«Использование современных образовательных педагогических технологий на уроках в начальной школе».


Моя педагогическая концепция:
«Использование современных образовательных педагогических технологий на уроках в начальной школе».

Цель концепции - раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение современных образовательных педагогических технологий в учебный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся.
- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в  самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией.
- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Предполагаемые результаты:
- Повысится учебная мотивация, познавательный интерес учащихся.
- Появится подлинный интерес к познанию окружающего мира;
- У школьников развиваются такие способности как самостоятельность, творчество, инициативность;
- Повышение динамики качества обучения.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения [№1, стр.74] (по ФГОС)
Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
В своей работе применяю самые современные педагогические технологии, направленные на решение учебных задач:
  -Технология критического мышления
-Проблемное обучение
-Технология дифференцированного обучения
-Игровые методы
 Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Технология критического мышления.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.[№3, стр.17] Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:
- чтение с остановками;
- таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
- написание творческих работ;
- инсерт;
- кластер;
- синквейн.
Сфера применения кластеров необъятна. Учащиеся делают попытки систематизации материала, к изучению которого еще не приступили (т, е. на стадии вызова). Например, предмет « Окружающий мир», 3 класс, тема: «Значение водоемов». В начале урока используется прием «мозговая атака», и уже на стадии вызова ученики вносят информацию в кластер, остальная информация появляется на стадии осмысления после чтения статьи учебника. В конечном виде кластер выглядит так, как указано на рис. 1
Родник
Болота
Реки


Озера

Природные углубления, заполненные водой

Озера

Водоемы
Работа заводов и фабрик
Хранилище воды
Отдых
Значение
Охрана
Не мыть транспорт
Не мусорить
Вносить норму удобрений

Рис. 1
На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «толстых» и «тонких» вопросов.
Например, тема: «Земля в космическом пространстве. Смена дня и ночи».
? ?
Что представляет собой Земля? Что удерживает Землю около Солнца? Как называются планеты? Верно ли, что планет 9? Почему Луна излучает свет? Почему день и ночь сменяются?
После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа и найти подтверждение своим предположениям.
Технологию развития критического мышления я использую и на уроках литературного чтения (приложение 2), русского языка и окружающего мира.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технология проблемного обучения
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Приведу фрагменты уроков с применением проблемного обучения.
Урок математики по теме «Порядок действий».
Проблема поставлена: почему в одинаковых выражениях разные ответы?
Учитель. - Что общего в выражениях и чем они отличаются?
Дети. - Одинаковые числа и одинаковые знаки. Отличаются порядком действий. В первом выражении сначала вычитали, а потом прибавляли, а во втором – наоборот, сначала прибавляли, а потом вычитали.
Учитель. - В каком выражении действовали правильно?
Дети. - В первом.
Учитель. - Как же догадаться, что сначала надо выполнить сложение?
Дети. - Надо в выражение надо что-то дописать.
Учитель. - Что бы вы предложили?
Дети. - Можно пометить звёздочкой или цифрой указать.
Учитель. - Молодцы, вы правильно догадались! Но такой знак уже есть в математике – это скобки. Так что же обозначают скобки?
Дети. - Скобки обозначают действие, которое надо выполнять первым.(Состоялось «открытие нового знания»). В своей работе использую несколько приемов создания проблемных ситуаций.
Прием 1 – одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения.
Прием 2 – стараюсь столкнуть разные мнения учеников.
Прием 3 – житейское представление обучающихся вопросом или заданием «на ошибку», а затем предъявляю научный факт (с помощью эксперимента или наглядности).
Прием 4 – даю задание не выполнимое в принципе.
Прием 5 – предлагаю практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались.
Прием 6 – предлагаю практическое задание, похожее на предыдущее, а после его выполнения аргументировано доказываю, что задание выполнено неправильно.
Технологии дифференцированного обучения.
Класс, в котором работаю, состоит из учеников с разным развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора» (Ш. А. Амонашвили). Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом.
На блиц-уроке учащимся предлагаю весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: я подбираю задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи остаётся за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.
Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. У меня в классе создана группа «Скорой помощи».
  Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.
Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме « Безударные гласные».
1группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко,       Волнистый, волноваться, волны, вёсла, домище,л..сной. с..оновый, в..дичка.      домовой, дом,    лесок, лес, сосны, вода,
сосенки, водный.
    2 группа. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм. Запиши проверочные слова.
б-гун -                   Алгоритм.
х-дить-             1. Прочитай слово.
сл-ды-              2. Поставь ударение.
в-да -                3. Выдели корень.
б-да  -               4. Измени слово или подбери однокоренные, найди
в-лна  -                 проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
   3 группа. Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать-
д-ждливый-
в-сенний-
Математика.
Тема «Решение задач на разностное сравнение».
1 группа. Соедини текст задачи с нужным выражением.
У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?
  2+3           3-2              3+2
 2 группа. Составь выражение к задаче.
 Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?
 3 группа. Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.
 В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?
Использую в  работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.
  В работе применяю дифференцированные домашние задания.
 С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим. 
Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.
Мною выявлено, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.
Игровые технологии.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям[№4]. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Приведу некоторые дидактические игры  на уроках.
1. Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород парк море школа столовая
гря-кидоро-кипло-цыкни-кихле-цыкали-ка бере-кифла-киобло-кипиро-киЗадания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
2. Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.
Информационно – коммуникационные технологии.
Положительную роль в современной образовательной системе играет использование компьютерной технологии. Сегодня ИКТ  можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока [ №2, стр.42].
Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Компьютер помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. К урокам русского собрала материал по словарным словам. Есть база данных для картинных словарных диктантов. К каждому слову есть ребусы. Мною составлено много презентаций по разным темам на урок русского языка. Например ,по теме «Части речи», «Наречие», «Сложные слова», игра-тренажер «Пиши правильно». Проведён интегрированный урок русского языка на тему «Гласный звук [ы], буква ы»(приложение 3). На этом уроке применялась информационно-коммуникативная технология, дифференцированное обучение.
. На уроках использую презентации , составленные детьми.
Использование интерактивной доски позволяет мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использования мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материала), оценить глубину понимания слушателями изучаемого  материала.
Таким образом, использование современных педагогических технологий дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и как результат этого способствовать повышению качества знаний.


Приложение 1
Результативность использования современных технологий.
За последние 3 года моей педагогической деятельности наблюдается динамика учебных достижений учащихся: при стабильной 100% успеваемости, в качестве знаний прослеживается положительная динамика по итогам года.
Мониторинг уровня качества знаний

Анализируя полученные данные, мы видим, что уровень качества знаний по математике повысился на 11%,по русскому языку - на 6%,по чтению - на 5%,по окружающему миру – на 11%.
Широкое использование современных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Литература.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Педагогические Интернет-ресурсы.
.