временем года и природой. Объясняют выбор пары картинок: Весной - прилетают птицы, вьют гнезда, появляются ручьи.
Осенью - желтеют и опадают листья, люди одеваются теплее Летом - ярко светит солнце, можно купаться на речке, загорать.
Зимой - катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика.
Под музыку П.И. Чайковского «Времена года» идут по гимнастической лесенке и приходят в группу.
Дополняя друг друга, придумывают рассказ (сказку).
Рефлекстік-түзетуші
( қорытынды)
Рефлексивно-корригирующий
( итог)
Подводит итог путешествия:
Можно ли сказать, что какое-то время года плохое, а какое- то хорошее? Размышляют.
Приходят к выводу, что все времена года хороши.
Рассказывают, чем хорошо каждое время года.
Күтілетін нәтиже\Ожидаемый результат:
Білу\Знать – причинно-следственные связи в природе, последовательность смены времени года; пословицы о временах года.
Бар болу\Иметь – познавательный интерес к явлениям природы.
Істей алу\ Уметь – придумывать сказку; применять знания из наблюдений в выполнении заданий.
Тексерілді\проверено:
Әдіскер\методист: