Личностно-ориентированное взаимодействие – комплексная система, свидетельствующая об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении.


Личностно-ориентированное взаимодействие – комплексная система, свидетельствующая об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении.
Соловьева Галина Вадимовна
преподаватель спецдисциплинОГБПОУ «Костромской политехнический колледж»
Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является личностно-ориентированный подход в образовании. Прежде всего, педагогу необходимо развивать у студентов в процессе личностно-ориентированного взаимодействия, следующие личностные характеристики: субъективную позицию в образовательном процессе; стремление к достижению успеха; принятие гуманистических ценностных ориентаций; стремление к самоактулизации.
Основными признаками субъективности являются: самостоятельность, активность, готовность к выбору. Самостоятельность- способность к независимым действиям, решениям, проявлению собственной инициативы и в выборе цели, и в выборе способов их достижения; готовность и способность совершать какие-либо действия собственными силами. Активность – стремление студента выйти за собственные пределы, расширить сферу своей деятельности и общения, действовать за границами требований ситуации и предпочтений. Готовность к выбору как осознание своей ответственности за результаты и последствия своей и деятельности, поведения. Личность проявляется в способности к выбору. Процесс выбора стимулирует самопознание, ответственность за достигнутые результаты. Наблюдение за субъективностью студента в образовательном процессе позволит преподавателю делать адекватные выводы о том, достаточны ли его педагогические усилия, направленные на развитие этой личностной характеристики студента.
Стремление к достижению успеха – поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у студента мотивов достижения успехов и избегания неудач. Мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудач – с тревогой и защитным поведением. Успехи воодушевляют студента, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятия, то есть к стойкому положительному отношению к учебной деятельности. неудачи приводят к возникновению не уверенности. В одном случае, повторяющиеся неоднократные неудачи вызывают у студента желание оставить деятельность, так как он начинает полагать, что мало способен к ней. В другом случае, при реагировании на неудачу у студента может возникнуть агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлоблением, упрямством. Таким образом, в ходе личностно ориентированной педагогической деятельности следует обратить внимание на формирование мотивации достижения как одного из основных свойств личности.
Одна из важнейших задач личностно ориентированной педагогической деятельности – создавать ценностной определенности студента, создавать условия для развития гуманистических ценностных ориентаций, делать обучение осмысленным. Важное свидетельство успешной личностно ориентированной деятельности на уроке: сформированность гуманитарных ценностей - познание, личность (« Я - ценность», «Другой - ценность»), ответственность, общественно полезная деятельность. Самоактуализирующиеся личности многое знают о своем внутреннем мире, не боятся его, уверенны, уважают себя и других людей, доброжелательны. У таких людей есть дело всей жизни – занятие, которому они полностью посвящают себя. Им присуща самодисциплина и чувство долга. Способность к творчеству и вдохновению – определяющая характеристика этого типа людей. Их привлекает все новое, для них ценен сам процесс познания. Отношения с другими людьми самоактуализируюшийся человек строит на основе равенства, уважения и признания ценности другого человека.
Каждая из названных личностных характеристик является комплексной системой и свидетельствует об активности студента в своей жизни, в своей деятельности и общении.


Используемая литература.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 273-ФЗ 2016г
Развитие компетентности учителя в личностно ориентированной педагогической деятельности: учебное пособие / М.И. Лукьянова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и анализ современного урока: учебно-методическое пособие / М.И. Лукьянова. – Ульяновск : УИПКПРО, 2013.
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
А.С.Агафонова СПб Питер, 2006г «Практикум по общей педагогике: Учебное пособие»