Тезисы к аналитическому отчёту по внеурочной деятельности


СЛАЙД 1.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 138
Аналитический отчёт
за 2014-2016 межаттестационный период
по теме:
«Ролевая игра в формировании межэтнической толерантности младших школьников».
Составила: Глазунова Т.Н.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №138.
г. Нижний Тагил,
2016г.
СЛАЙД 2. Глазунова Татьяна Николаевна, автор данных тезисов, является учителем начальных классов МБОУ СОШ № 138 г. Нижний Тагил. Данные обо мне вы можете увидеть на слайде 2.
. Сообщаю о себе следующие сведения:
-образование высшее: 2008г. – НТГСПА по специальности «Учитель изобразительного искусства», в 2015 году – НТГСПИ по специальности «Учитель начальных классов».
СЛАЙД 3 Сведения о повышении квалификации вы видите на слайде и в портфолио педагога.
СЛАЙД 4. Особое внимание при достижении результата образования уделяла развитию межэтнической толерантности младших школьников через ролевые игры.
Цели и Задачи вы видите на слайдах
СЛАЙД 5. Актуальность в стране и школе велика, но я о них говорить не буду, скажу, почему эта тема актуальна для моего класса - В 1 классе училось 22 ребёнка, из них 55 % - цыгане, 18 % школьников – русские, , 9 % –таджики, 4,5 % – армяне,4,5 % – Азербайджане, 4,5 % - узбеки, , 4,5 % -киргизы.
В начале мы провели диагностику уровня толерантности в классе.
Один из пунктов опросника предлагал школьникам высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам - на констатирующем этапе, проведённом в сентябре 2014 года, 30% детей считают такие различия нормальным явлением. В то же время 10,4% детей отметили, что этнокультурные различия их раздражают. Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям.
Проблема заключается в выявлении средств, способствующих формированию этнической толерантности у школьников в начальной школе.
Особенность младшего школьного периода в том, что в это время личность ребёнка поддаётся формированию через игровые процессы.. СЛАЙД 6. Использование интеллектуального, творческого потенциала учащихся и использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе отражается на качестве обучения. Качество обучения и образовательную эффективность можно проследить по критериям, определяемым ФГОС:
положительная динамика учебных достижений
,
В приложении приведены данные анализа комплексных контрольных работ, проводимые администрацией образовательного учреждения. Результаты её наглядно видны на диаграмме 1: Диаграмма 1.

Перевод процентного результата в оценочную систему можно увидеть на диаграмме 2.

СЛАЙД 7. О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует, во-первых, стабильная динамика учебных достижений учащихся.
Качество успеваемости по предметам можно увидеть на диаграмме 3:
Диаграмма 4.
Средний балл по предметам:

По результатам можно сделать вывод о положительной динамике качества знаний по отдельным предметам: русский язык – с35% до 40%, литература – с 47% до 60 %, по математике – с 29% до 35%, окружающий мир – с 60% до 67%.
СЛАЙД 8Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы, мы применяли  «Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности» (автор: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова.
Отдельные методики с дополнительно расширенной информацией к ним приведены ниже.
. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус). Предлагаемая шкала измеряет отношение к той или иной национальности. Результаты опроса представлен а в таблице1. (Приложение1) Таблица 1.
Критерий Количество ответов в отношении национальных общностей
Армения Азербайджан Таджикистан Узбекистан Цыгане
1 22 10 4 4 0
2 19 10 6 4 3
3 3 14 12 8 4
4 4 18 20 9 16
5 4 0 6 11 10
6 0 0 1 12 11
7 0 0 3 4 8
Количество
баллов 103 64 19 -19 -52
Максимальная социальная дистанция означает, что человек (или этнос) держится обособленно, автономно. Минимальная социальная дистанция способствует конкретизации представлений о других людях, поскольку, когда люди хорошо знакомы, интересуются друг другом, национальной культурой, они вовлекаются во взаимодействие и каждый принимает во внимание оригинальность и индивидуальность друг друга
№ Утверждение Да Нет
1. Существует только один правильный путь сделать что-нибудь 28% 73%
2. Если человек никого не опасается, он может попасть впросак 62% 38%
3. Было бы лучше, если бы учителя были построже38% 62%
4. Только человек, похожий на меня, имеет право на счастье 28% 73%
5. Девочки должны изучать только то, что поможет им в домашних делах 43% 57%
6. Войны будут всегда – это часть человеческой природы 17% 83%
7. Характер и личность даны человеку от природы 73% 28%
Средний балл: 41% 59%
Таблица 3.
СЛАЙД 9. Рассмотрим опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель–Брунсвик)
 По мнению автора методики, чем с большим количеством приведенных утверждений выражает согласие ребенок, тем более высока вероятность того, что он будет с предубеждением относиться к другим этническим группам.
Анализ результатов диагностики исходного уровня этнической толерантности учащихся МОУ СОШ №138 г. Н-Тагил показал:
- недостаток знаний по различного рода вопросам межэтнического взаимодействия, толерантного поведения;
- наличие как толерантных, так и интолерантных установок по отношению к представителям собственной и другим этническим группам;
СЛАЙД 10 У детей необходимо формировать толерантное отношение к людям других национальностей. Игровые методы являются наиболее результативными в такой работе. Были разработаны серии модифицированных игр с этническим содержанием, которые последовательно (поэтапно) включались в воспитательно - образовательный процесс.
СЛАЙД 11. Для наглядного обеспечения процесса я использовала авторскую разработку комплекса настольных игр «Наследие». Авторы: к.п.н., ассистент кафедры эстетического воспитания
ИПиПД УрГПУ Бородина Елена Николаевна, студент-бакалавр Гусева Ксения Дмитриевна.
. Моя методическая разработка состоит из календарно-тематического планирования на 2 года и подробного описания игр, которые вы также можете увидеть в приложениях.
Таблица 4.
Календарно-тематическое планирование ролевых игр и упражнений для формирования этнической толерантности. (Приложение 7)
класс дата Тема Что рассматриваем Ролевая игра
1 сентябрь Моя семья Роль каждого члена семьи Вечер в кругу семьи
октябрь Что в имени твоём? Значение имени у
разных народов Как назвать ребёнка?
ноябрь Иностранный язык Уважай язык другого человека Вавилонская башня
декабрь Я и мои друзья Характер, темперамент, привычки Утро в детском саду
январь Мой дом Семейные и национальные традиции Совет старейшин
февраль Я и мои соседи Умеем ли мы дружить? Дачные радости
март
Мое «хочу» и наше «нужно» Правила поведения с окружающими Калейдоскоп улыбок
апрель Традиции разных стран Как справляют Новый год в разных странах Новый год шагает по планете.
май Мой любимый класс Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Урок - наоборот
2 сентябрь Мой район и город, в котором живу Люди труда г. Нижний Тагил Делегация из Парижа
октябрь Поэзия моей Родины Воспевание природы родного края в национальных стихах
Литературный вечер на родном для детей языке
ноябрь Моя малая Родина Экология Сказки из мусора
декабрь Наше государство – РоссийскаяФедерация Изобразительное народное творчество Музей
январь Народные промыслы Ярмарка
февраль Москва – столица России
Достопримечательности столицы
Путеводитель по Москве
март
Законы, по которым мы живем Традиции, обычаи, обряды и праздники народов других стран. В игре можно быть следопытом, корабелом, воином, монахом буддийского монастыря и т.папрель Кто я? Какой я? умение себя оценить Волшебная лавка
май Свой - чужой Принятие инаковости как нормы Волшебный кристалл
СЛАЙД 12 В конце 2 класса на основе данных был проведен сравнительный анализ, который показал, что мы получили специфические данные по 5 параметрам. Которые вы видите на слайде.
Таблица 5.
Параметры 1 класс 2 класс
1 Социальная активность 30% 36%
2 Чувство включенности в группу 20% 32%
3 Социальное доверие 15% 23%
4 Агрессивность 35% 9 %
В ходе работы было выявлено, что применение игровых технологий в контексте социально-педагогической деятельности в работе с многонациональным классом повышается уровень их социальной адаптации, о чем свидетельствуют следующие ее показатели. Уровень агрессивности снижается, повышается уровень потребности во взаимодействии и уровень сплоченности группы. Это также конструктивно влияет на социальную активность детей: они готовы к активному взаимодействию и сотрудничеству. В приложении 8 составлена сравнительный анализ формирования универсальных учебных действий.
СЛАЙД 13. Результаты, полученные в мае месяце 2 класса показывают изменение отношения детей к учащимся из других стран, что доказывает, что приведённые ниже методические рекомендации, по формированию этнической толерантности средствами ролевой игры дали свои результаты и могут применяться не только в рамках одного класса, но и всего образовательного учреждения, могут быть взяты для применения педагогами начальной школы, педагогами дополнительного образования, педагогами – психологами, социальными психологами и всеми заинтересованными в формировании этнической толерантности педагогами и родителями. Сравнительная характеристика уровня толерантности наглядно показана на диаграмме
\s
СЛАЙД 14. Преобладание уровней толерантности
Год/ класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
2014-2015
1 класс 20% 73% 7%
2015-2016
2 класс 23% 72% 5%
2016-2017
3 класс (1 четверть) 37% 59% 4%
По итогам мониторингов можно констатировать следующие результаты: в 2014-2015 уч.г. (1 класс) среди учащихся преобладал средний уровень толерантности, который составлял 73%. В 2016 году (3 класс) произошёл резкий скачок высокого уровня толерантности – с 20% до 37%, хотя низкий уровень изменился ненамного – с 7% до 4%.
СЛАЙД 15. Одним из показателей познавательной активности учащихся является их участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Анализ использования разработанных мною материалов и использования современных технологий позволяет говорить об эффективности проделанной работы, что подтверждается достижениями учащихся. В 2014 году мой ученик стал победителем Международной дистанционной олимпиады, заняв 3 место по предмету «О безопасности я знаю всё» проекта «Инфоурок». В 2015 году два ученика стали лауреатами конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех». В 2015 г. на 66 городской выставке технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодёжи две мои ученицы были награждены дипломами Управления Образования Администрации г. Нижний Тагил за работы в технике вышивка; в 2015 году ученик моего класса неоднократно становился призёром открытых городских соревнований по судомодельному спорту. Ученики моего класса становились призёрами в школьных и городских соревнованиях по шашкам. В 2016 году в мероприятиях проекта «Видеоуроки» «Олимпиада по окружающему миру 2 класс» одна ученица стала призёром II степени, и получили диплом III степени два ученика.
СЛАЙД 16. Опыт своей работы транслирую в школе и в педагогическом сообществе города. В 2014 году участвовала в городской заочной научно-практической конференции: «Повышение качества образования при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» где была опубликована моя статья «К вопросу о формировании этнической толерантности у школьников». В 2015 году участвовала на IX Всероссийской конференции «Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания», проводимой в НТГСПИ (Ф) РГППУ, материалы выступления были опубликованы в брошюре конференции.
Проведенная работа позволила нам отметить следующие важные положения:
ролевые игры с социально-этнической тематикой способствовали воспитанию интереса к людям другой национальности как основы воспитания этнической толерантности.
данные игры оказали положительное влияние на поведение детей: они проявляли доброжелательность, заботу друг о друге, уменьшались конфликты между детьми. Группу стала объединять увлеченность общим делом.
игра явилась действенным средством воспитания этнической толерантности.
СЛАЙД 17. Достигнутый результат практической деятельности позволяет сделать вывод, что поставленные цели были реализованы – ролевая игра как средство формирования межэтнической толерантности оправдала наши ожидания. Дети моего класса социализированы для обучения в русской школе и вопрос толерантности детей так открыто не стоит.
Возможности ролевой игры не исчерпаны, поэтому в следующий межаттестационный период я планирую:
•продолжить работу по использованию игровых технологий в образовательной деятельности для формирования коммуникативных УУД;
• продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе обучения (игровые технологии, информационно – коммуникационные, проектные технологии, технологии мастерских);
• создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини- проекты; исследования в более глубоком смысле слова);
• продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей
• способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
СЛАЙД 18. В ходе защиты аналитического отчета автора, можно будет познакомиться со следующими материалами:
Мониторинг изучения уровня этнической толерантности младших школьников. (Приложение 1)
Экспресс-опросник «Индекс толерантности» разработан Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаевым и Л. А. Шайгер. (Приложение 2)
Опросник для измерения общих социальных установок у детей
Э. Френкель–Брунсвик) (Приложение 3)
Анкетный опрос класса (Приложение 4 -6)
Методические рекомендации по применению ролевых игр для формирования этнической толерантности учащихся в образовательном процессе начальной школы (Приложение 7)
Формирование универсальных учебных действий (Приложение 8).
Игры, способствующие формированию толерантности у детей младшего школьного возраста (Приложение 8)
Грамоты учащихся (Приложение 9).
Методическая копилка педагога – статьи по данной теме (Приложение 10).
Портфолио педагога (Приложение 11).
СЛАЙД 19. Спасибо за внимание.. Дата составления тезисов аналитического отчета:
Подпись автора тезисов аналитического отчета
. На первом этапе развитие когнитивного компонента осуществлялось в процессе уточнения и углубления представлений ребенка о себе, связанного с самооценкой физических, психических и социальных свойств; эмоционального — в ходе определения отношения к своим близким и к их поступкам; поведенческого — при накоплении позитивного опыта межличностного общения. Доминирующим методическим приемом, который мы использовали на начальном этапе работы, являлось сравнение, позволяющее выявлять общее и особенное в различных проявлениях (сходства-различия во внешности, во вкусах, в интересах и др.), причины этих сходств и различий. Немаловажное значение имело нахождение сходства между людьми.
В ходе реализации второго этапа опытно-экспериментальной работы — развитие когнитивного компонента — осуществлялась систематизация знаний о России: укреплялись понятия о национальном составе, о городах республики, о культурно - историческом наследии. Развитие эмоционального компонента осуществлялось в ходе формирования познавательного интереса к родному краю, к его жителям, к многообразию его культурных и исторических ценностей;
поведенческого — в процессе воспитания доброжелательного отношения к жителям других городов и сел. Осуществление второго этапа опытно - педагогической работы потребовало создания мини-краеведческого музея, экспонатами которого были предметы одежды и быта народов, проживающих в республиках Российской Федерации, которые использовались в качестве наглядных пособий в процессе ознакомления с фольклором, а также в изобразительной и музыкальной деятельности.
На третьем этапе опытно-экспериментальной работы развитие когнитивного компонента предполагало формирование представлений о национальном разнообразии учащихся школы и своеобразии их культур; эмоционального — умение адекватно оценивать представителей разных народов в зависимости от их нравственных качеств; поведенческого — актуализацию представлений в процессе включения в различные виды деятельности.
. Работа была направлена на решение ряда воспитательно-образовательных задач:
Развитие когнитивного компонента:
Формировать представления ребёнка о себе как об уникальной, самоценной, неповторимой личности.
Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
Уточнять и систематизировать знания о малой Родине.
Формировать понятия о национальном составе ближайшего окружения.
Формировать представления о соседних республиках и людях различных национальностей, проживающих в них.
Формирование поведенческого компонента:
Воспитывать умение проявлять терпимость, уважение к традициям и культуре других людей.
Развивать умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других.
Развивать умение делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы.
Углублять понимание значимости и ценности жизни каждого человека.
Воспитывать интерес к жизни других людей.
Развитие эмоционального компонента:
Способствовать проявлению положительного отношения и интереса к многонациональной культуре своего и соседнего регионов.
Способствовать становлению этнического самосознания, чувства национальной самоценности.
Способствовать воспитанию доброжелательности, уважительного отношения к сверстникам своей и других национальностей.
при реализации следующих условий:
обогащение содержания игр через отбор доступных, интересных детям знаний, эмоциональное их преподнесение, использование игровых форм и методов подачи познавательного материала;
обеспечение тесной связи учебно-познавательного и воспитательного процессов;
целенаправленная подготовительная работа, предусматривающая включение детей в различные виды деятельности (изобразительная, художественная, трудовая);
наличие педагогического руководства игровой деятельностью детей, заинтересованность и увлеченность педагога в процессе подготовки и проведения игр;
обеспечение активности каждого ребенка в процессе игры и в ходе ее подготовки.