Доклад на тему Поликультурное воспитание младших школьников (на примере МОУ Атемарская СОШ)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Доклад на тему:
« Поликультурное воспитание младших школьников »
Подготовил:
учитель начальных классов
Казакова К.В.
Саранск, 2017
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает не только образование, но и воспитание школьника в разных его направлениях. Воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей. Отечественные ученые рассматривают поликультурное воспитание как важные составные части общего образования, как направленность содержания образования и воспитания на формирование у учащихся готовности к осознанному выбору культурных ценностей и продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества. Реализация идей поликультурного воспитания в воспитательном процессе позволяет полнее удовлетворять образовательные потребности различных культурных групп и в то же время дает учащимся возможность полнее знакомиться с культурными достижениями других народов. Таким образом, цель поликультурного воспитания состоит в формировании человека культуры, обладающего личностным человеческим достоинством, способного к автономной и коллективной деятельности в условиях глобализма и интеграции многокультурного мира.
Республика Мордовия является многонациональным,  поликультурным субъектом РФ, где вот уже многие века бок о бок живут в мире и согласии русские, татары, мордва (мокша и эрзя), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания – природного с социального окружения – делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, литературой, музыкой, изобразительным искусством народов, проживающих на данной территории.
На сегодняшний день, в нашей школе в начальном звене обучаются 210 детей, из которых 182 русских и 28 мордва.
Для приобщения детей к истокам народных культур, нами были определены следующие направления работы:
– расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
– формировать общее представление о Республике Мордовия;
– познакомить детей с народным творчеством, обычаями, традициями русского, мордовского, татарского народов.
Приобщение школьников к мордовской национальной культуре невозможно без изучения национального языка. В нашей школе уже со 2 класса ведется преподавание мокшанского языка. И здесь проявился интерес к мордовскому языку у детей-представителей других национальностей. Дети с огромным интересом занимаются на уроках, легко запоминают мокшанские слова и речевые обороты, учат стихи на мокшанском языке, с легкостью переводят тексты с русского языка на мокшанский и наоборот.
Нельзя не сказать о формировании человека-культуры посредством предмета «Окружающий мир» (УМК «Школа России»). В курсе предмета даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне. Также учебно-тематический план включает в себя такие темы «Мое родное село», «История национального костюма». Благодаря тематике урока мои ребята знакомится с историей становления нашей республики, с ее традициями и обычаями. А также знакомятся с историей своего родного села Атемар. В начале учебного 2016-2017 года была организована экскурсия по историческим памятникам нашего села. Мы с ребятами и учителем истории посетили Атемарский вал. Ребята с интересом слушали рассказ учителя об истории возникновения вала.
Также неотъемлемой частью в воспитании поликультурной личности стало воссоздание неповторимой среды народного быта, с помощью которой ребенок как бы входит в мир национального фольклора, языка, уклада жизни.
На уроках технологии мы с учениками создавали уменьшенные копии национальных костюмов, старинную посуду, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего края.
Кроме традиционных занятий лепкой, работой с бумагой, с природными материалами и другими видами художественной деятельности, провожу специальные занятия, имеющие главной задачей развитие творческого потенциала личности ребенка. Сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления. Итогом нашей работы стали выставки «Сказки народов мира», «Герои мордовских сказок», «Все мы разные, но дружбой объединены».
Формирование культурной компетентности младших школьников идет и через музыкальные занятия, на которых мы с учениками слушаем народную музыку, заучиваем и исполняем несложные народные песни. В декабре прошлого года я проводила мероприятие «Поет моя семья». В мероприятии принимали участие не только родители учеников, но и бабушки и дедушки. Семья представляла любимую песню своей семьи. Отрадно было услышать песни и частушки на мордовском языке, а также живое звучание гармони.
Определенная роль в системе воспитания поликультурной личности принадлежит внеклассной и внеурочной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопонимания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность.
Вместе с ребятами мы готовим проекты на различные темы «Где род мой начинается?», «Горжусь Родиной своей», «Блюдо моего народа». Проводим классные часы на тему: «Такие разные мы», «От улыбки твоей станет мир светлей!» и другие. На мой взгляд, данные мероприятия сплачивают многонациональный школьный, классный и родительский коллектив.
На весну 2017 года вместе с родительским комитетом мы запланировали проведение мероприятия «В кругу родных», и поездку в Мордовский Республиканский музей изобразительных искусств С. Д. Эрьзи.
Таким образом, реализация идей поликультурного воспитания в педагогическом процессе создает благоприятные условия для становления культурного, образованного и компетентного человека, для поднятия личности на новый, более высокий уровень культуры. Становление поликультурной личности представляет собой непростой и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые находятся в непосредственной взаимосвязи.