Рабочая программа внеурочной деятельности Юным умникам и умницам








Рабочая программа
по внеурочной деятельности
« Юным умникам и умницам »
для 4 класса



Составители:
учителя начальных классов:


Васильева Е.Н.
Брагина Н.В.
Хорошенко О.М.
Кычкова О.П.



Срок реализации программы:
2016 – 2017 уч. Год




Тюмень, 2016 г.


Аннотация
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» составлена на основе:
Основной Общеобразовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №22 г. Тюмени, 2016
Авторской программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению для начальной школы, разработанной О. Холодовой в рамках УМК «Школа 2100», Москва: «Рост-книга», 2015
Цель данного курса:
развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Место предмета в учебном плане

Предмет: «Юным умникам и умницам»
Класс: 4
Всего количество на изучение программы: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 часа
Организация учебных занятий в соответствии с учебным планом предусматривает использование разнообразных форм: викторины, круглые столы, интеллектуальные игры, смотр знаний и другое

Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема занятия
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности

1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
1
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Решать нестандартные задачи

2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Выделять закономерности, завершать схемы. Решать нестандартные задачи. Решать нестандартные задачи

3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Решать нестандартные задачи.

4
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Называть предметы по описанию. Решать нестандартные задачи

5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Решать нестандартные задачи

6
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Объяснять значение слов и выражений. Решать нестандартные задачи

7
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
1
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Решать нестандартные задачи

8
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Решать нестандартные задачи

9
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Решать нестандартные задачи

10
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Решать нестандартные задачи

11
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Решать нестандартные задачи

12
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Определять на глаз размеры предмета. Решать нестандартные задачи

13
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Решать нестандартные задачи

14
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
1
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Выполнять задания по перекладыванию спичек

15
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Различать предметы по цвету, форме, размеру. Решать нестандартные задачи

16
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Описывать признаки геометрических фигур.
Находить и выделять признаки разных предметов. Решать нестандартные задачи

17
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Решать нестандартные задачи

18
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Решать нестандартные задачи

19
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Решать нестандартные задачи

20
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Объяснять закономерности. Решать нестандартные задачи

21
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
1
Выделять черты сходства и различия. Решать нестандартные задачи

22
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Решать нестандартные задачи

23
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Решать нестандартные задачи

24
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Узнавать предметы по их признакам. Решать нестандартные задачи

25
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Давать описание предметов явлений в соответствии с их признаками. Решать нестандартные задачи

26
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Решать нестандартные задачи

27
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Давать несложные определения понятиям. Решать нестандартные задачи

28
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
1
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Решать нестандартные задачи

29
Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Решать нестандартные задачи

30
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Решать нестандартные задачи

31
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Излагать свои мысли ясно и последовательно. Решать нестандартные задачи

32
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Решать нестандартные задачи

33
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Решать нестандартные задачи

34
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи
1
Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Решать нестандартные задачи


Календарно - тематическое планирование "Юные умники и умницы"


Тема

Универсальные учебные действия
Дата
(план)

1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Личностные:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические норм)
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.



2
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



3
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



4
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.



5
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



6
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие умения решать нестандартные задачи.



7
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.



8
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



9
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



10
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



11
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



12
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



13
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.



14
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.



15
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



16
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



17
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



18
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



19
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



20
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.



21
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.



22
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



23
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.



24
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи



25
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи.



26
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи.



27
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи.



28
Совершенствование воображения
Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек.



29
Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи.



30
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи.



31
Тренировка внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи.



32
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи.



33
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные задачи.



34
Развитие логического мышления
Обучение поиску закономерностей
Развитие умения решать нестандартные задачи.









титульный 001Рисунок 1C:\Users\galeckaya\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\титульный 001.jpg15