СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЗОЖ


Способы включения школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖИзучая на уроках классного часа тему «Ритмы жизни», учащиеся знакомятся с ритмами рабочего дня. Дети вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня – режим дня. Для этого учащихся на одном из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В течение недели дети заполняют анкету «Режим дня школьника», и затем приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для школьников, обучающихся во вторую смену, корректируют вместе с учителем свой режим дня так, чтобы они соответствовали формированию ЗОЖ.
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты «Режим дня» получилась следующая таблица:
№ Вопросы анкеты № Ответы учащихся Кол-во ответов учащи-хся Число проце-нтов
1 В котором часу встал сегодня? 1 8-00 15 58%
2 9-00 8 31%
3 10-00 3 11%
2 Сколько было уроков? 1 5 уроков 26 100%
3 В котором часу ушел из школы? 1 17-15 26 100%
4 Занимаешься ли спортом (с какого по какой час)? 1 Да, с 18-00 до 19-00 18 69%
2 Нет 8 31%
5 С какого по какой час делал уроки? 1 С 9-00 до 10-00 8 31%
2 С 17-00 до 18-00 15 58%
3 С 18-00 до 19-00 3 11%
6 Гулял ли на воздухе, с какого по какой час? 1 С 17-15 до 18-00 15 58%
2 С 17-00 до 18-00 8 31%
3 С18-00до19-00(20-00) 3 11%
7 Занимаешься ли музыкой, с какого по какой час? 1 Да, с 10-00 до 11-00 7 27%
2 Занимаюсь танцами с 18-00 до 19-00 8 31%
3 Нет 11 42%
8 Читал ли художественную литературу, с какого по какой час? 1 Да, с 10-00 до 11-00 8 31%
2 Да, с 17-30 до 18-30 11 42%
3 В течение дня 7 27%
9 Смотрел ли телевизор, с какого по какой час? 1 С 21-00 до 22-00 8 31%
2 С 20-00 до 21-00 11 42%
3 Нет 7 27%
10 В котром часу лег спать? 1 В 21-00 15 58%
2 В 22-00 8 31%
3 После 22-00 3 11%
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы: режим дня большинства учащихся класса соответствует правильному режиму дня, который способствует формированию ЗОЖ.
Сон – необходимая часть режима дня, способствующая восстановлению сил организма ребенка. Учащиеся младших классов должны спать около десяти-одиннадцати часов в сутки – это известно детям исследуемого класса, об этом говорят результаты таблицы: 58 % учащихся ложатся спать в 21-00 и просыпаются в 8-00, 30% - ложатся спать в 22-00 и, следовательно, просыпаются в 9-00.
Часы, проведенные в школе, достаточно четко регламентируются распорядком школьной жизни, так все учащиеся класса приступают к занятиям в 13-15, а из школы уходят после пяти уроков в 17-15.
Пребывание на свежем воздухе обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, так 89 % учащихся проводят на свежем воздухе около часа или двух, что положительно влияет на их организм.
Режим дня класса также предусматривает время для необходимой социальной деятельности школьника – общественной работы, самообслуживания, а также время для удовлетворения личных интересов ребенка, способствующих его гармоническому развитию: чтение художественной литературы, музыка, танцы, занятие спортом, просмотр телевизора.
Следование режиму дня воспитывает у учащихся класса бережливое отношение к каждой минуте, обостренное чувство времени. Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.
Необходимо заметить, что в каждой семье всегда имеются какие-то свои особенности режима дня. Даже А.С. Макаренко писал: «… нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбирать один, самый подходящий в данной обстановке». Поэтому в режиме учащийся может быть изменено время тех или иных моментов, но незыблемым должно остаться время отхода ко сну и его продолжительность.
На одном из уроков классного часа, изучая тему «Общение» уделяли особое внимание, повышенное внимание, так как в первом параграфе этой главы мы выявили достаточно высокий уровень тревожности у учащихся исследуемого класса. Для профилактики и преодоления сильной тревожности школьников Татьяна Павловна использует следующие методы: индивидуализацию и дифференциацию обучения (по степени, по темпу усвоения, по характеру познавательной деятельности, по самокоррекции степени зависимости от оценки других людей, согласование требований учебной деятельности и собственных психологических возможностей, рациональный анализ причин неудач). Кроме этого, уделяется большое внимание формированию у учащихся положительных эмоций в процессе обучения, а также умение общаться с другими людьми не навредив ни себе, ни другим.
Так, на одном из наших уроков, посвященном теме «Открытое сердце», мы провели с учащимися беседу, направленную на формирование положительных эмоций у учащихся, а также на выявление их представлений у себя и у других людей, и как хорошее настроение влияет на здоровье человека.
В результате обработки ответов учащихся на вопросы беседы получилась следующая таблица:
№ Вопросы анкеты № Ответы учащихся Кол-во ответов учащи-хся Число проце-нтов
1 Что нам помогает сохранить хорошее настроение? 1 Улыбка 8 30%
2 Хорошее здоровье 9 35%
3 Добрые слова 9 35%
2 С чего вы начинаете свое утро? 1 С улыбки 14 54%
2 Говорю маме «Доброе утро» 12 46%
3 Что вы пожелали бы своим родным с утра? 1 Хорошее настроение 9 35%
2 Доброго дня 9 35%
3 Удачи на работе 8 30%
4 Что оказывает на наше здоровье положительное действие? 1 Добрые слова 8 30%
2 Хорошее настроение 9 35%
3 Улыбка. Добрый взгляд 9 35%
5 Какое действие оказывает добрые слова на людей? 1 Поднимают настроение 9 35%
2 Твое сердце радуется 10 38%
3 Успокаивают человека 7 27%
6 От кого зависит ваше хорошее настроение? 1 От нас и нашего поведения 14 54%
2 От окружающих людей 12 46%
В конце беседы мы предложим детям нарисовать свое сердце, изобразив в нем свои эмоции, и те чувства, которые оставил у них этот урок (проведенная беседа).
Все учащиеся нарисовали «улыбающееся» сердце, это значит, что проведенная беседа вызвала у учащихся только положительные эмоции и оставила веселый эмоциональный настрой.
В результате анализа вышеприведенной таблицы можно сделать следующие выводы: 35 % учащихся связывают свое хорошее настроение с понятием «здоровье», другие 35 % - с окружающими людьми: добрые слова поднимают их настроение. Сами же учащиеся также имеют представление о том, что если к тебе другие люди хорошо относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда положительный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только свое здоровье, но и здоровье других людей.
Вывод: в организации процесса обучения в исследуемом нами классе, учитель использует комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это помощь ребенку в преодолении пассивного, соглашательного, потребительского отношения к формированию собственной личности. Во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не закамуфлированных обычаями и предписаниями. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения ребенка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, частным представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости. Все это помогает устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить процесс индивидуализации личности, что является непременным условием формирования ЗОЖ.
Воспитанию у учащихся осознанной потребности в здоровье и ЗОЖ предшествует формирование ценностных ориентаций, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного «Я», его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок приходит к пониманию сущности «Мы» не как статистической совокупности, а как динамичной ценностной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию индивида. На основе этого учитель строит доверительные, благожелательные взаимоотношения в школьном мире, где ребенок не готовится к жизни, а живет.