Развитие познавательной у дошкольников активности посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Тема: Развитие познавательной у дошкольников активности посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Автор: Игольницына Евдокия Леонидовна, воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ№2 «Брусничка», ХМАО – ЮГРА, г.Лангепас.

Описание работы: предлагаемый методический материал, может быть использован воспитателями ДОУ для организации работы по экспериментально-исследовательской деятельности направленный на развитие познавательной активности детей.


Принцип ФГОС - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Содержание образовательной области «Познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях ) .
Познавательная активность – это интерес к процессу познания, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью взрослых, использование сравнения как важного приема в получении интересующей информации, творческое преобразование знаний, умений применять освоенный способ на новом материале.
Все это и находит отражение в принципах Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования и в содержании образовательной области «Познавательное развитие».
Ведущим методом развития познавательной активности детей дошкольного возраста является экспериментирование.
Экспериментирование - рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Николая Николаевича Поддьякова, Александры Платоновны Усовой, Елизаветы Александровны Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Они утверждают, что чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперимент в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может сделать каждый ребенок. Через экспериментирование ребенок познает и осваивает окружающий мир. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Свою работу организовала поэтапно:
-подготовительный
побудительно-стимулирующий,
конструктивно-творческий.
Для реализации каждого этапа были поставлены задачи, определено содержание и условия.
Подготовительный этап реализовывался в младшем дошкольном возрасте, так как интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет и основывается на любопытстве и любознательности.
На данном этапе для формирования начальных предпосылок экспериментально-исследовательской деятельности решались следующие задачи:
обогащать сенсорный опыт детей, обследовательские умения;
развивать у детей способность самостоятельно развертывать индивидуальную игровую, предметную деятельность
учить детей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы, переносить функции с одного предмета на другой.
Необходимым условием для решения данных задач является обогащение жизненного опыта детей. Для этого нами проводились следующие мероприятия:
наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира;
экскурсии по ДОУ;
чтение и рассматривание иллюстраций в художественных и познавательных произведениях;
игры с тематическим наборами игрушек;
развивающие игры. «Кормление», «Гости», «Поездка на транспорте».
Большое значение имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Для этого были организованы игры на развитие перцептивных действий, занятия в группе М. Монтессори.
В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда:
полифункциональные предметы: катушки, баночки, коробочки, бутылочки, крупные пуговицы, тюбики из-под крема и пасты, губки разных размеров;
мелкие образные игрушки;
различные наборы кубиков и конструкторов;
природный материал.
Предметный мир, действие с ним богаты содержанием способным вызвать познавательную активность, поэтому необходимо – направлять мысль ребенка, заставлять его раздумывать, проверять, экспериментировать, так как каждая встреча с новым предметом – стимул к познанию.
Для развития предпосылок игры в предметной деятельности способствовала обогащение игровой культуры детей, их игрового опыта через обучающие игры. Проводились такие игры, как «Угадай, что я делаю», «Угадай, что это такое?», «Придумай сам», «Через ручеёк».
Организовывались простые опыты с водой, воздухом, с песком, с разными материалами (бумага, дерево, ткань).
В результате проведённой работы к концу младшего дошкольного возраста были сформированы предпосылки
·экспериментально-исследовательской деятельности (сформировались навыки обследовательских действий; способность к самостоятельному построению индивидуальной предметно-игровой деятельности; многофункциональное использование предметов-заместителей; возникновении любознательности).
На втором этапе - побудительно-стимулирующием (средний дошкольный возраст) решались задачи:
обогащать представления детей об окружающем мире;
развивать умение пользоваться приборами помощниками;
развивать элементарные умения фиксации результатов наблюдений;
учить сравнивать, наблюдать, обобщать.
Необходимым условием для решения данных задач является создание: «Центра экспериментирования» с набором разнообразных материалов, приборов и иллюстрированной детской познавательной литературы; «Центра Игралочка», где в развивающих играх учили детей ориентироваться на символы и знаки («Цветная прогулка», «Какая сегодня погода»; «Зверушки на дорожках»).
Активно использовались методы с постановкой проблемных ситуаций, стимулирующих детей делать простейшие умозаключения, сравнивать и обобщать. Обучали способам получения информации, и грамотно задавать вопросы - для этого использовались методы, построенные на подражании, на творческом подходе к решению логических задач.
В рамках непрерывно образовательной деятельности организовывались опыты с объектами живой и неживой природы, с разными материалами с использованием приборов помощников.
Эффективными методами и приёмами были наводящие вопросы, а стимулами для поиска ответа: сюрприз, тайна, загадка. После наблюдений за природными объектами и явлениями дети, схематично делали зарисовки в календарях наблюдений (за погодой, за ростом лука, за таянием снега). Использовался развивающий и занимательный потенциал популярных развивающих мульт-сериалов «Фиксики», «Семья Почемучек» их серии включались при организации непрерывно образовательной деятельности, познавательных минуток, во время досуговых мероприятий в каникулярные периоды. Рекомендовали родителям воспитанников для просмотра этих мультсериалов дома.
На третьем этапе - (старший дошкольный возраст) решались задачи:
формировать положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;
развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы;
развивать навык применения освоенных способов на новом материале.
Для решения поставленных задач были созданы игровые познавательно-развивающие центры.
В центре «Уникум» широко применялись разнообразные игры, которые способствовали развитию логических действий - сравнения, логических операций - классификации, преобразование, ориентировку по схемам, моделям.
«Магнитный конструктор», «Лего Дупло», набор «Юный экспериментатор», геометрические головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы.
В мини-лаборатории «Юный исследователь», небольшая коллекция магнитов превращалась в магнитный театр или в машины. Проводились эксперименты «Как действует вулкан?», «Как появляется радуга», «Как измерить тепло».
В мини-лаборатории «Юный исследователь» Создавались проблемные ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, нацеливающие на поиск новых творческих решений (зашифрованные записи, посылки, письма).
Широко использовались задания «открытого» и «закрытого» типа. Задания закрытого типа требуют от ребенка осознанного самостоятельного подхода к их решению.
Например, «открытое» задание: «Сравни два предмета и расскажи, чем они похожи и чем отличаются». Задание «закрытого» типа: «Вот перед тобой три молотка, определи, какой из них нужен плотнику, какой - врачу, а какой - музыканту. Как ты определял?»
Реализовались проекты: «Удивительное рядом», «Чудеса воздуха», «Что из чего сделано», «Тайны магнита», «Загадки механизмов», «Кудесница вода», «Чудеса песка», «Волшебство света».
При организации проектов проводилась большая предварительная работа с родителями воспитанников и социальными партнерами (детская библиотека и музей).
В своей работе я стремилась к поиску наиболее эффективных педагогических технологий. Одна из которых - «Портфолио дошкольника» заинтересовала нас с точки зрения, как средство мотивации личностного роста воспитанников и развития познавательного интереса. Введение портфолио со старшей группы стимулировало воспитанников к участию в интеллектуальных и творческих конкурсах, викторинах.
С целью выявления отношения родителей к формированию познавательной активности у дошкольников, было проведено анкетирование, которое позволило сделать вывод: эта тема им интересна.
Практическая значимость моего опыта состоит в том, что предлагаемый методический материал, может быть использован воспитателями ДОУ для организации работы по экспериментально-исследовательской деятельности направленный на развитие познавательной активности детей.
Положительные результаты были достигнуты благодаря: взаимосвязанным и последовательным этапам, и комплексному использованию эффективных современных педтехнологий, форм, методов и приёмов.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115