Схема анализа занятия внеурочной деятельности Юным умникам и умницам


АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
научно-познавательной направленности
«Юным умникам и умницам»
Дата
Класс
Учитель
Тема
Оборудование
1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2010.
2. Холодова О. Юным умникам и умницам: Рабочая тетрадь, 3 класс. – М.: Росткнига, 2010.
Этап урока АНАЛИЗ
I. Самоопределение к деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. II. «Мозговая гимнастика»
Цель. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения. III. Разминка
Цель.Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона. IV. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления
Цель:
развитие указанных качеств;
углубление знаний детей.
V.Гимнастика для глаз. VI. Логически-поисковые задания
Цель: совершенствование мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
VI.Веселая переменка
Цель:
развитие двигательной сферы ребенка,
развитие умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
VIII.Нестандартные задачи.
Цель: формировать умение применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации
IX.Рефлексия.
Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Анализ внеурочного занятия по курсу «Юным умникам и умницам».
Программа к курсу «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.
Курс включает 34 занятия за учебный год. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Неотъемлемой частью занятия являются мозговая гимнастика и веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Основные принципы распределения материала:
системность: задания располагаются в определенном порядке;
принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
увеличение объема материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена разных видов деятельности.
Требования
к уроку Урок
современного типа
Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Итог урока Проводится рефлексия