Развитие личности обучающихся через реализации программы курса внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»по ФГОС.


Развитие личности обучающихся через реализации программы курса внеурочной деятельности по ФГОС.
«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно».
Л.Н. Толстой
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность,  осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.
Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение не растеряло духовно-нравственное богатство предков.
Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы, и любознательны.
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
·       обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
·       оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
·       улучшить условия для развития ребёнка;
·       учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
·       развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие личностных результатов освоения основных общеобразовательных программ, таких как:
- осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
- умение давать оценку своим действиям;
- ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
- осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя);
- умение выражать собственное мнение.
В течении обучения с 1 по 4 класс проходят занятия по внеурочной деятельности:
Умники и умницы.
Мы-исследователи.
Школа вежливых наук.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней. Курс «Школа вежливых наук» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности с 1 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность». В основу программы были взяты материалы из программы Максакова В.И. «Организация воспитания младших школьников» и программа А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах». Данный курс актуален и социально значим для обучающихся современных людей.
Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.Курс «Школа вежливых наук» призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Данный курс предполагает активное включение в творческий процесс обучающихся, родителей (законных представителей), классного руководителя, учителей.
Практическая значимость курса «Школа вежливых наук» состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и обучающихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» уже с 1 класса.
Цель настоящей программы: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:- обучить навыкам общения и сотрудничества;- сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;- развивать коммуникативные умения в процессе общения;- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» предполагается достичь следующих результатов:- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;- знание традиций своей семьи, школы, родного города, страны бережное отношение к ним; предложения о создании новых традиций.
В течение учебного года запланировано 17 занятий по курсу «Школа вежливых наук». На занятиях обучающиеся не только знакомились с теоретическими знаниями, но и применяли их в решении жизненных ситуаций.
Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести обучающиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр, практических занятий, бесед, викторин, КТД, смотр-конкурсов, выставок, тренингов общения. Игровые моменты, праздники, конкурсы, экскурсии, походы в театр - всё это помогает в полной мере осуществить реализацию данного курса. Ребята принимают активное участие во всех классных и общешкольных мероприятиях.
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет
сделать самостоятельно».
Лев Семёнович Выготский