СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Кинзябаева Л.Н. учитель биологии ГБОУ РПЛИ, г.Кумертау
Новые стандарты российского образования созданы с позиции компетентностного подхода, его внедрение в учебный процесс – это важное условие повышения качества образования. В образовании давно назрела необходимость ориентации учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний и приобретение личностного и профессионального опыта. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Hа первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникшие в различных ситуациях.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков». (1)
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».
Формирование компетентностей учеников обеспечивается реализацией системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. На сегодняшний день именно он наиболее полно описывает психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности учащихся.
В основе системно-деятельностного подхода лежат следующие дидактические принципы:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, самом себе, о роли биологии и месте ее в системе наук)
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Реализация системно-деятельностного подхода позволяет последовательно осуществлять ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности..
Изучение курса биологии – процесс раскрытия содержания ведущих биологических понятий на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение на уроках учебных задач.
При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планирую так, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении. Важно, чтобы ребёнок, находясь на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, осознавал смысл и результат своих усилий, приобретая тем самым компетенции. Только те знания, которые добыты самим учащимся, становятся прочными и осознанными.
Исходя из этого, я стараюсь: способствовать формированию устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха; способствовать формированию навыков решения проблемных ситуаций; формировать навыки проектно - исследовательской деятельности; способствовать формированию устойчивой рефлексии своей деятельности
Свой педагогический опыт по формированию ключевых компетентностей обучающихся я свожу к следующему:
1. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
2. Создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:
деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
организация продуктивной групповой работы;
обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
усиление практической направленности школьного образования по биологии.
3. Развитие ключевых компетентностей невозможно осуществить без организационных изменений форм учебной деятельности.
При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
Полноценное естественнонаучное образование без исследовательского обучения (или его элементов) вообще невозможно. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. При организации исследовательской деятельности (самостоятельное наблюдение или экспериментальная работа) формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений
Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников 5-6 классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов. Например, предлагаю провести домашний эксперимент (выращивание плесени, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др.) с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или даю опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме. Таким образом, формирую умение в устной и письменной форме представлять результаты своих исследований
Особое внимание уделяю включению в систему педагогической деятельности проектного метода обучения. Основной целью использования проектной деятельности на уроках биологии является формирование предметной компетенции учащихся, приобщение их к исследовательской работе. Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности. Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем. (2) Данную технологию применяю почти во всех курсах изучения биологии:
- в курсе «Биология. Растения. 5 класс» - проект «Бактерии - друзья или враги?»,
- в курсе «Биология. Растения. 6 класс» - посадка, уход, наблюдение за развитием комнатного растения; летние задания: «Растения моего двора», «Сорные растения на нашем огороде».
- в курсе «Биология. Животные. 7 класс» - составление опорных конспектов в виде символов; создание мультимедийных презентаций об охраняемых объектах РБ; презентации о значение животных для человека; о многообразии животного мира; летние задания: «Вредители моего сада, огорода» и т.д..
- в курсе «Анатомия и физиология человека. 8 класс» - создание мультимедийных презентаций по теме «Профилактика болезней человека», «Гигиена».
Методы проблемного обсуждения и эвристической беседы предполагают сочетание устного изложения материала учителем, постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, их жизненный опыт, знания, полученные вне школы.
Проблемные задания имеют личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Включение обучающихся в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению - углубляет интерес к самостоятельному процессу познания. На этапе выдвижения гипотез обучаю школьников предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, рассматривать пути их доказательства. Активация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышления вслух, при использовании активизирующих вопросов.(3)
В условиях информационной насыщенности общества на первый план выступают задачи формирования у учащихся информационной компетентности. Уметь работать с информацией означает умение анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, перерабатывать.
Для того чтобы знания учащихся подчинялись умениям, необходимы компитентностно-ориентированные задания. Например:У больного низкий гемоглобин. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов, фруктов и овощей, находящихся на столе? Запишите предлагаемый вами список и обоснуйте свой выбор. На столе лежат: таблетки «Бронхикум», банан, таблетки «Анальгин», витамины «Ревит», гематоген, яблоки, гранаты, помидоры, таблетки «Гастал», таблетки «Но-шпа», таблетки «Феррум Лек».
Формирование и развитие ключевых компетентностей невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий, которые применяю в разных ситуациях и на разных этапах урока. Уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.    Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, словарные статьи, иллюстрации. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения.
Компетенции в сфере здоровьесбережения формирую через содержание учебного материала, усвоение знаний и соблюдение норм здорового образа жизни (знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора здорового образа жизни). К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые задания. Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Например, при изучении клетки в 5 классе предлагаю составить кроссворд, используя материал учебника, приготовить сообщение о формах и размерах клетки, изготовить модель клетки .
Но существуют ряд противоречий, проблем, трудностей объективного и субъективного характера. Одно из главных противоречий – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент делается на знания, причем на расширенные и углубленные. Следующая проблема – отсутствие измерителей, тестов для определения уровня сформированности ключевых компетентностей в рамках урока.
Компетентностный подход в образовании нацелен на рефлексивную оценку обучающимися своих возможностей и «невозможностей», осознания границ своей компетентности. Рефлексивно-оценочный этап учебной деятельности необходим при реализации системно-деятельностного подхода. К сожалению, на это на уроке не всегда хватает времени.
Литература:
1.Стандарты второго поколения. Примерная ООП ООО. – М.: Просвещение, 2011.
2.Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]
3.Ярцева С. В. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии /С.В. Ярцева // Биология в школе. - 2010. - № 6. - С. 23-25


















Заголовок 315