Организация внеурочной деятельности по формированию ЗОЖ


Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы по формированию
культуры здорового образа жизни.
« Здоровье – это не отсутствие болезни,
а физическая, социальная, психическая
гармония человека .»
И. Т. Фролов
Задача сохранения и укрепления здоровья детей в стенах школы всегда была и остается одной из главных. Перед педагогами стоит непростая задача–наряду с обеспечением сохранения самоценности, неповторимости периода младшего школьного возраста, способствовать формированию у детей бережного, осознанного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а так же приобретению детьми элементарных навыков здорового образа жизни.
Однако любая деятельность по формированию ценностных установок на здоровый образ жизни будет не эффективна, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении.
Исходя из этого, целью внеурочной работы по формированию ценности здорового образа жизни является формирование мотивационных установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни всеми участниками образовательного процесса.
Задачами внеурочной деятельности в этом направлении являются:
- создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- формирование благоприятного морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах;
- увеличение двигательной активности обучающихся;
- достижение тесного сотрудничества педагогического коллектива, обучающихся и их родителей в формировании ценности здорового образа жизни;
- повышение педагогической грамотности родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в связи с введением ФГОС НОО второго поколения. В рамках этой программы реализация внеурочной деятельности в этом направлении – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здорового образа жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма, наркомании, вплоть до попыток суицида.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы начальной школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижение личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Целью организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, развитие здоровой, творческой личности. В данном случае особо обращается внимание на слово «здоровой». Кроме этого, обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить их быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения, навыки по здоровому и безопасному образу жизни;
- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
На первом родительском собрании классный руководитель знакомит родителей с проектом раздела «внеурочная деятельность» учебного плана школы и предлагает им подумать, какие из перечисленных курсов они хотели бы выбрать для своих детей.
Затем составляется сводная таблица занятости обучающихся внеурочной деятельностью, в которой учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям. Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности и индивидуальности.
Система внеурочной работы нашей начальной школы выстроена согласно требованиям ФГОС НОО второго поколения в соответствии с основными направлениями:
Гражданско – патриотическое.
Общекультурное.
Общеинтеллектуальное.
Художественно – эстетическое.
Спортивно – оздоровительное.
Каждое из этих направлений в той или иной мере формирует у обучающихся культуру здорового образа жизни. Общей целью всех направлений является воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни. Общие задачи: всестороннее гармоничное развитие личности, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
На внеурочных занятиях гражданско – патриотического направления «Я – гражданин» обучающиеся говорят о том, что здоровые, сильные граждане, без вредных привычек, могут принести Родине больше пользы; узнают о героях, патриотах своей Родины. У детей формируется представление о необходимости здоровой спортивной физической формы у человека для защиты своей страны.
Содержание курса общекультурного направления «Азбука безопасности» включает в себя темы о безопасном поведении на улице и дороге, дома, в школе, в общественных местах. Обучающиеся изучают правила безопасного поведения при пожаре, на воде, на льду в зимнее время и т. п. Дети учатся, как нужно себя правильно вести, чтобы не навредить своему здоровью и здоровью окружающих. У них формируется представление о таких понятиях, как «опасность» и «безопасность» для человека и его жизни.
Реализация общеинтеллектуального направления на занятиях кружка «Я – исследователь» включает в себя выполнение таких проектов, которые предполагают исследования состояния здоровья. Это такие проекты, как «Мое здоровье», «Сколько весит портфель ученика», «Польза разных витаминов» и т. п. Здесь же проводятся различные тесты по здоровьесбережению.
В рамках художественно – эстетического направления в школе проводится кружок «Музыкальная шкатулка». На его занятиях учитель знакомит обучающихся с различными музыкальными произведениями, приобщая младших школьников к прекрасному, показывая красоту и ценность человеческой жизни.
Спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется на занятиях кружка «Здоровейка», название которого говорит само за себя. Здесь в 100 % объеме идет реализация программы по формированию культуры здорового образа жизни.
Наша школа имеет уникальную возможность в укреплении здоровья своих учеников, т.к. имеет школьный бассейн. Обучающиеся начальных классов с удовольствием посещают его по расписанию 1 раз в неделю.
Еще хочется сказать, что в школе созданы условия для работы различных дополнительных спортивных кружков и секций (тхэквандо, каратэ, гандбол, волейбол, ушу), кружков из ЦРТДЮ: бисероплетения, шахматы, театральный, юный журналист, бального танца. Кружок бального танца помогает реализовать сразу два направления внеурочной деятельности: художественно – эстетическое и спортивно – оздоровительное.
Итак, школа может и должна внушить ребёнку необходимость заботы о своём здоровье. Каким должен быть стимул, побуждающий его вести здоровый образ жизни? «Это нужно мне» - только такой мотив может побудить к действию и стать смыслом и целью для личности.