Методические рекомендации по формированию ценностного отношения в ЗОЖ у школьников


Формирование ценностного отношения
к здоровому образу жизни у школьников начальной школы.
Понятие “здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как “степени приближения” к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.
Именно поэтому дошкольное учреждение должно стать “школой здорового стиля жизни” детей, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится осуществлять активную деятельность, формировать своё здоровье.
Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Воспитание и обучение преимущественно проводиться в игре. В свободной игровой деятельности через подражание осуществляется формирование потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Чаще это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным.
Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Решая одну из насущных проблем современного общества – сохранение и укрепление здоровья детей, в 1997г. к.п.н. Т.Э.Токаевой была разработана «Азбука здоровья». Автором решается цель - с помощью валеологической сказки, через игры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений, воспитывать у детей основу двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья.
Реализация программы предполагает решение многих проблем физического валеологического воспитания детей дошкольного возраста Пермского региона. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Условия, созданные в ДОУ, способствуют реализации задач физического развития и оздоровления детей. В повседневной жизни организуется самостоятельная двигательная деятельность в физкультурно -валеологических центрах. Играя в двигательно-дидактические и валеологические игры, воспитанники закрепляют пройденный материал и решают проблемные ситуации. Дети получают определённую сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, закрепляют гигиенические навыки, формируют мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения, развивают логическое мышление, воспитывают стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.